Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:37, статья
В рамках данного исследования нельзя не затронуть вопросы правовой природы самих федеральных округов, ибо они выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОКРУГА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
К.В. ЧЕРКАСОВ
В этом номере мы завершаем публикацию журнального варианта монографии заведующего кафедрой государственно-правовых дисциплин Поволжского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, кандидата юридических наук, доцента К.В. Черкасова "Система органов государственной власти и управления на уровне федерального округа" <*>.
------------------------------
<*> См.: Законодательство и экономика. 2008. N 10, 11, 12.
Сущностная характеристика федеральных округов
в Российской Федерации
В рамках данного исследования
нельзя не затронуть вопросы правовой
природы самих федеральных
------------------------------
<1> Указ Президента РФ от 21 июня 2000 г. N 1149 "Вопросы обеспечения деятельности аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2000. N 26. Ст. 2748.
По справедливому мнению некоторых авторов, текст Основного Закона страны не содержит положения, прямо предусматривающие возможность учреждения в стране системы федеральных округов <2>. Определенные исследователи даже усматривают в создании федеральных округов ключевой институт построения параконституционализма в России, выстраивание параллельной структуры управления, дублирующей институционально закрепленный механизм власти <3>. Вместе с тем, что неоднократно отмечал и бывший глава государства, и некоторые федеральные, региональные политические деятели, решение об образовании федеральных округов не противоречит действующей Конституции России <4>. Это подтверждается рядом ее положений, в частности, что федеративное устройство и территория Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации.
------------------------------
<2> См.: Бородин Е.И. Правовые
проблемы укрепления
<3> См.: Преображенский С. Судьба резидентов // Наша власть: дела и лица. 2008. N 2. С. 51; Саква Ричард. Подотчетность, конституционализм и некоторые модели власти в посткоммунистической России // Сравнительное конституционное обозрение. 2008. N 2. С. 68.
<4> См.: Абдулатипов Р. Семь ступенек, ведущих к центру // Российская газета. 2000. 20 мая; Путин В.В. Власть должна быть работающей! // Российская газета. 2000. 19 мая; Ради укрепления государственности // Российская газета. 2000. 16 мая.
Модель устройства, аналогичная
модели федеральных округов, была
сформирована и в некоторых субъектах
Федерации. Так, еще в начале 90-х годов
XX в. в Москве образована и по сей день
достаточно эффективно функционирует
система 10 административных округов в
виде префектур, которые, в свою очередь,
делятся на муниципальные образования.
С 2000 г. управленческие зоны, подобные
федеральным округам, созданы в Республике
Саха (Якутия), Свердловской, Нижегородской
областях <5>. Кроме того, в Постановлении Конституционного
Суда РФ от 24 января 1997 г. N 1-П "По делу
о проверке конституционности Закона
Удмуртской Республики от 17 апреля 1996
года "О системе органов государственной
власти в Удмуртской Республике" <6>
ясно выражена правовая позиция высшего
органа конституционной юстиции России,
согласно которой территория субъекта
Федерации может делиться не только на
муниципальные образования, но и на административно-
------------------------------
<5> См.: Усягин А. Противоречия
и пробелы современного
<6> Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. N 1.
В связи с этим центральная федеральная власть для удобства осуществления своих полномочий также вправе условно разделить всю территорию страны на определенные административно-управленческие единицы независимо от их конкретного наименования, помимо общепринятого федеративного деления страны на территории субъектов Федерации. Де-факто существование в виде федеральных округов нового уровня государственного управления было признано российской общественностью, и его законность сегодня не оспаривается. К тому же имеется определенный исторический опыт создания и функционирования в России административных округов. Так, в дореволюционный период развития нашей страны на ее территории существовали судебные, военные, учебные и целый ряд иных округов, предназначенных для оптимизации государственного управления.
Федеральные округа существуют и в мировой практике, где традиционно выделяют две их разновидности. В федеративных государствах (например, США, Мексике, Аргентине, Бразилии, Нигерии) федеральный округ один и представляет собой столицу с прилегающей территорией или малонаселенный регион. Статус федерального округа в разных федерациях различен. Например, в США он не входит в число субъектов этого государства, а в Бразилии такой округ имеет, по сути, тот же статус, что и штат (с некоторыми отличиями). В целом федеральный округ там является составной частью государства, хотя и с особым статусом - обладает многими, но не всеми признаками субъекта федерации и непосредственно подчиняется центральной власти, что обусловлено исполнением столичных функций и политическим значением столицы <7>.
------------------------------
<7> См.: Автономов А.С.
Конституционное (
Кроме того, как в федеративных,
так и в унитарных государствах
существуют и иные, особые административные
округа, созданные в зависимости
от специфики объекта управления
по территориально-отраслевому
Особые округа не являются
субъектами федерации, самостоятельными
административно-
------------------------------
<8> См.: Автономов А.С.,
Бачило И.Л., Бондаренко А.А., Гришковец
А.А. и др. Исполнительная власть
в России. История и современность,
проблемы и перспективы
Можно с уверенностью утверждать:
федеральные округа в России представляют
собой нечто совсем иное, чем в
указанных зарубежных странах, и
не относятся ни к первой, ни ко второй
группе. Правовая природа федерального
округа в одних иностранных государствах
в большей степени приближена к статусу
такого самостоятельного субъекта Федерации,
как город Москва - столица России, город
федерального значения, в других - к статусу
специальных, во многом не совпадающих
между собой ведомственных округов федеральных
органов исполнительной власти. Федеральные
округа являются новыми административно-
------------------------------
<9> См.: Манохин В.М.
К вопросу о государственно-
В сущности, федеральные округа представляют собой не оговоренный, но допускаемый Конституцией России элемент, актуализированный в целях оптимизации государственного управления, являются инструментом федерального регулирования территориального развития. Это особые образования, их учреждение связано с рядом определенных факторов и необходимостью решения таких первоочередных задач, как восстановление управляемости государства, обеспечение его устойчивости и суверенности, укрепление властной вертикали, улучшение условий для контроля над деятельностью территориальных структур федеральных органов государственной власти.
Вопросы укрепления российской государственности, упрочения федерального присутствия в регионах тесно переплетаются с проблемой совершенствования федеративных отношений и составляют двуединый процесс. По сей день последние не достроены, характеризуются как переходные. В связи с этим учреждение федеральных округов, по справедливому мнению большинства авторов, следует расценивать как один из административных способов поиска форм и методов управления системой федеративных отношений, их реформирования, сглаживания проблем чрезмерной асимметричности и многосубъектности России, укрепления федерального центра и вертикали власти <10>. Образование федеральных округов представляется одной из важнейших мер совершенствования федеративных отношений в рамках действующей Конституции России, технологической рационализацией федеративного устройства страны, ставшей адекватным ответом на кризис административного регионализма. Смысл существования федеральных округов видится в необходимости территориального приближения федеральной власти к субъектам Федерации; осуществления взаимодействия центра с регионами, аккумуляции региональных проблем в целях совместного поиска компромиссных решений и объединения ресурсов государства для их разрешения путем принятия адекватного управленческого решения; унификации до определенного уровня взаимоотношений центральной власти со всеми субъектами России независимо от принципа, положенного в основу их образования.
------------------------------
<10> См.: Безруков А.В. Проблемы
взаимодействия Российской
Информация о работе Федеральные округа в Российской Федерации