Обрядовые песни в школьной программе музыка

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 21:53, курсовая работа

Описание работы

виды обрядовых песен, понятие обрядовой песни в музыке

Содержание

Введение……………………………………………………………………….……3
1. Понятие и сущность, классификация обрядовых песен………….….….…….5
2. Роль обрядовых песен в жизни казахского и русского народа.........……..…..9
3. Обрядовые песни в школьной программе «Музыка»…………….….……….16
Заключение…………………………………………………………….…………..23
Список использованной литературы……………………………….……………24

Работа содержит 1 файл

курсовая лена.doc

— 148.50 Кб (Скачать)

      По своей форме эти песни — краткие стихотворения, которые одним штрихом, двумя-тремя строками обозначают настроение, лирическую ситуацию.

       Народная обрядовая поэзия теснейшим образом связана со старым традиционным бытом и вместе с тем таит в себе удивительное богатство поэзии, которая выдержала многовековое испытание временем. Поэтому очень важно познакомить школьников с этим миром народного творчества.

       Впервые учащиеся знакомятся с обрядовым фольклором, календарно-обрядовыми песнями с первых уроков.

       В 1-м классе во 2-й четверти по теме: «Путешествие в казахский аул», учащиеся знакомятся со следующими обрядами: («Бесик жыры», «Шилдехана», «Тусау кесу») и изучают репертуар обрядовых песен: «Элди-элди», «Бесик жыры», «Тусау кесу».

        Во 2-м класса во 2-й четверти учащиеся рассматривают тему: «Музыка выражает, изображает, организует».

       При раскрытии темы: «Свадебные песни» учащиеся знакомятся с основными понятиями («Свадебные песни», «Бет-ашар», «Жар-жар») и изучают репертуар «Казахские свадебные песни».

       При раскрытии темы: «А невеста грустит…»: учащиеся знакомятся с основными понятиями («Казахский свадебный обряд», «Свадебные песни») и изучают репертуар «Сынсу», «Жар-жар», «Той бастар».

       При раскрытии темы: «Скоро Новый год» учащиеся 2-го класса закрепляют основные понятия и изучают репертуар русских народных песен: «Коляда-маляда» А. Лядова и Б. Байкадамова.

       При раскрытии темы: «Прощальные песни и Кюи» учащиеся знакомятся с основными понятиями «Прощальные песни и Кюи», «Песни – плачи – жоктау», «лад».

      При раскрытии темы «Провожаем зиму» учащиеся 2-го класса  знакомятся с основным понятием  «Обрядовые песни» и изучают репертуар: «Ранней весной», Н. Римского-Корсакова хор. «Слетались птицы», «Проводы масленицы», «Снегурочка», украинская народная песня «Веснянка», П. Чайковского «Масленица».

      При раскрытии темы: «Наурыз – Новый год» учащиеся 2-го класса   изучают репертуар: «Жарапазан», «Коляда-маляда».

        В 4-м классе по теме: «Кто создает музыку?» учащиеся рассматривают основные понятия: «Обрядовые песни», «песня – веснянка» и изучают репертуар: П. Чайковского концерт №1, украинская народная песня «Веснянка».

          Далее мы предлагаем иллюстративный материал, который возможно использовать на школьном уроке музыки.      

      Необходимо  предоставить краткие сведения об обрядовой поэзии, календарно-обрядовых песнях, которые составляют неотъемлемую часть этих обрядов. Было бы желательно, чтобы учитель более обстоятельно рассказал, где, когда и как исполнялись эти песни. Например, в своем рассказе о колядках учитель может сообщить о том, что рождественские новогодние праздники продолжались с 24 декабря по 6 января. Эти праздники были связаны с зимним солнцестоянием — одним из важнейших дней земледельческого календаря, который отделял один годичный жизненный цикл от другого. Христианская церковь относит к этому дню и день рождения Иисуса Христа.       

      Колядование начиналось в канун Рождества, 24 декабря. Так назывались праздничные обходы домов с пением колядок, в которых славились хозяева дома и содержались пожелания богатства, урожая и т. д. Колядки исполнялись детьми или молодежью, которые несли на шесте звезду. Эта звезда символизировала Вифлеемскую звезду, которая появилась на небосводе в момент рождения Христа.            

Началу  года придавалось особенное значение. Как проведешь Новый год, такой  будет и весь предстоящий год. Поэтому старались, чтобы стол был обильным, люди веселыми, желали друг другу счастья и удачи.       

      Характеризуя  масленичные песни, можно отметить, что в них ее, Масленицу, ругают, высмеивают, призывают возвратиться, называют шуточными человеческими именами: Авдотьюшка, Изотьевна, Акулина Саввишна и так далее.      

      В. И. Даль писал, что каждый день Масленицы имел свое название: понедельник — встреча, вторник — заигрыши, среда — лакомка, четверг — широкий четверг, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы. На этой же неделе было принято кататься с гор на санках.      

      Что касается троицкого цикла, то можно отметить, что он был наиболее богат календарно-обрядовыми песнями, играми, хороводами. Недаром поэтические образы и мелодии этих песен привлекали внимание многих русских писателей, например А. Н. Островского: известная песня Леля «Туча со громом сговаривалась» и обрядовая песня троицкого цикла:

Туча с громом сговаривалась: 
Доля-лёли-лёли-лё! 
«Пойдем, туча, гулять на поле, 
На то поле, на Заводское! 
Ты с дождем, а я с милостью, 
Ты польешь, а я выращу!»… а также композиторов (песня «Во поле березонька стояла…» в 4 симфонии П. И. Чайковского, «Снегурочка» Н. А. Римского-Корсакова и другие).      

      Весенние  обряды исполнялись в дни главного в году Великого поста, поэтому они почти не имели праздничного игрового характера.      

      Главный весенний жанр — веснянки. Их, по сути, не пели, а кликали, взобравшись на пригорки, крыши. В них призывали весну и расставались с зимой.       

      Некоторые веснянки напоминают знакомые с детства строки «Тараканища» или «Мухи-цокотухи» («тараканы — в барабаны»).      

      Вот одна из веснянок такого рода:

…Синицы, синицы, 
Принесите по спице! 
Канарейки, 
Канарейки, 
Принесите по швейке! 
Четочки, чечеточки, 
Принесите по щеточке! 
Тогда, утки, 
Дуйте в дудки, 
Тараканы — 
В барабаны!      

      На мотивах веснянок построены многие эпизоды «Снегурочки» А. Н. Островского.      

        Учитель, конечно, выберет нужный  материал для вступительного  слова, и первый урок может отвести колядкам и масленичным песням. Особую роль при этом будет играть выразительное чтение песен самим учителем. Предварительно, необходима кропотливая работа с непонятными словами и выражениями, которые могут быть объяснены заранее или при комментированном чтении. После этого можно предложить учащимся прочитать одну-две песни.      

      После чтения песен проводится беседа по вопросам.       

— Какой  фольклор называется обрядовым?      

— Какие  песни можно назвать календарно-обрядовыми?       

— Когда  и где исполнялись колядки? Чем они отличаются от других песен?      

— Какие  календарно-обрядовые песни можно  назвать самыми веселыми?      

— Приходилось ли вам слышать подобные песни? Где и при каких обстоятельствах? Расскажите об этом подробнее.            

      Особое  внимание обращается на то, что обрядовой поэзией интересовались такие выдающиеся русские писатели, поэты, композиторы, как А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, А. Н. Островский, С. А. Есенин, М. И. Глинка, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и другие. Учитель обязательно коснется этого на уроках, поэтому вполне правомерна постановка такого вопроса:       

— Что же всех их интересовало в русском фольклоре, русской народной обрядовой поэзии?      

      Конец урока можно посвятить выразительному чтению одной или двух песен, при  этом обращается особое внимание на напевность, повторы, обращения, эпитеты.   

      Представленная  методика рассчитана на любой социальный статус детей, имеющих различные интеллектуальные, художественные, творческие способности.

       Для правильного исполнения необходимо:

  • проговаривать эту же фразу на распев;
  • делать тоже самое на одном звуке в ритме песни, без выталкивания звука горлом;
  • петь мелодию, прерываясь на разговорную речь.
 

      Также большое внимание необходимо уделять слушанию музыки, просмотру видеоматериалов. Посредством предлагаемого материала передать детям подлинно народную манеру исполнения, всю образность фольклорного творчества во всех формах воплощения. При помощи аутентичных исполнителей дети более точно и правдиво достигнут поставленных задач в обучении и работе над репертуаром. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Сегодня остро стоит проблема сохранения и бережного отношения к народной культуре, не извращая традиций, не выдавая за экзотику. Традиционная культура – духовная основа самосохранения народа. Потому данная программа актуальна, т.к. она подходит для образования детей с различным уровнем подготовки на любой стадии обучения. Для характеристики своеобразных начал отечественной культуры исключительно важное, значение имеет сохранившийся до наших дней комплекс традиций нашей земли – одного из самостоятельных районов сложения и бытования явлений, видов и форм культуры.

       Обрядовые песни - народные поэтические произведения, которые сопровождают родственные (свадьба, похороны) и календарные (колядки, гаивки-веснянки, русальные, купальские, жатвенные) обряды. Обрядовые песни имеют древнее происхождение. Как и сами обряды, прошли сложные исторические трансформации, понесли различных наслоений, забылись, пришли в упадок или вовсе не были зафиксированы. Поэтому при записи обрядовой песни конечным требованием является комментирование их содержания и характера исполнения, разграничение с лирическими песнями, которые также выполняются во время обрядовых действий, например, на свадьбах.

       Жанровый  состав русских и казахских свадебных  песен, их содержание и назначение обнаруживают определенное сходство. У славян традиционно  выделяются следующие жанры свадебной  лирики: причитания невесты, ритуальные, заклинательные, величальные и корильные, свадебные лирические песни. У казахов: той-бастар, той-таркар, сынсу, жубату, жар-жар и бет-ашар.

       Русские ритуальные песни и той-бастар (той-таркар) выступают формульным началом и окончанием свадебной игры. Народная песня, наряду с языком – важнейшее составляющее этнической культуры. Они передают дух нации, чувства и переживания людей, в них отражаются обычаи и вера народа.

Список использованной литературы 

  1. Байтуганов  В., Мартынова Т. Хрестоматия Сибирской  народной песни. Детский народный календарь. «Книжница». - Новосибирск, 2001. – 215с.
  2. Г.И. Власова Астана, Евразийский национальный университет им. Л.Н.Гумилева "Степной край Евразии. Историко-культурные взаимодействия и современность" Тезисы докладов и сообщений научной конференции Изд-во ОмГУ. - Омск, 2005. – 271с.
  3. Гаркуша К.Г., Одинцова С.А. Практикум по методике музыкального воспитания в школе. Карагнда, 2001.
  4. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). ООО «Издательство РОДНИКЪ» Российский союз любительских фольклорных ансамблей. – Москва, 1996. – 311с.
  5. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству часть II (3-4 год обучения) ООО «Издательство РОДНИКЪ». - Москва, 1999. – 311с.
  6. Елеманова С., Вамуллина Г., Маханова А., Саильянц А., Кульманова Ш. Музыка 1 класс. – Алма-Ата: Атамура, 1998.
  7. Елеманова С., Вамуллина Г., Маханова А., Саильянц А., Кульманова Ш. Музыка 2 класс. – Алма-Ата: Атамура, 1998.
  8. Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни. — М., 1982. – 371с.
  9. Народная традиционная культура казахской земли. Обзор экспедиционных материалов. - Алма-Ата, 2002. – 451с.
  10. Народный дневник. Народные праздники и обычаи. М.: «Дружба народов», 1991. – 217с.
  11. Науменко Г.М. Хоровод - круглый год. Народные праздники и обряды. М.: ВЦХТ, 1999.
  12. Рогов Е.И.  Настольная книга практического психолога. Учебное пособие в двух книгах. Книга 1. М.: ВЛАДОС, 2001. – 256с.
  13. Русская народная поэзия: Обрядовая поэзия / Сост. К. Чистов, Б. Чистова. — Л., 1984. – 398с.
  14. Силъченко М. Обрядово-бытовая поэзия // История казахской литературы. Т. 1. Казахский фольклор. Алма-Ата, 1968. - С. 135-141.
  15. Турекулов Н. Современный казахский фольклор. Жанрово-структурный анализ. - Алма-Ата, 1982. - С. 36-38.
  16. Фольклорный архив кафедры русской литературы Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева (записи 1978-2003 гг.).
  17. Хренов Н.А.  Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: Государственный республиканский центр фольклора, 1999. – 275с.
  18. http://www.kazakh.ru 
  19. http://www.ertegi.ru
  20. http://www.unesco.kz/heritagenet/kz/

Информация о работе Обрядовые песни в школьной программе музыка