Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 23:15, курсовая работа

Описание работы

Экономическая система, создающая дополнительное количество рабочих мест, ставит задачу увеличить количество общественного продукта и тем самым в большей степени удовлетворить материальные потребности населения. При неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы система работает, не достигая границы своих производственных возможностей.

Целью данной работы является исследование сущности безработицы, причин ее возникновения и развития. А также, анализ современного положения на российском рынке труда, ее особенности, динамика и структура.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….Стр. 2
ГЛАВА 1Безработица и проблемы занятости в современной
рыночной экономике.
1.Причины и сущность безработицы...…………………………………....Стр.
1.1.Формы безработицы и показатели ее изменения…………………...Стр.
2.Понятие занятости. Анализ изменения структуры
занятости в развитых странах……………………………………………Стр.
2.1Социально-экономические последствия безработицы и
государственная политика занятости в развитых странах………….Стр.
ГЛАВА 2.Безработица в России.
1.Особенности безработицы в современной российской
экономике: причины, динамика, структура……………….…………….Стр.
1.1Оценка естественного уровня безработицы в России
в 1994 – 2003 гг.: эмпирический анализ.
1.2Последствия роста безработицы………………...…………………..Стр.
2Политика занятости в современной российской экономике…………...Стр.
2.1Социальная защищенность работников
на российском рынке труда………………………………………….Стр. 37
Заключение…………………………………...…………………………….Стр.
Список используемой литературы…………..……………………………Стр.

Работа содержит 1 файл

Безработица в России. МОЙ.doc

— 677.50 Кб (Скачать)

2. Понятие занятости. Анализ изменения структуры занятости в развитых странах.  

    Занятость, прежде всего,  представляет  собой одну из существенных  характеристик экономики, благосостояния  народа. Уровень занятости представляет собой важнейший макроэкономический показатель. Но занятость не чисто экономическое явление. Она обусловлена демографическими процессами, выступает частью социальной политики, т. е. имеет демографическое и социальное содержание. 

   Достижение полной и эффективной  занятости является одной из  ключевых задач социально –  экономической политики государства,  важнейшей проблемой экономической  науки.

   Считается, что если спрос на  экономически целесообразные места  будет удовлетворяться соответствующим по профессионально – квалификационной структуре предложением рабочей силы, то это и будет означать полную занятость. Такая сбалансированность позволит обеспечить лучшие результаты в масштабе экономики, ибо они строятся на фундаменте научно – технических достижений, высокой производительности труда.

   Однако, по мере увеличения спроса  на труд в результате ускорения  темпов экономического развития  первыми покидают ряды безработных  наиболее квалифицированные кадры.  Так, в США в удельный вес безработных среди менеджеров и специалистов снизился в 2002 г. по сравнению с предыдущим годом на 7,5% среди специалистов со средним техническим образованием на 18,1%, в то время, как среди работников сферы услуг – на 4%, квалифицированных рабочих – на 5,2%, неквалифицированных – на 3,3%.8

   Полная занятость в экономике  подразумевает наличие естественной  безработицы, которая представляет  собой устойчивую на протяжении  длительного периода долю фрикционных  и структурных безработных в  рабочей силе. Таким образом, естественная безработица отражает равновесное состояние рыка труда в условиях полной занятости, когда количество ищущих работу совпадает с числом свободных вакансий. Превышение фактического уровня безработицы по сравнению с естественным нарушает сбалансированность рынка труда, что выражается в появлении в экономики циклических безработных, желающих работать, но не находящих работу в силу абсолютного сокращения спроса на труд в период спада производства.

    Достижение полной занятости  невозможно обеспечить с помощью

одного  рыночного механизма, необходимое  постоянное регулирование этого  процесса со стороны государства, общества. Государственное регулирование  в первую очередь состоит в  развитии фундаментальной науки, образования, здравоохранения, обеспечения экологической и национальной безопасности, функционирования естественных монополий (железных дорог, энергетических и трубопроводных сетей).  

   Соединение рыночного механизма  и государственного регулирования,  возможно, решить при существенном изменении структуры. Однако сегодняшняя структура занятости не отвечает потребностям ни общества, ни большей части населения.

  Рынок  труда в развитых странах, - одна  из важнейших составляющих рыночной  системы.  

   За последние десятилетия американский рынок труда претерпел существенную эволюцию. Одна из новых тенденций, появившаяся в 90-е годы, - деление единого рынка рабочей силы на несколько практически не конкурирующих между собой сегментов. На функционирование рынка труда в США влияет и снижение степени охвата работников профсоюзным движением. Только за 80-90-е годы она заметно сократилась- с 20,1% в 1983 г. до 14,5% в 1997 г.

Это делает рынок более мобильным в следствии  уменьшения влияния профсоюзов на процесс  заключения коллективных договоров  и установления размеров заработной платы.

 Об  эффективности функционирования  американского рынка труда свидетельствует  то обстоятельство, что по сравнению  с предыдущими периодами в  90-е годы гораздо более высокий  процент потерявших работу вскоре  ее находят. Так, с 1979 г. по 1983 г. трудоустроились 60% потерявших работу, с 1981 г. по 1985 г. –67%, с 1991 г. по 1993 г. – 68%, а с 1993 г. по 1995 г. – 74% безработных. Общие масштабы занятости в США за последние 35 лет более чем удвоилась -  63 млн. человек в 1995 г. до почти 130 млн. человек в 1998 г. В настоящие время американское правительство делает главный упор на создание рабочих мест не в государственном секторе, а в частном.9

    Обобщенным показателем потенциального  предложения труда, позволяющим  оценивать как последствия роста безработицы, так и последствия падения экономической активности, может служить коэффициент занятости, рассчитанный как отношение числа занятых трудоспособного возраста к общей численности трудоспособного населения. Хотя в России его значение снизилось, с 78,6% в 1992 г. до 64,7% в 1998 г., оно все равно оставалось более высоким, по сравнению с 50-60%, характерными для ряда других переходных экономик. Снижение коэффициента занятости может происходить за счет:

а) роста  безработицы;

б) сокращения уровня экономической активности;

в) падения  численности трудоспособного населения.

   Огромное влияние на рынки  труда оказывают технологические  достижения в области компьютеризации,  биотехнологии, энергетики, связи  и исследований космоса. Занятость в этих странах растёт гораздо динамичнее, чем в других областях хозяйственной деятельности. В 90-е годы в производстве офисного машинного оборудования занятость выросла на 10% в Австрии, на 13% в Ирландии, на 11% в Португалии и Нидерландах. В производстве электронных компонентов и оборудования связи численность работающих возросла в Ирландии на 48%, в Финляндии на 12,6%, в Дании на 8%. В производстве компьютеров и комплектующих к ним в большинстве стран ЕС прирост занятости весьма велик: более 26% в Ирландии, 20% - в Великобритании, около 16% - в Испании и Швеции, 12% - в Германии и Греции.

Эти данные достаточно красноречивы. Общая занятость  в секторе высокотехнологичных  товаров и информационных технологий в среднем по ЕС–15 составляла в 1999 году почти 4%, в США – 6, в Чешской республике – 3, в Венгрии – 4,3, в Китае и Малайзии – 1% от числа экономически активного населения. Однако, в некоторых странах (Бельгия, Греция, Португалия) число занятых в перечисленных областях производства уменьшилось.

За последние десятилетия в промышленно развитых странах большая часть новых рабочих мест было создано на предприятиях, освоивших самые последние модели новейших технологий. Наряду с финансами, страхованием, недвижимостью к ним можно отнести в некоторой степени транспорт, лизинговые услуги, связь. В сфере услуг появились новые виды профессий, требующие повышенной квалификации, особенно медицине, сфере финансов и фирмах, специализирующихся на оказании деловых услуг.10

2.1Социально-экономические последствия безработицы и государственная политика занятости в развитых странах

   Для отдельного человека безработица означает, прежде всего, потерю постоянного и регулярно получаемого дохода.  

   Существуют различные взгляды и точки зрения по поводу борьбы с безработицей. Данные методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство каждой страны.

   Пигу и его последователи, считающие,  что корень зла – в высокой  заработной плате, предлагают:

содействовать снижению заработной платы;

разъяснять  профсоюзам, что рост заработной платы, которого они добиваются, оборачивается  ростом безработицы;

государству трудоустраивать работников, претендующих на невысокий доход, в частности, поощрять развитие социальной сферы.

   Из рекомендаций Пигу широко  применяется деление ставки заработной  платы и рабочего времени между  несколькими работниками. Использование  частичного рабочего дня сокращает  безработицу даже при сохранении  неблагоприятной конъюнктуры.11

   У кейнсианской школы на преодоление безработицы существует своя точка зрения.

   В 1950-х годах в политике государственного  регулирования применялись кейнсианские  методы. Кейсианцы считали, что  саморегулирующая экономика не  может преодолеть безработицу.  Уровень занятости зависит от так называемого «эффективного спроса» (упрощенно – уровня потребления и инвестиций).

  Дж. – М. Кейнс писал: «Хроническая  тенденция к неполной занятости,  характерная для современного  общества, имеет свои корни в  недопотреблении…»12

   Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него  в силу психологических факторов «склонность к сбережению» превышает «побуждение к инвестициям», что влечет спад производства и безработицу.

   Таким образом, кейнсианцы, показав  неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

  Согласно  взглядам автора «Общей теории»,  подлинная инфляция возникает  только тогда, когда экономика  страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.

  В  60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане.

     Кейнсианские  программы   борьбы  с безработицей   предполагают  

использование  двух  блоков  мероприятий (табл. 1; приложение 1)

    Первый  блок  нацелен  на  ослабление  безработицы  в   краткосрочном  периоде,  когда   положительные  сдвиги  в   экономике  ещё  не  ощущаются.   Его  содержанием  становятся    общественные  работы,  которые должно  организовать  и оплатить  государство   за   счёт  своего  бюджета.     Рекомендуется   эти работы  сосредоточить в области формирования   производственной  и социальной  инфраструктуры  (строительство дорог,   больниц и т.д.).   Главное – занять  население   во  имя социальной  стабильности  и поддержания,  хотя  бы  минимального   потребительского  спроса  со  стороны работников.

   Второй   блок  охватывает  систему   стратегических  мер,  способных   оживить  конъюнктуру  рынка,   сформировать  инвестиции  и,  как  следствие -  потребительский  спрос,  что  должно  привести  к  увеличению  товарной  массы  и   занятости  населения.  Этот  блок  включает  два  рычага:  государственный  заказ  крупным  фирмам и  уменьшение  учётной  ставки  за  счёт  увеличения государственных  расходов  (возможно  при и росте  дефицитного  бюджетного  финансирования). Предполагается  осуществить   государственный  заказ  крупным  фирмам,  имеющих  большую  сеть  хозяйственных  связей. Такой   заказ поставщикам    и смежникам   значительно расширит  поле  инвестиционной  деятельности.   Приводится  в действие  не  одна  фирма,  получившая  государственный заказ,  а целая их  сеть,  что,  безусловно,    увеличивает спрос на  рабочую  силу  и  соответственно  рассасывает  безработицу.

    Кейнсианские  программы  успешно   применялись  после  второй  мировой  войны  во  многих  странах.  Однако  наступил  период,  когда  возникли  естественные  объективные  трудности   для   их  претворения  в  жизнь.  Источниками  финансирования  этих  программ всегда  был  государственный   бюджет,  а  точнее  государственный долг.  Последний  беспредельно  разрастаться  не   может,   ибо   увеличение  долга  государства  ведёт  к  дополнительной  эмиссии  денег,  что  без   соответствующего  роста  товарной   массы  способствует   инфляции.  В  условиях  инфляции  инвестиционный  спрос  снижается.

   Далее, рассмотрев взгляд монетаристкой  школы можно отметить, что монетаристы  выступали против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого, так и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как «неизбежная плата» за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании «естественного уровня безработицы», который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше  ее «естественного уровня» с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

Информация о работе Безработица в России