Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:37, статья
В рамках данного исследования нельзя не затронуть вопросы правовой природы самих федеральных округов, ибо они выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия.
------------------------------
<79> См.: Катков В.Ю. Федеральные
округа в Российской Федерации
(конституционно-правовой
Вероятно, указанная ситуация связана
с учетом микромежрегиональных
связей субъектов Федерации, желанием
центральной власти "выровнять" федеральные
округа между собой экономически, сделать
их сравнимыми по уровню экономического
развития и наличию природных ресурсов.
Не исключена и цель стабилизации общественно-политической
ситуации внутри федеральных округов
путем включения в их составы по возможности
примерно равного количества субъектов
России, образованных как по национально-территориальному,
так и по административно-
Некоторые возражения вызывает наименование "Центральный федеральный округ". Действительно, в границах данного федерального округа расположен субъект Федерации - город Москва, имеющий статус столицы Российской Федерации, где располагается подавляющее большинство высших и центральных федеральных органов государственной власти. Однако географически указанный федеральный округ не является центральной частью территории Российской Федерации. Более того, как известно, на сегодняшний день местонахождением одного из высших судебных органов России - Конституционного Суда РФ определен иной субъект Федерации - город Санкт-Петербург, центр Северо-Западного федерального округа. Кроме того, в настоящее время активно обсуждается вопрос о переносе в город Санкт-Петербург и Верховного Суда РФ, и Высшего Арбитражного Суда РФ. В связи с этим представляется логичным переименовать Центральный федеральный округ в Юго-Западный федеральный округ.
Налицо достаточно обстоятельств,
свидетельствующих о
------------------------------
<80> См.: Лужков Ю.М. Путь к
эффективному государству:
Отметим, что в начале - середине 2001 г. активно обсуждался вопрос об образовании еще одного федерального округа в границах Калининградской области. Основными доводами предложения о создании восьмого федерального округа явились сложное геополитическое положение Калининградской области, ее географическая оторванность от основной территории Российской Федерации, наличие сепаратистских и протестных настроений среди жителей, в том числе среди политической и экономической элиты, а также рекомендации стран Европейского союза об изменении статуса региона. Однако в июле 2001 г. было принято окончательное решение самостоятельного федерального округа в этом субъекте России не создавать <81>. Думается, данное решение вполне логично и обоснованно. Реализацию полномочий главы государства в широком смысле на территории Калининградской области способен эффективно обеспечить существующий сегодня специализированный заместитель полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе по Калининградской области. Кроме того, интеграция Калининградской области с иными субъектами Федерации представляется более эффективной именно в границах Северо-Западного федерального округа, нежели в качестве самостоятельного федерального округа, ибо межрегиональные связи внутри федеральных округов несколько крепче, чем между федеральными округами.
------------------------------
<81> См.: Ермаков В.Г. Некоторые
проблемные аспекты будущего
федеративного устройства
Существуют и иные планы реформирования федеральных округов в России как несоразмерных по своей величине региональной норме управляемости, экономическому потенциалу, не соответствующих организации базовых отраслей экономики, транспортной и социальной инфраструктуре, а равно региональной идентичности <82>. Теоретически местность, в которой потенциально допустимо создание и функционирование федеральных государственных органов, может охватывать часть субъекта Федерации или части нескольких субъектов России. Однако установление территориальной сферы компетенции полномочных представителей Президента РФ и иных государственных органов, включающей отдельные части субъектов Федерации, не позволит им эффективно исполнять стоящие перед ними задачи. Причина этого очевидна, поскольку и анализировать ситуацию необходимо в субъекте Федерации в целом, и взаимодействовать с органами государственной власти того или иного субъекта России следует одному государственному органу, представляющему тот или иной федеральный государственный орган, а не нескольким.
------------------------------
<82> См.: Багба А.И. Разграничение
полномочий и предметов
Перспективным видится учреждение
в границах России девяти федеральных
округов, что позволит, существенно
не нарушая сложившиеся в рамках
федеральных округов
Во-первых, образовать на территории сегодняшнего Сибирского федерального округа два самостоятельных федеральных округа - Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский с центрами в городах Новосибирске и Иркутске соответственно. В состав Западно-Сибирского федерального округа предположительно могут войти следующие субъекты Федерации: Республики Алтай, Тыва, Хакасия, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ. Республика Бурятия, Красноярский, Забайкальский края, Иркутская область должны войти в состав Восточно-Сибирского федерального округа.
Напомним, схожее деление территории
Сибири на Западно-Сибирское генерал-
Во-вторых, создать на территории сегодняшнего Дальневосточного федерального округа также два самостоятельных федеральных округа - Юго-Восточный и Северо-Восточный с центрами в городах Хабаровске и Магадане соответственно. В этом случае на территории Юго-Восточного федерального округа расположатся Приморский, Хабаровский края, Амурская, Сахалинская области, Еврейская автономная область. Республика Саха (Якутия), Магаданская область, Камчатский край, Чукотский автономный округ составят Северо-Восточный федеральный округ.
Целесообразность деления
------------------------------
<83> См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" // СЗ РФ. 2007. N 42. Ст. 5009; Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Одобрена Распоряжением Правительства РФ от 24 сентября 2001 г. N 1270-р // СЗ РФ. 2001. N 40. Ст. 3873; Демографический ежегодник России. М., 2005; Балашова Т.Н. Миграция и демография в системе национальных интересов России // Закон и право. 2008. N 5. С. 10 - 11; Белобородов И.И. Правовые аспекты современной семейно-демографической политики в Российской Федерации // Власть. 2008. N 6. С. 22; Гурвич В. Убывающая Сибирь // Политический журнал. 2006. N 45/46. С. 34 - 35; Елизаров В. Демографическое положение России: тенденции и последствия // Федерализм. 2002. N 1. С. 151 - 182; Ершов Ю.С., Ибрагимов Н.М., Мельникова Л.В. Сибирский федеральный округ: современное состояние и перспективы развития // Регион: экономика и социология. 2005. N 4. С. 29, 43; Жилинский Е.В. Социально-экономические аспекты демографической политики России // Власть. 2008. N 6. С. 3 - 4; Ионцев В. Особенности демографической ситуации в России и ее отдельных регионах // Федерализм. 2004. N 4. С. 113 - 135; Нестеров Л., Кольчугина А. Демографические проблемы России // Федерализм. 2008. N 2. С. 219 - 226; Чудаева О., Соболева С. Сибирь: тенденции и перспективы демографического развития // Политический класс. 2005. N 9. С. 55 - 65.
Неразумная государственная
------------------------------
<84> См.: Ишаев В. Российский Дальний Восток должен стать территорией здравого смысла // Федерализм. 2000. N 4. С. 5 - 16; Кьеза Д. Прощай, Россия. М., 1997. С. 256 - 257; Hill F., Goddy C. Siberian Curse: How Communist Planners Left Russia Out in the Cold. Brookings Institution Press. Washington, 2003. P. 5 - 6; Барсамов В.А. Концепции и стратегии развития Сибири и общенациональные угрозы // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 5. С. 4 - 5; Калашников М., Ранов В. Уставшая Россия // Власть. 2005. N 4. С. 13; Лексин В., Скворцов В., Швецов А. Российский Дальний Восток и его "региональные столицы": поиск стратегий развития // Российский экономический журнал. 2007. N 9 - 10. С. 16 - 48; Хабибулин А.Г., Чернобель Г.Т. Интересы государства и его охранно-защитная функция // Журнал российского права. 2008. N 5. С. 21; Ходатенко Е., Маруев А. Национальные интересы Российской Федерации на азиатском геополитическом направлении // Государственная служба. 2007. N 3. С. 20; Хачатурян Б. Федеративные и сепаратистские тенденции на Востоке России // Федерализм. 2008. N 2. С. 165 - 174.
Информация о работе Федеральные округа в Российской Федерации