Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 10:55, контрольная работа
Довольно сложная социально-экономическая ситуация, сложившаяся в Кыргызстане привела к росту детской преступности в стране. Неоспоримым доказательством этому является неблагоприятная статистка, приводимая МВД Кыргызстана, согласно которой, ежегодно около 2 тысяч школьников вовлекаются в преступную деятельность. При этом кривая криминальной активности малолетних преступников не снижается, а напротив, имеет тенденцию к дальнейшему росту.
Школьный
рэкет.
Кыргызстан: школьный рэкет как часть организованной преступности
Аналитика
Довольно сложная
социально-экономическая
"Мама, с собрания
нашего "мужсовета" ("мужской
совет" — собрание мальчиков-
— А знали о ваших собраниях другие преподаватели или завуч по воспитательной работе?
— Ни директор школы, ни завуч не принимали участия ни в одном собрании. Обычно в них участвовали только ученики 8–11 классов. К восьмиклассникам отношение было более-менее мягкое: немного попугав и легонько поколотив их за какой-нибудь проступок, одиннадцатиклассники их отпускали. А потом принимались за нас и десятиклассников: Данил Данияров, Расул Абдыбеков, Жакыпбек уулу Бактияр вытаскивали припрятанные палки, вырывали плинтуса и били нас ими по ногам… После уроков 10 и 11 классы играли в футбол, а мы должны были отдавать им свои кроссовки и гонять мяч в шлепках. Если мы отказывались, нас опять били..."
Я поймал себя на мысли, что описание происходивших в обычной сельской школе событий больше смахивает на неуставные отношения среди служащих стройбата в каком-нибудь богом забытом гарнизоне, где офицеры сходят с ума от скуки, а рядовые предоставлены сами себе. Читаю дальше…
"Старшеклассники били нас палками по пальцам — это называлось "кормить мантами". Бьют по одной руке, а ты дуешь на пальцы и говоришь: "Ой, холодные манты!" Тогда бьют по другой руке — дуешь на пальцы и кричишь: "Ой, какие горячие, жирные манты!" Потом нас заставляли отжиматься, а во время отжиманий пинали по ногам, спине, груди… В мае "министр" Данил заставил нас копать арык у себя дома. А Расул заставлял нас пилить дрова и копать картошку в огороде, его мама Гульбара подгоняла: "Работайте скорее, а то придет Расул и настучит вам по почкам".
Подобных фактов
в повествовании Нурака много. Его
и других одноклассников заставляли
пасти скот, работать в огороде, приносить
деньги и еду — словом, замашками одиннадцатиклассники
больше походили на отморозков, отбывающих
срок в исправительной колонии. Пропадая
на "отработках", Нурак говорил родителям,
что задерживается в школе "по учебе"
или в гостях у одноклассника, с которым
делает домашние задания.
"МЫ ОБИДЕЛИСЬ НА ВРАЧА…"
По словам родителей Нурака, противостояние между учениками 9–11 классов достигло апогея 23 мая, незадолго до окончания учебного года.
— Возле школы собрались ученики 9–10 классов. Они говорили, что больше не согласны терпеть беспредел выпускников и начали с ними драться, — рассказал отец Нурака Саадабай Токтоналиев, преподаватель физкультуры. — Учителя не могли утихомирить ребят, а парни рассказали мне, что среди них, прихрамывая, ходил и мой сын.
— Он еще в марте-апреле говорил, что у него нога побаливает, появилась шишка. Должно быть, это из-за того, что его били по ногам, — добавила супруга.
— Когда вы повезли сына в больницу?
— В начале июня мы приехали в Бишкек. Нурака положили в 4-ю городскую больницу, лечили две недели. Потом нас направили в онкологию, и мы узнали, что это саркома. Скоро мы Нурака забрали, отказались от лечения...
— Почему?
— Мне стало обидно, что врач резко со мной разговаривала. Она сказала, что мы поздно привезли сына, что у него уже запущенная стадия рака, метастазы пошли в легкие и, даже если назначить химиотерапию, он проживет не больше трех месяцев.
— Но если врач сказала правду, за что на нее обижаться?
— А чего его здесь держать, если он все равно умрет?! — снова вступил в разговор Саадабай Токтоналиев. — Мы решили забрать сына на джайлоо, чтобы поить его молоком.
Из заключения
судебно-медицинского эксперта Таласского
областного бюро СМЭ: "Смерть Саадабай
уулу Нурака наступила от интоксикации,
появившейся вследствие гангрены нижней
конечности слева в результате остеогенной
саркомы левой бедренной кости с метастазами
в правое легкое…"
ЧУЖАЯ ШКОЛА — ПОТЕМКИ?
Остеосаркома
— злокачественная опухоль
Точно определить начало заболевания при остеосаркоме удается не всегда. И когда в средних учебных заведениях Кыргызстана начала развиваться опухоль под названием "школьный рэкет", тоже доподлинно неизвестно. Среди независимых правозащитников, представителей аппарата омбудсмена, чиновников, депутатов и прочих лиц стало модно выступать с "разоблачениями" фактов вымогательства в школах и ученической "дедовщины". Но почему-то никто из них не задается вопросом о том, каковы взаимоотношения между самими преподавателями, между учителями и их подопечными. И даже родители Нурака, работающие в той же школе, говорят, что ничего не знали об особенностях взаимоотношений между учащимися старших классов.
Бывший директор
школы, в которой учился Нурак, Бурултай
Момбекова, уверена, что описанные
в его рассказе ужасы никогда
не имели места в
— Из заявления Осмоналиевой следует, что "дедовщина" в школе продолжалась почти два года. Как это могло остаться незамеченным?
— И я о том же говорю: почему за два года никто ничего не заметил? По-моему, противостояние между учениками было гораздо меньших масштабов, чем утверждает семья Нурака. Ни я, ни другие учителя никогда не видели, чтобы ученики дрались. С ребятами работала завуч по воспитательной работе Кожобекова, милиционеры читали лекции о правилах поведения. Я не понимаю, как такое могло произойти…
— Педагоги говорят,
что образовательный и
— А какое отношение эти интриги имеют к работе? Я выполняла свои обязанности, Кожобекова — свои. Она и создала школьный парламент, где ученики сами выбирали министров и президента школы.
Своим мнением относительно произошедшего поделилась и Бюбюкалича Кожобекова:
— Я преподавала в классе у Нурака, и его родители тоже. Сейчас говорят о каком-то ученическом "мужсовете", но у нас никогда не было такого объединения.
— А ученическая администрация?
— Школьные парламенты и правительства есть в каждом учебном заведении района, они были созданы в рамках программы "Потомки Манас-ата". Президента и министров избирают сами учащиеся.
— Какие отношения были у вас с директором Момбековой?
— Директору не нравилось, что я указываю ей на ошибки в работе — вот она и плела интриги. Меня и с должности сняли по ее заявлению.
Поразмыслив, что
о "горячих" событиях в районе
прежде всего должны знать работники
правопорядка, я позвонил старшему участковому
инспектору Бакай-Атинского РОВД Нурлану
Исмаилову, который беседовал с ребятами,
пришедшими на похороны Нурака, и попросил
его рассказать, как складываются отношения
между школьниками.
— Обратитесь с письмом к моему руководству. Если разрешат, я буду с вами говорить, — отрезал милиционер.