Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь. Ставятся задачи: отразить необходимость макроэкономического регулирования экономики; исследовать основные направления и инструменты государственного регулирования экономики; проанализировать основные проблемы макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 6
1.2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВОМ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 11
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ 11
2.2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 15
2.4. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА 17
2.5. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 19
2.6. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
2.7. ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ 22
2.8. ГОСУДАРСТВЕННОН РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 24
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НЕОБХОДИМОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ 6
1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ 6
1.2. КОНЦЕПЦИИ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВОМ 8
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 11
2.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА
И РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ В ИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ 11
2.2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 13
2.3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 15
2.4. БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ФУНКЦИИ БЮДЖЕТА 17
2.5. КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНОЕ И ВАЛЮТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 19
2.6. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА И МЕХАНИЗМ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 20
2.7. ЦЕНЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ.
ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ 22
2.8. ГОСУДАРСТВЕННОН РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
ТРУДА
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ МАКРОРЕГУЛИРОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
Курсовая работа “Государственное регулирование экономики на макроуровне” состоит из следующих частей: титульного листа, содержания, аннотации, введения, трёх глав основной части, заключения и списка использованных источников. В данной работе объектом исследования являются основные инструменты и направления государственного регулирования экономики на макроуровне. Предметом же исследования является теория государственного управления. Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь. Ставятся задачи: отразить необходимость макроэкономического регулирования экономики; исследовать основные направления и инструменты государственного регулирования экономики; проанализировать основные проблемы макроэкономического регулирования в Республике Беларусь.
Пусть только наша идея будет
правильной, и тогда, несмотря на
наличие препятствий, стоящих
на пути к её осуществлению,
она не будет невозможной.
И. Кант [6, с. 11]
Экономика – это система отношений по поводу производства, распределения, потребления материальных ценностей, это теория и практика рационального использования ресурсов в условиях их ограниченности. Каждая из управляемых систем способна к саморазвитию и к самоуправлению. Экономика бывает рыночная и командно-административная. Если что производить, как производить и сколько определяет государство, то это командно-административная экономика. Если это определяется под воздействием рыночного регулирования, то это рыночная экономика. В реальности экономики одного конкретного типа в чистом виде не было. Сейчас большинство стран мира идёт по пути рыночного развития, но как бы не был прекрасен рынок, его возможности и положительные стороны, рыночное регулирование не может в силу недостатков рынка (ничто не идеально) обойтись без государственного участия. Во всех развитых странах рыночный механизм дополняется инструментами государственного регулирования. Их соотношение зависит от доли государственного сектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. На протяжении всей истории государство вмешивалось в управлении экономикой.
Таким образом, из выше изложенного, актуальность данной курсовой работы видится автором в двух измерениях. Во-первых, раз экономика и государство неразделимы, то знание того, как эффективно и какими инструментами осуществлять государственное регулирование экономикой всегда актуально.
Во-вторых, что уже касается нашей Республики Беларусь (да и не только её), государственное регулирование всегда усиливалось в годы кризисов, в годы переходных этапов в развитии национальных экономик. Особенности Беларуси в том, что, во-первых, идет затяжной переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, переходные реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились.
В своем движении экономика любой страны подчинена, прежде всего, объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен свыше, проистекает из предначертанной судьбы. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично, во многом ее траектория движения не продиктована однозначно, а зависит от устремлений и воли своих главных действующих субъектов: государства, предприятий, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу, хотя и в разной степени, в различных масштабах. Самыми обширными возможностями обладает в этом смысле государство в лице правительства в широком смысле этого слова, то есть всех ветвей государственной власти.
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами курсовой работы являются:
1. Отражение необходимости
макроэкономического
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
3. Анализ основных проблем
макроэкономического
Республике Беларусь.
В данной работе использованы такие методы исследования как общенаучные методы анализа и синтеза, обобщения и систематизации, критический анализ научных публикаций, комплексный подход к изучаемой проблеме.
Рыночная система на примере развитых стран продемонстрировала безусловные преимущества. Основанная на многосложной системе связей, она наиболее близка людям, востребует их творческий потенциал. Через систему связей бесчисленные индивидуальные, свободно выбранные приоритеты учитываются, суммируются и взаимоуравновешиваются; через неё принимаются решения, что и сколько должно производиться, как эффективно организовать производство и как распределять результаты труда между участниками общественного производства.
Преимущества рыночной экономики в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов в максимальном приближении их к общественным потребностям. Она диктует применение наиболее эффективных методов использования ресурсов и создаёт условия для разработки и внедрения новых, более эффективных технологий. Основанная на частной собственности при значительном количестве собственников и экономической свободе хозяйствующих субъектов, рыночная система усиливает ответственность за своевременное и качественное принятие хозяйственных решений и за результаты хозяйственной деятельности. Рыночно-конкурентный механизм управления экономическими и социальными процессами формирует интересы и мотивы поведения людей, выявляет индивидуальные потребности и возможности их удовлетворения. Основным элементом рыночного управления экономикой является механизм цен, который обеспечивает регулирование происходящих экономических процессов через согласование спроса и предложения. Образующиеся различия в прибыльности или убыточности того или иного производства регулируют распределение ресурсов по видам производства [1, с. 23].
Однако, при всех преимуществах рыночной экономики очевидны и её недостатки, что объективно обусловливает необходимость государственного вмешательства в экономику. Поэтому в современных условиях смешанной рыночной системы Республики Беларусь хозяйственные функции государства воплощаются в политике макроэкономического регулирования. Для этого существует ряд важных причин.
Во-первых, необходимость компенсировать изъяны и слабости рынка. В любой из существовавших или ныне существующих социально-экономических системах, будь то капитализм или социализм, рынок никогда не бывает всесильным в решении многих жизненно важных вопросов, в частности, касающихся экологии, социальной справедливости, образования и всестороннего развития личности. Опора исключительно на рынок может привести к негативным результатам в этих сферах. Ведь успехи здесь служат интересам общества в целом. Это далеко не всегда могут обеспечить индивидуум или предприятие.
Кроме того, рыночное регулирование через цены темпов роста и структуры экономики обычно происходит замедленно и стихийно. К тому же предприятие и индивидуум обычно не владеют полной информацией, в результате чего микроэкономическая политика отличается определенной бесплановостью. Это особенно заметно в отраслях с растянутым циклом производства (сельское хозяйство, горнодобывающие отрасли и т.д.). Поэтому наряду с более эффективным распределением богатства, затруднено поддержание баланса спроса и предложения и обеспечение стабильного роста.
Опираясь только на рыночный механизм, невозможно осуществить справедливое распределение доходов. Хотя рыночный обмен и ведется по принципу эквивалентности, возможности у людей различны и доходы их вследствие этого заметно разнятся. Неограниченное действие рыночных механизмов неизбежно ведет к социальной поляризации, безработице и социальной напряженности [2, с. 256-261].
Во-вторых, потребность
в урегулировании отношений между
макро- и микроэкономикой, целым
и частным, центром и местами.
Экономическая деятельность отдельно
взятого предприятия, отрасли или
региона ведется по принципу рассредоточения
ответственности, самостоятельного хозяйствования
и самоокупаемости. Каждое предприятие,
отрасль и регион преследуют свои
конкретные интересы, из-за чего их деятельность
носит в определенной степени
стихийный и эгоистичный
Национальная экономика представляет собой многоуровневый, многоцелевой и многофункциональный организм, в котором различные отрасли, регионы и предприятия имеют свои особенности. При опоре лишь на рынок невозможно направить их развитие к общей цели [1, с. 24-25].
В-третьих, потребность усиления макроэкономического контроля в экономике переходного типа. При переходе от планового хозяйства к рыночному в экономике Беларуси обнаружились следующие черты:
Государственное управление,
включающее создание и укрепление системы
макроэкономического
На различных этапах становления и развития рыночной экономики менялось отношение к вмешательству государства в эти процессы. В период заката феодализма и перехода к капитализму возник меркантилизм, который стал экономическим учением и экономической политикой периода раннего капитализма (XV-XVII вв.).
Представители школы меркантилизма выступали за активную государственную экономическую политику, отражающую интересы торгового капитала и содействующую развитию торговли и промышленности, работающей на экспорт. Главной задачей меркантилистской политики было привлечение в страну возможно большего количества золота и серебра: чем больше денег, тем богаче государство.
В развитии меркантилизма выделяют два этапа:
Меркантилизм также обосновал государственную политику протекционизма [9, с. 17-22].
В XVIII в. пришли идеи либерализма. Основателями этих идей были А. Смит и Д. Рикардо. А. Смит рассматривал рыночную систему как систему, способную к саморегулированию. Он считал, что механизм саморегулирования, построенный на личном интересе и стремлении хозяйствующих субъектов к получению прибыли, обеспечит более эффективное функционирование экономики. Развитие общества определяют экономические законы, которые должны действовать подобно законам природы, а равновесие в экономике осуществляется стихийно, без вмешательства государства. Государство должно придерживаться принципа нейтральности, оно должно ограничиваться функцией “ночного сторожа”, поддерживая порядок и защищая частную собственность и конкуренцию [3, стр. 204]. Д. Рикардо также придерживался принципа невмешательства государства в экономику, частнопредпринимательскую деятельность, торговлю. Он дал теоретическое обоснование преимуществ, какие может дать международное разделение труда, и целесообразности международной торговли.А. Смит, Д. Рикардо и их последователи обосновали классическую модель рыночной экономики, где безраздельным является господство частной собственности и свободной, “совершенной” конкуренции [3, стр. 208].
Информация о работе Государственное управление на макроуровне