Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:37, статья
В рамках данного исследования нельзя не затронуть вопросы правовой природы самих федеральных округов, ибо они выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия.
------------------------------
<43> См.: Воробьев А.П.
К вопросу об административной
реформе // Чиновник. 2000. N 1 (7). С. 13; Загородников
А. Прообраз будущего
В определенной мере федеральные округа сравнимы с устоявшимся экономическим районированием страны. Экономические районы в России представляют собой части территории, народного хозяйства страны, отличающиеся определенными едиными природными условиями, демографическими особенностями, расселением, специализацией и комплексностью хозяйства и социальной сферы, определяющими их место в экономике страны, и ограниченные административными границами расположенных на них субъектов Федерации. В России сложилось 11 экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Некоторые авторы отдельно выделяют в виде экономического района еще и Калининградскую область <44>.
------------------------------
<44> См.: Гохберг М.Я.
Федеральные округа Российской
Федерации // ЭКО. 2001. N 3. С. 107 - 108; Кистанов
В.В. Федеральные округа
Экономические районы, как и федеральные округа, формально объединяют в свои составы субъекты России, различные по природному, экономическому и трудовому потенциалу, структуре хозяйства и уровню развития, производственной специализации и социальному составу. Вместе с тем они менее сопоставимы между собой, чем федеральные округа, и лишь субъектный состав Дальневосточного федерального округа полностью повторяет состав Дальневосточного экономического района. Остальные федеральные округа включают в себя субъекты Федерации, входящие в различные экономические районы. Например, Приволжский федеральный округ объединяет субъекты Российской Федерации трех экономических районов: Волго-Вятского, Поволжского и Уральского <45>.
------------------------------
<45> См.: Информация. Перечень
федеральных округов,
Предельные значения социально-экономических
показателей по федеральным округам
различаются между собой
------------------------------
<46> См.: Савельев В.
Развитие федеральных округов
(макроэкономический прогноз) // Обозреватель.
2001. N 10. С. 44 - 47; Скатерщикова Е. Федеральные
округа - новые экономико-
Кроме того, экономические
районы целесообразно использовать
для решения вопросов комплексного
развития хозяйства на их территориях,
экономического государственного прогнозирования,
а также в целях индикативного планирования
территориального развития России. Федеральные
округа - для решения межрегиональных
проблем экономической и политической
интеграции, обеспечения реализации на
местах управленческих решений федеральной
власти. Так, с точки зрения Ю.А. Тихомирова,
федеральные округа в отличие от экономических
районов больше выступают в качестве административно-
------------------------------
<47> См.: Тихомиров Ю.А. О модернизации государства // Журнал российского права. 2004. N 4. С. 12.
<48> См.: Адамеску А.А., Гранберг А.Г., Кистанов В.В., Семенов П.Е. и др. Государственно-территориальное устройство России (экономические и правовые основы) / Под ред. А.Г. Гранберга, В.В. Кистанова. М.: ДеКА, 2003. С. 211; Гохберг М.Я. Федеральные округа Российской Федерации: анализ и перспективы экономического развития. М., 2002. С. 7.
В юридической литературе встречается точка зрения, согласно которой границы и центры федеральных округов определены с учетом границ и мест дислокаций штабов военных округов <49>. Действительно, в соответствии с Указом Президента РФ от 27 июля 1998 г. N 900 "О военно-административном делении Российской Федерации" <50> было образовано семь военных округов: Ленинградский, Московский, Северо-Кавказский, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Более того, согласно Указу Президента РФ от 5 августа 2002 г. N 846 "Вопросы деятельности военных советов" (с посл. изм. и доп.) <51> полномочные представители Президента РФ в федеральных округах и заместители полномочных представителей включены Президентом России в составы военных советов военных округов, групп войск, армий, флотов и флотилий (командований).
------------------------------
<49> См.: Акопов П., Бабаева С. Сокращение штатов // Известия. 2000. 13 мая; Козырев М., Булавинов И. Дикий ангел революции // Коммерсантъ-Власть. 2000. N 20. С. 3; Бухвальд Е. Укрупнение регионов: перспектива или суррогат реформирования федеративных отношений // Федерализм. 2004. N 4. С. 146; Котикова Н. Конституционный парадокс // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2000. N 2. С. 111; Мархгейм М.В. Конституционные параметры вертикали власти в России // Государственное и муниципальное управление. 2001. N 1. С. 65.
<50> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3839.
<51> СЗ РФ. 2002. N 32. Ст. 3165.
Однако федеральные и военные округа не совсем совпадали в своих субъектных составах, не полностью соответствовали друг другу их наименования, центры, не говоря уже о том, что различны и цели их образования <52>. В частности, штабы Приволжского и Сибирского военных округов были расположены в городах Самара и Чита соответственно, Нижегородская область входила в состав Московского военного округа. К настоящему времени согласно Указу Президента РФ от 24 марта 2001 г. N 337с "Об обеспечении строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, совершенствовании их структуры" <53> произошло укрупнение военных округов, их стало не 7, а 6. Ранее самостоятельные Приволжский и Уральский военные округа объединены в один военный округ - Приволжско-Уральский. Кроме того, с учетом специфики геополитического положения и географической обособленности Калининградской области от основной части Российской Федерации на ее территории в качестве самостоятельной военно-административной единицы, не входящей в состав военных округов, еще в 1998 г. был образован Калининградский особый район. При этом следует иметь в виду: в 2005 г. Министерством обороны РФ было объявлено о предстоящей глобальной реформе Вооруженных Сил России, в ходе которой вместо существующих военных округов планируется учредить региональные управления или направления: Дальневосточное ("Восток"), Среднеазиатское ("Юг"), Западноевропейское ("Запад"). Основной целью указанной реорганизации является выстраивание структуры Вооруженных Сил Российской Федерации для более эффективной борьбы с террористической угрозой <54>.
------------------------------
<52> См.: Указ Президента РФ от 27 июля 1998 г. N 901 "Об утверждении Положения о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3840.
<53> СЗ РФ. 2001. N 14. Ст. 1326.
<54> См.: Катков В.Ю. Федеральные
округа в Российской Федерации
(конституционно-правовой
С федеральными округами практически
полностью совпадают
------------------------------
<55> См.: Кожевников О.А. Проблемы законодательного регулирования организационных форм межмуниципального сотрудничества в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. N 5. С. 33, 37; Система муниципального управления / Под ред. В.Б. Зотова. СПб., 2007. С. 92.
Проведенное сравнительное исследование федеральных округов и иных существующих в России межрегиональных образований позволяет сделать следующий вывод. С одной стороны, в отличие от имеющих место других образований федеральные округа способствуют созданию реальных предпосылок повышения эффективности централизованного управления социально-экономическим развитием страны и обеспечивают реализацию стратегии построения государственного администрирования на региональном и межрегиональном уровнях. С другой стороны, они в необходимой мере учитывают размещение и субъектные составы межтерриториальных образований, сложившееся экономическое зонирование страны, особенности организации базовых отраслей экономики, транспортной инфраструктуры. Это позволяет государственным органам на уровне федерального округа использовать накопленный в процессе функционирования межтерриториальных образований опыт, осуществлять свои функции на базе уже отработанных экономических и отчасти политических связей. В целом имеются достаточные основания полагать, что границы федеральных округов намеренно были определены таким образом, чтобы в целях нивелирования политических притязаний чрезмерно усилившихся региональных элит, их влияния на территориальные органы федеральных органов государственной власти полностью не совпадать с границами иных существующих межрегиональных образований.
Федеральные округа в вопросе изменения
государственно-
Российской Федерации
Образование федеральных округов во многом свидетельствует не только об объективной потребности в них как таковых, но и о необходимости совершенствования федеративного устройства России, а также устойчивой тенденции к укрупнению территориальных единиц. Как верно подмечают некоторые исследователи, историческая, географическая, природно-ресурсная, демографически-языковая общность, политические, хозяйственные, транспортные, торгово-финансовые связи, общие интересы регионов в рамках федеральных округов не могут не вести к интеграции территориально близких субъектов Федерации <56>. В связи с этим учреждение федеральных округов рядом авторов рассматривается в качестве попытки решения проблем несовершенства существующего государственного устройства страны, а также меры, направленной в дальнейшем на укрупнение субъектов России как следующей за образованием федеральных округов стадией <57>.
------------------------------
<56> См.: Глигич-Золотарева М.В. Субъектный состав Российской Федерации: эпоха перемен уже наступила // Государство и право. 2006. N 10. С. 15; Она же. Законодательная база федеративных отношений: перспективы совершенствования // Журнал российского права. 2002. N 7. С. 53.
<57> См.: Заяц Д.В. Начало новой
административно-
Проблема укрупнения субъектов Российской Федерации давно и активно обсуждается на страницах юридической литературы. Не останавливаясь подробно на предлагаемых планах реформирования территориального деления России, укажем следующее. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) <58>, несмотря на его несовершенство, предусматривает возможность образования в составе России нового субъекта в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов Федерации. Однако в вопросе целесообразности укрупнения субъектов России, а также схемы, конечного результата и процесса его течения до сих пор нет единства мнений, он во многом неоднозначен <59>. Тем не менее аргументов в обоснование необходимости укрупнения субъектов Федерации более чем достаточно <60>.
Информация о работе Федеральные округа в Российской Федерации