Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:29, курсовая работа
Цель данной работы – сравнить опыт государственного управления в России и США. Выявить взаимосвязь двух систем государственного управления, выделить наиболее эффективные методы управления, предложить возможные пути интеграции опыта государственного управления между странами – это основной спектр задач данного исследования.
В данном исследовании используются следующие научные методы:
- метод анализа использован при изучении российского и американского опыта государственного управления;
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного управления
1.1. Понятие и содержание государственного управления 6
1.2. Задачи и функции государственного управления 11
1.3.Теоретико-исторические аспекты государственного управления в России и США 13
ГЛАВА 2. Характер и особенные черты государственного управления в России и сша
2.1. Структура и функции органов государственного управления в США 18
2.2. Особенности государственного управления в современной России 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ИСПОЛЬЗУЯ ОПЫТ США
3.1. Методы оценки эффективности государственного управления 45
3.2. Пути совершенствования государственного управления в России, при использовании методов государственного управления США 49
3.3. Эффективность предложенных мероприятий 51
Заключение 53
Список использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРатуры54
ПриложениЯ 56
55
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Удмуртский государственный университет»
Институт права, социального управления и безопасности
Кафедра правовых основ государственной и муниципальной службы
специальность 061000 – «Государственное и муниципальное управление»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Система государственного и муниципального управления»
на тему «Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта государственного управления (на примере США)»
Работу выполнил:
студент М. М. Петров
ИПСУБ, гр.О-061000-41(К)
Научный руководитель
Ст. преподаватель
А. В. Кузьминых _____________________(подпись)
Дата сдачи «___»___________ 2011г.
Дата защиты «___»___________ 2011г.
Оценка:_______________
Ижевск -2011г.
Тема: «Сравнительный анализ российского и зарубежного опыта государственного управления (на примере США)»
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты государственного управления
1.1. Понятие и содержание государственного управления 6
1.2. Задачи и функции государственного управления
1.3.Теоретико-исторические аспекты государственного управления в России и США
ГЛАВА 2. Характер и особенные черты государственного управления в России и сша
2.1. Структура и функции органов государственного управления в США 18
2.2. Особенности государственного управления в современной России 33
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ, ИСПОЛЬЗУЯ ОПЫТ США
3.1. Методы оценки эффективности государственного управления 45
3.2. Пути совершенствования государственного управления в России, при использовании методов государственного управления США 49
3.3. Эффективность предложенных мероприятий
Заключение
Список использОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРатуры54
ПриложениЯ
ВВЕДЕНИЕ
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Таким образом, уровень развития государственного управления – основной показатель уровня развития государства.
В условиях современного постиндустриального, информационного общества, в связи со сдвигами, произведенными научно-технической революцией и внедрением общечеловеческих ценностей (свобода, равноправие, демократия, права человека; социальная справедливость и др.), изменяется роль государства внутри страны, а происходящие в мире интеграция и глобализация порождают новые проблемы. Именно это и обуславливает актуальность выбранной темы - необходимость изучения мирового опыта государственного управления, с целью повышения эффективности государственного управления в России.
Общественные отношения в сфере государственного управления выступают объектом данной курсовой работы. Предмет исследования достаточно широк: структура государственных органов, механизмы реализации государственного управления, нормативно-правовая база, как основа реализации государственного управления.
Цель данной работы – сравнить опыт государственного управления в России и США. Выявить взаимосвязь двух систем государственного управления, выделить наиболее эффективные методы управления, предложить возможные пути интеграции опыта государственного управления между странами – это основной спектр задач данного исследования.
В данном исследовании используются следующие научные методы:
- метод анализа использован при изучении российского и американского опыта государственного управления;
- сравнительный метод позволил сопоставить вышеуказанные системы государственного управления между собой;
- статистический метод – основа для использования конкретных данных;
- при помощи методов прогнозирования и моделирования построены выводы об эффективности предложенных путей совершенствования государственного управления в России.
Эти и многие другие методы, используемые современной наукой, позволили провести полноценный сравнительный анализ российского и американского опыта государственного управления и предложить пути его совершенствования.
Источниковая база данного исследования следующая:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Рос. газ. 2009. 21 янв.
2. Федеральный закон “О системе государственной службы в РФ” от 27.05.2003 N 58-ФЗ
3. Указ Президента РФ от 19 ноября 2002 г. N 1336 “О федеральной программе «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005)»
4. Конституция США, “Конституция и законодательные акты”, Москва, "Прогресс", 2003 г
5. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юрайт-М, 2007. – 640 с.
6. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 488 с.
7. Григонис Э.П., Григонис В.П. Конституционное право зарубежных стран. – СПб.: Питер, 2009. – 416 с.
8. Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2008. – 448 с.
9. Конституционное право зарубежных стран / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: НОРМА, 2009. – 832 с.
10. Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Белые альвы, 1998. – 456 с.
11. Чиркин В.Е. Государственное управление. – М.: Юристъ, 2007. –320 с.
Структурно работа состоит:
Ведение, где обозначены цель, задачи, актуальность темы и т.д.,
Первая глава, в которой отраженны основные теоретические аспекты государственного управления,
Вторая глава освещает основные черты и формы устройства государственных органов США и России,
В Третьей главе предложены пути совершенствования государственного управления в России, опираясь на опыт США, а также сделаны выводы о социальной эффективности предложенных мероприятий,
Заключение, сделаны основные выводы по данному исследованию.
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты гоударственного управления
1.1. Понятие и содержание государственного управления
Понятие "государственное управление" употребляется в разных значениях. В узком, специальном значении этот термин означает собственно управленческую деятельность государственных органов и должностных лиц. Это сфера деятельности исполнительной власти. Государственное управление рассматривается как целостная сфера деятельности государственной власти, всех ее ветвей, всех ее органов, всех должностных лиц, т.е. как реализация государственной власти во всех ее формах и методах. Издание законов парламентом, органом законодательной власти, например, но вопросу о составе, полномочиях, деятельности правительства (Федеральный конституционный закон о Правительстве РФ 1997 г. с последующими изменениями) - важнейшая форма государственного управления. Даже если такие законы относятся к личной жизни граждан (например, о брачном возрасте) - это тоже управление со стороны государства, государственное управление. Регулирование законом этой сферы свидетельствует, что она приобретает общественное значение (например, здоровье населения). Судебное решение даже по отдельному делу - "клеточка" государственного управления, свидетельство отношения государственной власти к тем или иным действиям (или, например, к поведению человека, когда он должен и мог действовать, скажем, для спасения чужой жизни, но не делал этого), оценка властью такого поведения, предостережение другим. Если же такое решение имеет роль судебного прецедента, является разъяснением высшего судебного органа, обязательным для судов, или непосредственно касается деятельности государственных органов (например, по вопросу спора о компетенции), его управленческое значение еще более очевидно. Сказанное об управленческой деятельности (в широком смысле) относится к органам прокуратуры (надзор за исполнением законов), к конституционному гуду (судебный конституционный контроль), к разного рода контролирующим учреждениям.
Одни государственные органы имеют собственно властные, решающие полномочия (например, парламент или министр). Многие органы и должностные лица (особенно если последние имеют дискреционные полномочия - право принимать решения в пределах конституции и закона) непосредственно занимаются государственным управлением.
Другие органы и должностные лица обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции, предусмотренный Конституцией), третьи занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Органы подобного рода, скорее, участвуют в государственном управлении, но участие - тоже способ управления. Есть смешанные, государственно-общественные органы (например, трехсторонняя комиссия по вопросам трудовых отношений, состоящая в России из представителей государства, предпринимателей и профсоюзов). Они также в какой-то мере могут выполнять управленческие задачи, например при принятии согласованного решения. Иногда некоторые функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления. В этом случае они тоже выполняют задачи государственного управления. С этой целью им передаются и материальные средства (финансы и др.), необходимые для выполнения таких функций.
Наконец, в наше время созданы надгосударственные организации и органы, которые могут принимать решения, обязывающие государство предпринять меры, относящиеся к внутренним государственным вопросам, по существу, входящим в его компетенцию, в сферу его суверенитета. Такими органами являются, например, некоторые органы ЕС (комиссии, Совет министров и др.). Принимаемые ими правовые акты по ряду вопросов могут распространяться на физических и юридических лиц государств-членов или соответствующие нормы должны быть включены в собственное право таких государств. Европейский суд по правам человека после особых процедур может принимать решения, обязывающие государства предпринять определенные действия в целях соблюдения прав человека. Правом принимать обязывающие решения наделены некоторые органы объединения Белоруссии и России, что предусмотрено Договором 1999 г. о создании союзного государства. Таким образом, некоторые межгосударственные организации и их органы могут участвовать во внутригосударственной управленческой деятельности.[1]
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако, наше государство находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, первую очередь, учитывать исторические особенности нашего государства.
Государственное управление – осуществляемая на основе законов и других нормативных актов организующая, исполнительная и распорядительная деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных и иных негосударственных формирований, наделенных соответствующими государственно-властными полномочиями. Государственное управление или управление делами государства вообще осуществляют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная власть. Все они реализуют единые цели государства, проводя определенную стратегическую линию внутренней и внешней политики. Государственное управление представляет собой одну из форм этой деятельности. Государственное управление носит государственно-властный характер, является организующей, непосредственной деятельностью в межотраслевой, социально-политической, социально-культурной, хозяйственной деятельности и других областях и осуществляется специально на то уполномоченными субъектами управления.