Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 15:25, реферат
Музыкальная культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы, представляя ее детство. Вместе с тем она является высшим выражением культуры Древнего мира и обнаруживает несомненные связи с более древними культурами Ближнего Востока - Египта, Сирии, Палестины. Однако при всех исторических связях этого рода музыкальная культура античной Греции отнюдь не повторяет пути, пройденного другими странами: она обладает собственным неповторимым обликом, своими бесспорными достижениями, которые и передает отчасти европейскому средневековью и затем - в большей степени - эпохе Возрождения.
1.Ввведение……………………………………………………….….…..…..2
2.Музыка и другие искусства……………………………………...…..……3
3.Ранняя музыка………………………………………………….……..……4
4.Направления………………………………………………………….….…5
5.Лирическая поэзия…………………………………………………………7
6.Музыкальные памятники…………………………………………….……8
7.Творчество величайших трагиков……………………………….…..……9
8.Тетрахорд…………………………………………………………….……12
9.Заключение………………………………………………………………..14
10.Список литературы………………………………………………………16
Тамбовский Государственный Университет
имени Г.Р.Державина
Факультет:
Институт филологии
Реферат по курсу «Древние языки
и культуры»
на тему: «Музыка Античности»
Выполнила: студентка группы №105
Кольчугина А.С.
Тамбов 2010
Содержание
Введение
Музыкальная культура Древней Греции образует первый исторический этап в развитии музыкальной культуры Европы, представляя ее детство. Вместе с тем она является высшим выражением культуры Древнего мира и обнаруживает несомненные связи с более древними культурами Ближнего Востока - Египта, Сирии, Палестины. Однако при всех исторических связях этого рода музыкальная культура античной Греции отнюдь не повторяет пути, пройденного другими странами: она обладает собственным неповторимым обликом, своими бесспорными достижениями, которые и передает отчасти европейскому средневековью и затем - в большей степени - эпохе Возрождения.
В отличие от других видов искусства музыка античного мира не оставила в истории сколько-нибудь равноценного им творческого наследия. Если памятники изобразительного искусства с огромной полнотой и в высоком совершенстве представляют лучшие достижения античности, а гомеровский эпос, древнегреческая трагедия и создания крупнейших греческих и римских поэтов тоже являются в своем роде классическими образцами античной культуры, то памятники музыкального искусства поистине бессильны перед ними. На огромном историческом протяжении в восемь веков - от V века до н. э. по III век н. э. - рассеяны всего одиннадцать образцов (частью во фрагментах) древнегреческой музыки, которые сохранились в нотации того времени. Правда, это первые в Европе записи мелодий, которые дошли до нас. Но на их основании невозможно воссоздать, хотя бы в минимальном приближении, ход развития античного музыкального искусства. Перед нами - случайно выхваченные моменты, всего лишь точки этого процесса, тогда как даже общее направление его остается неясным, а последовательность явлений - неуловимой.
В
то же время - сколь это ни парадоксально
- ни об одном искусстве так много
не писали, так охотно не рассуждали,
как о музыке, о ее воспитательном
назначении, о ее теоретических основах.
Это, разумеется, способно несколько
пополнить наши сведения, хотя античные
высказывания о музыкальном искусстве
носили по преимуществу либо этико-прикладной,
либо формально-теоретический
2
Музыка и другие искусства
Важнейшим
свойством культуры Древней Греции,
вне которого ее почти не воспринимали
современники и соответственно не сможем
понять мы, является существование
музыки в единении с другими искусствами
- на ранних ступенях или в синтезе
с ними - в эпоху расцвета. Музыка
в неразрывной связи с поэзией,
музыка как непременная участница
трагедии, музыка и танец - таковы характерные
явления древнегреческой
«Применение отдельно взятой игры на флейте и на кифаре заключает в себе нечто в высокой степени безвкусное и достойное лишь фокусника». И хотя на такой крайней точке зрения стояли не все, кто судил тогда о музыкальном искусстве, тем не менее музыка без поэтического слова, вне пластики или театрального действия, а следовательно, чисто инструментальная в частности, не завоевала в Древней Греции общественного признания наряду с другими формами ее бытия.
Судя
по материалам, добытым при археологических
раскопках, на территории Древней Греции
существовала достаточно развитая музыкальная
культура в крито-микенский период.
Вполне конкретных сведений сохранилось
об этом очень мало. Однако изображения
таких инструментов, как систр, духовые,
лира в руках музыкантов, позволяют
думать о значительном опыте музицирования.
Во всяком случае очевидно, что не одни
какие-либо восточные влияния, но и большие
местные, коренные культурные традиции
подготовили дальнейшее художественное
движение на греческой почве.
3
Ранняя музыка
К
стариннейшим временам уходят и истоки
древнегреческих мифов о
Важные сведения о ранней музыкальной культуре в Греции дает нам гомеровский эпос, сам по себе связанный с музыкальным исполнением. Поскольку в «Илиаде» и «Одиссее» заметен как бы ряд разновременных пластов, их сведения трудно отнести к узкому историческому периоду. Однако установлено, что они характеризуют более всего начало нового тысячелетия: последние процессы внутри родового строя и зарождение в нем новых социальных тенденций. Так, в «Илиаде» говорится еще лишь о бытовых песнях (рабочих, свадебных, похоронных), а герои этой поэмы сами поют, пляшут и играют на форминксе. «Одиссея» же повествует о певцах-сказителях, аэдах, выделившихся из среды народных музыкантов. Такие певцы - слагатели эпоса - пользовались, как гласит поэма, большим почетом в обществе. Когда Одиссей пировал у феакийцев в царском дворце, слепой певец Демодок тут же слагал песни о его странствиях, а Одиссей, слушая их, закрывал голову мантией, дабы никто не видел его слез. Отблагодарив затем певца, Одиссей сказал:
Всем на обильной земле обитающим людям полезны,
Всеми высоко честимы певцы; их сама научила
Пению муза, ей мило певцов благородное племя.
Наряду
с пением и танцами под форминкс
в «Илиаде» упоминается и авлос
(духовой инструмент типа гобоя), ставший
вместе с лирой излюбленным в
Древней Греции. Сами греки, судя по
их мифам, выводили авлос и искусство
авлетов из Азии. Именно легендарному
авлету Олимпу из Фригии приписывалось
создание древнейших номов, то есть традиционных,
образцовых мелодий на определенные
случаи.
4
Направления
Более
точные, исторические данные о поэтах-певцах,
об определенных поэтико-музыкальных
направлениях в Древней Греции относятся
к VII-VI векам. Самая ранняя из известных
нам творческих школ связана с
островом Лесбосом: из нее вышел
поэт и певец Терпандр (конец VII века),
прославившийся своей победой на
поэтических состязаниях в
Параллельно
кифародии шло и развитие авлодии,
как называли греки пение под
авлос. Известно, что особые песни-плачи
исполнялись в VII веке с сопровождением
авлоса. Вместе с тем уже в VI столетии
прославился и такой род
Наряду
с сольным исполнением
Новое
направление в музыкально-
5
сведения
о том, что Архилох пользовался
приемами так называемого крузиса,
то есть инструментального
6
Лирическая поэзия
Лирическая
поэзия VI века представлена несколькими
жанровыми разновидностями: элегиями,
гимнами, свадебными песнями. Они были
музыкально-поэтическими: поэт и музыкант
все еще соединялись в одном
лице. К сожалению, сохранились лишь
поэтические тексты, а записи мелодий
отсутствуют. Не исключено, что поэты
сплошь и рядом не записывали свои
мелодии, полагаясь при собственном
исполнении на память, на естественное
для них следование за стихом. Поэзия
VI века отнюдь не ограничивалась, однако,
любовной лирикой, хотя она занимала
большое место, например, в творчестве
Анакреонта (середина VI века). Среди
поэтических жанров того времени
известны и сколии (застольные песни),
и партении (культовые песнопения),
и эпиникии (песни в честь победителей
на состязаниях). Особенно прославился
своими эпиникиями фиванский поэт Пиндар
(522-448). Его произведения были вдохновлены
большими празднествами-состязаниями
VI-V веков, широчайшими из которых
стали олимпийские игры. В этих
состязаниях участвовали и
7
Музыкальные памятники
От
этого времени сохранился всего
лишь один уникальный музыкальный памятник
- вступление к пифийской оде Пиндара.
В музыкальной науке нет
О кифара золотая, ты - Аполлона и муз
Темнокудрых равный удел.
Мере струнной пляска, начало веселий, внемлет,