Украинские календарно-обрядовые песни

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:12, реферат

Описание работы

Календарно-обрядовые песни — это вид устного обрядового фольклора, который связан с традиционными обрядами и обычаями. В традиционном обществе фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или Троицкие обряды, крестины и свадьбы.

Работа содержит 1 файл

Календарно.doc

— 36.00 Кб (Скачать)


Календарно-обрядовые песни — это вид устного обрядового фольклора, который связан с традиционными обрядами и обычаями. В традиционном обществе фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или Троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества и получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем — распорядком работ по временам года.

  Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы.

Песни летнего цикла:Русальные :В РЖАВЧИНЕ НА ПРЕДЕЛЕ, ОЙ БЕЖИТ, БЕЖИТ МАЛАЯ ДЕВУШКА, ПРОВЕДУ Я РУСАЛКИ К БОРУ

купальски:ЗАПЛЕТУ ВЕНОЧЕК, ОЙ ВЕНКУ МОЙ, ВЕНКУ, КУПАЙЛО, КУПАЙЛО!

Жатки:МАЯЛО РОЖЬ, МАЯЛО, ТАМ В ПОЛЕ КРИНИЧЕНЬКА

Песни зимнего цикла:ОЙ КТО, КТО МИКОЛАЯ ЛЮБИТ,ЗАСЕВ,НОВАЯ РАДОСТЬ СТАЛА,Добрый вечер ТОБИ, ПАНЕ ХОЗЯИНУ,ЩЕДРИК, ЩЕДРИК, ЩЕДРИВОЧКА

Веснушки:ОЙ ВЕСНА, ВЕСНА, — ДНЕМ КРАСНАЯ,ОЙ КОВАЛА ЗОЗУЛЕНЬКА,А В КРИВОГО ТАНЦЯ

Русальные песни выполнялись во время обрядов, связанных с «Зелеными праздниками» или «клечальным воскресеньем» (конец мая – начало июня). По религиозным обрядам – это Троица. Сами эпитеты «зеленый», «клечальный» указывают на особенность этого праздника – уважать зеленый мир растительности, который наши предки одухотворяли. Так же, согласно с древними представлениями, люди после смерти могли превратиться в растения или духов, которые находили себе приют в лесах, полях, водах. Праздник назывался еще «русальным», или «мавская неделя», во время которого эти фантастические существа появлялись в селе.Русалок (мавок, нявок) народная фантазия наделила чрезвычайной красотой и коварным характером. Это стройные зеленоглазая и русоволосая девушка в легкой прозрачной одежде, украшенной водными лилиями или полевыми цветами. Они могут оказывать содействие или вредить человеку в Его Хозяйственных делах; их любимое занятие — водить танцы, а если они увидят неосторожных юношу или девушку, то втягивают их в свои игрища и защекочивают до смерти. Против них существовали обереги – чеснок, полынь, которых русалки якобы не переносили и удирали прочь.Украшая зеленью дома и двор, водя с песнями по селу украшенную веточками, цветами и листвой девушку – «тополь» (в некоторых местностях «березку», «вербу»), наши предки уважали растительный мир и своих прародителей в нем.Песни русального цикла – лирические, полные радости жизни, света, духовного здоровья. Героини песен – девушки, настроения которых созвучны с природой, которая расцветает: «Ой выросла же я у своего папочки, любилась у родной мамочки – ой луга же мои все зеленые!».

Отдельную группу обрядовых песен составляют веснушки (в западных областях Украина их называют гаивками, гагилки). Весенняя пора связана с пробуждением природы, поэтому она полна радости, новых надежд и ожиданий. В древности считали, что весну надо звать, приглашать. Веснушки - это преимущественно девичьи песни. У многих из них основной персонаж - Девушка и ее заботы: знакомство, выбор милого, ухаживания, гадания. Выполнение веснушек часто связано с игрой, хороводом, сценическим действием. Например, в игре «Подоляночка» все становятся в круг и двигаются в такт мелодии, а одна девушка (Подоляночка) сидит на корточках в середине круга и жестами воспроизводит сюжет песни.

Купальские песни Летний цикл песен начинается праздником Ивана Купала в честь солнца. С ним связано немало верований, например: зелья, собранное в купальскую ночь, имеет волшебную силу и пригодно для лечения и гадания: цвет папоротника имеет чудодейственную силу, вода и роса в ту ночь обладают лечебными свойства; русалки, нимфы, ведьмы под праздник Купала становятся особенно опасными. В этот день во многих местностях Украине до недавнего времени сохранялся обычай прыгать через огонь (очищение), пускать венки на воду, гадать. Обряд этот сопровождался пением песен. Вот как описывает это действо Леся Украинского: «На Волыни еще у многих местах задержался обычай справлять древний праздник Купала. Люди, приходящие смотреть на Купала, должны принести с собой различный поджог ... Пока костер горит, девушки поют песни, иногда задевая ребят в тех песнях, тогда ребята себе отвечает, порой пением, а чаще шутками .. Вообще все время ведется какое шутливое состязание девушек с парнями. Когда лукошко сгорит до половины и огонь немного понижчае, тогда ребята начинают скакать через него.

Колядки – величальные обрядовые песни зимнего цикла, известные с глубокой древности. Колядки появились еще в языческие времена и были связаны с давним арийским культом Солнца. Предки украинцев праздновали три фазы Солнца – весеннее равноденствие, летнее и зимнее солнцестояния. 25 декабря украинцы отмечали день зимнего солнцестояния, который называли праздником Коляды, или Коротуна. Считалось, что в этот день Солнце съедает змей Коротун. Всесильная богиня Коляда, в Днепровских водах, рождала новое солнце – маленького Божича. Язычники пытались защитить новорожденного. Они прогоняли Коротуна, который хотел съесть новое Солнце, а потом ходили от избы к избе, чтобы оповестить людей о рождении нового Солнца, а изображение этого солнца носили с собой. Эта традиция сохранилась и сегодня. А после восхода на небе зари, колядовальщики ходили дворами и пели величальные песни о солнце, месяце и звездах. Эти песни и стали называть колядками. Впоследствии, с появлением христианской религии, обряд колядования был перенесен на христианский праздник Рождества Христово. Возникли новые колядки, в которых архаичные мотивы и образы переплетались с библейскими (рождение, жизнь, муки, смерть и воскресение Христа) – они также приобрели большую популярность в народе. В современной Украине Коляда ассоциируется, прежде всего, с песнопениями, которые поют на праздник Рождества Христово (6-7 января по новому стилю). Сегодня колядки наиболее распространены у украинцев, меньше – у белорусов. У русских колядки встречаются сравнительно редко и то большей частью в виде так называемых «виноградья» – в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое». Это можно объяснить тем, что колядки у русских были вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства. Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским румынские колядки, называемые colinda. Традиционно колядки чествуют всех членов семьи: хозяина, хозяйку, парня, девушку. Колядование сочетается с соответствующими играми, танцами, музыкой.

Колядуют обычно группами: «атаман», «звиздар», «михоноша» и «ряженые».



Информация о работе Украинские календарно-обрядовые песни