Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития. А также, анализ современного положения на российском рынке труда, ее особенности, динамика и структура.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….Стр. 2
ГЛАВА 1Безработица и проблемы занятости в современной
рыночной экономике.
1.Причины и сущность безработицы...…………………………………....Стр.
1.1.Формы безработицы и показатели ее изменения…………………...Стр.
2.Понятие занятости. Анализ изменения структуры
занятости в развитых странах……………………………………………Стр.
2.1Социально-экономические последствия безработицы и
государственная политика занятости в развитых странах………….Стр.
ГЛАВА 2.Безработица в России.
1.Особенности безработицы в современной российской
экономике: причины, динамика, структура……………….…………….Стр.
1.1Оценка естественного уровня безработицы в России
в 1994 – 2003 гг.: эмпирический анализ.
1.2Последствия роста безработицы………………...…………………..Стр.
2Политика занятости в современной российской экономике…………...Стр.
2.1Социальная защищенность работников
на российском рынке труда………………………………………….Стр. 37
Заключение…………………………………...…………………………….Стр.
Список используемой литературы…………..……………………………Стр.

Работа содержит 1 файл

Безработица в России. МОЙ.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

Что же это за сумма? Подсчитаем: сумма экономических потерь от безработицы составляет почти половину от всех инвестиций в основной капитал производственного назначения за прошлый год (263,5 млрд. руб.).

Необходимо  учитывать, что приводимая расчетная  сумма потерь включает в себя только явные потери от безработицы. Комплексный учет всех негативных факторов, присущих российскому рынку труда и трудовым ресурсам, может дать цифру, существенно превышающую 128,6 млрд. руб.

Существуют  закономерности. Так, закон Оукена гласит, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, то отставание ВВП составляет 2,5%. Тогда отставание России из-за сложившегося уровня безработицы (общей) можно оценить в 10-15% от существующего и составляет за 1998г. 270-400 млрд. руб.

А это  значит, что только решение проблемы безработицы (достижение ее естественного  уровня) даст экономический рост в  стране дополнительно 10-15% за год.

  Но  это лишь экономическая сторона  проблемы. У проблемы безработицы  есть и социальная сторона, не менее весомая и важная для развития общества.

   В настоящее время государство  берет безработных на иждивение,  обеспечивая им прожиточный минимум.  Но при этом остается масса  проблем. Дело в том, что  нынешний размер прожиточного  минимума не в состоянии обеспечить нормальный жизненный уровень в условиях постоянного неконтролируемого роста цен не только на предметы роскоши, но и на предметы первой необходимости. Отсюда, проблемы роста преступности, количества самоубийств, возрастание числа разводов. Так, повышение уровня безработицы на 1% приводит к росту преступности на 7-8%. По данным исследований, год безработицы укорачивает жизнь человека на 5 лет. Возрастает число нервных и физических расстройств, снижена сопротивляемость к болезням. Симптомы депрессии встречаются у каждого второго безработного. Алкоголь и наркотики часто становятся единственным средством снятия озлобленности и агрессивности, появляющихся уже на шестом месяце вынужденного безделья. По негативному влиянию на самочувствие людей безработица в развитых странах стоит в одном ряду с преступностью и СПИДом. Поэтому даже при относительно большом пособии по безработице она не является благом. В России за годы рыночных реформ резко возросла доля работников, считающих безработицу недопустимой ни при каких обстоятельствах: с 37 до 67% среди рабочих и с 29 до 54% среди служащих.

Таким образом, проблема безработицы является актуальной не только  для каждого  конкретного россиянина, но и затрагивает  общегосударственные интересы, что  требует применения активной государственной политики в области занятости. Регулирующая роль государства должна состоять в постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований. 26 

2. Политика занятости в современной российской экономике. 

    Основная задача проводимой высшими  органами власти России социальной  политики – максимальной поддержание  уровня жизни населения и усиление  мер по социальной защите граждан,  остающихся без работы. Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

   Правительственная программа содействия  занятости населения должна опираться  на государственную политику  занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

  Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные и местные (городские, районные) программы.

  Прежде чем оценивать эффективность федеральной программы, рассмотрим мероприятия по содействию занятости населения. Группа мероприятий «Государственное регулирование, обеспечивающее сохранение и развитие рабочих мест» опирается на целевые программы  типа «Электроэнергетика Дальнего Востока на 1993-1995 гг.», «Наукоемкие технологии на период до 1995 г.», «Топливо и энергия до 2000 г.», «Жилище на 1993-1995 гг. и на период до 2000 года» и др. Подобные целевые программы трудно связывать с созданием новых рабочих мест, к тому же в этих программах практически отсутствуют данные об их количественных и качественных изменениях. Такой учет в стране не ведется, и Госкомстат РФ должен (причем не только в этой связи, а и в целях отслеживания движения рабочих мест на всех стадиях процесса воспроизводства) организовать учет новых и дополнительных  рабочих мест, которые статистикой не разграничиваются.

  Федеральные  программы имеют, как правило,  региональный аспект,  но в  региональных программах содействия  занятости населения даже не  упоминаются федеральные и иные  региональные программы,  не говоря  уже об отражении показателей движения рабочих мест. Очевидно, было бы целесообразнее разрабатывать федеральные и региональные  программы содействия занятости на трехлетний период (по аналогии  с программами Правительства РФ «Развитие реформ и стабилизация  российской экономики» в 1993-1995 гг. и «Реформы и развитие  российской экономики в 1995-1997 годах») и с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ, обеспечивая при этом увязку показателей движения  рабочих мест и рабочей силы.

  В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских  регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

  Обусловленные переходом к рыночным отношениям кризисные явления в экономике России не сопровождаются массовым высвобождением  работников и устойчивой хронической безработицей (в 1995 г. всего 8% выбывших работников были уволены по сокращению  штатов, а 64% - по собственному желанию). Вместе с тем получила  развитие скрытая (внутрифирменная) безработица, при которой  трудовой потенциал по разным причинам недоиспользуется, что сказывается на эффективности производства и уровне производительности  труда.

  Стабилизация и последующий рост производства должны стать отправным пунктом реализации стратегии занятости для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

  финансовому, в соответствии с которым средства внебюджетного  государственного фонда занятости вместе с целевыми ассигнованиями из бюджетной системы (федерального и региональных уровней) обеспечивают финансирование программ содействия занятости.             При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%); 

 социальному, в соответствии с которым общество устанавливает  порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно  стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

  Для  стран Западной Европы мы можем рассмотреть темпы роста производительности труда, которые легко определяются путем деления индекса роста ВВП на индекс роста занятости в таблице 5 (приложение 3). Проделанные расчеты показывают, что несмотря на экономический кризис 2001-2003 гг., производительность труда в народном хозяйстве практически всех рассматриваемых стран все время росла, хотя темпы этого роста, естественно, были далеко не одинаковыми по странам. Так, наиболее высокие темпы на рубеже двух веков были у Швеции, Финляндии и Великобритании. Самые низкие у Нидерландов и Испании. В целом за период с 1994 по 2003 гг. производительность труда в ЕС-15 возросла на 11%, в ЕС-25 - на 13, а в США и Японии соответственно на 17 и 14%.

  На Лиссабонском саммите в марте 2000 г. была поставлена цель сделать экономику ЕС самой конкурентоспособной, динамичной и наукоемкой к 2010 г. Для этого потребуется резко увеличить расходы на НИОКР (до 3% ВВП), ослабить засилье чиновников-бюрократов, дать большую свободу предпринимательской инициативе и значительно увеличить занятость.

     Государственная служба занятости  является структурой специальных  государственных органов, призванных  обеспечить решение вопросов  занятости населения, регулировать  спрос и предложение на рабочую  силу, содействовать неработающим  гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

  Функции службы занятости многообразны. Среди них можно выделить ряд основных:

  Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

  Консультации обращающихся в службу занятости трудящихся и работодателей о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам;

  Оказание помощи гражданам в выборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;

  Организация профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации граждан в учебных центрах службы занятости или других учебных заведениях;

  Оказание услуг в профессиональной ориентации и трудоустройстве высвобождаемым работникам и другим категориям населения;

  Оплата стоимости профессиональной подготовки, переподготовки граждан, трудоустройство которых требует получение новой профессии, установление им на весь период обучения стипендии;

  Выдача в установленном законе порядке гражданам пособия по безработице и приостановление выплаты этих пособий.

  Таким  образом, функции Государственной  службы занятости значительно  расширилось по сравнению с  функциями ранее действовавшей системы трудоустройства населения.

   «В 1998 году службе занятости России  удалось трудоустроить 2,3 млн.  человек. Если учесть, что в  среднем за год в общероссийском  банке данных насчитывалось около  400 тыс. вакансий, а в Службу  занятости обратилось 5,3 млн. человек, то трудоустроен каждый третий».

   Однако Федеральная программа  занятости населения по таким  показателям, как организация  и проведение общественных работ,  а также временная занятость  подростков не была выполнена.  Причина – дефицит средств  в ряде центров занятости. «Что касается трудоустройства подростков в возрасте от 14 до18 лет, то вместо предполагаемого миллиона обеспечить работой удалось 850 тыс. человек».27Связано это как с нехваткой средств в фондах занятости, так и с отсутствием налоговых льгот для работодателей.   

   Одной из важных задач современной  социально – экономической статистики, как в России, так и за рубежом  является совершенствование показателей  благосостояния населения. Это  обусловлено все возрастающими  потребностями органов государственного управления в надежной и качественной информации, необходимой для разработки социальной политики. В конце 2002 года Статистический комитет Содружества Независимых Государств опубликовал систему индикаторов для оценки уровня жизни в странах СНГ. Одним из показателей этой системы является уровень безработицы; уровень экономической активности населения; соотношение занятых в экономике и общей численности населения и т. д.28      

   В своей статье автор (Ю.  Иванов) писал, что за последние  два года безработица приобрела вид крупного макроэкономического явления, превратившись в самостоятельный фактор развития экономики. Тем не менее в России до сих пор не выработано такой политики в области занятости, которая способствовала бы успешности реформ.

Информация о работе Безработица в России