Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 14:37, статья
В рамках данного исследования нельзя не затронуть вопросы правовой природы самих федеральных округов, ибо они выступают пространственно-территориальными пределами, в границах которых структурные подразделения центральных аппаратов федеральных государственных органов, территориальные органы федеральных государственных органов, образованные на уровне федерального округа, реализуют принадлежащие им полномочия.
- по производству валового регионального продукта;
- по объему производства промышленной, сельскохозяйственной продукции, социальных услуг;
- в области финансово-бюджетной сферы, внешнеторговых операций <31>.
------------------------------
<31> См.: Постановление Правительства
РФ от 11 октября 2001 г. N 717 "О Федеральной
целевой программе "Сокращение
различий в социально-
При этом несмотря на сокращение субъектного состава России <32> Перечень федеральных округов, к сожалению, по внутреннему содержанию изменений никаких не претерпел, в связи с чем требует соответствующих уточнений.
------------------------------
<32> См.: Федеральный конституционный за
В составы федеральных
округов входят субъекты Федерации,
образованные как по национально-территориальному,
так и административно-
------------------------------
<33> Габричидзе Б.Н., Чернявский
А.Г. Административное право
По указанной причине трудно согласиться с мнением Ю.М. Лужкова, что при рассмотрении вопроса о предоставлении особого статуса некоторым субъектам Федерации за ними может быть закреплено право на постоянной или временной основе выделяться из федеральных округов. Предполагается, что на территории таких субъектов России иным образом организуется система федеральных органов исполнительной власти и руководство ее подразделениями, а высшие должностные лица субъектов Федерации могут наделяться правами руководителей федеральных округов. При этом автор четко не определяет, что следует понимать под особым статусом региона и не формулирует его основания <34>. Единственным исключением, в случае ее вхождения в состав России в качестве равноправного субъекта Федерации (объединение на иной основе вряд ли целесообразно), может стать Республика Беларусь. При этом такая мера может носить только временный характер. После проведения связанных с объединением государств необходимых организационно-правовых мероприятий территория Республики Беларусь также должна находиться в пределах соответствующего федерального округа (в силу географического расположения предположительно Центрального федерального округа), что значительно ускорит ее интеграцию с другими регионами России. Аналогичная ситуация, но уже в Южном федеральном округе может возникнуть в случае вхождения Южной Осетии и Абхазии в состав Российской Федерации.
------------------------------
<34> См.: Лужков Ю.М.
Путь к эффективному
В качестве центров федеральных
округов определены наиболее крупные,
индустриально и промышленно
развитые в регионах города - административно-
------------------------------
<35> См.: Черкасов К.В.
К вопросу о территориальной
сфере деятельности
Размеры и субъектные составы
семи федеральных округов в основном
и в большинстве своем
------------------------------
<36> Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1596.
<37> См.: Гохберг М.Я.
Федеральные округа Российской
Федерации: анализ и
Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации, в сущности, являются общественными самоуправляющимися межрегиональными объединениями, созданными для регулирования их хозяйственной деятельности исходя из общих интересов <38>. Они не имели и не имеют четких и единообразных управленческих органов, способных выносить решения, обязательные для органов государственной власти субъектов России и, следовательно, обеспечивать исполнение этих решений. Ситуацию существенно не меняло и предоставление права руководителям ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации - руководителям органов исполнительной власти субъектов Федерации участвовать в заседаниях Правительства России, и наделение их правом участия в деятельности Правительства РФ наравне с федеральными министрами, и регулярное участие заместителей Председателя Правительства России в заседаниях и других мероприятиях ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации <39>. Поэтому ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации в отличие от федеральных округов и вне связи с ними не оказывают существенного влияния на межрегиональную интеграцию, повышение эффективности управления экономическими процессами и не позволяют создать дополнительное управленческое звено. Руководство Кировской области, например, включенной в Приволжский федеральный округ, вслед за тем сочло необходимым также вступить в ассоциацию экономического взаимодействия субъектов Федерации "Большая Волга".
------------------------------
<38> См.: Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6286.
<39> См.: Указ Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1998. N 39. Ст. 4886; Распоряжение Правительства РФ от 20 декабря 2006 г. N 1901-р // СЗ РФ. 1997. N 2. Ст. 325; Распоряжение Правительства РФ от 21 мая 1997 г. N 706-р // СЗ РФ. 1997. N 22. Ст. 2635.
Определенные авторы не без оснований считают, что деятельность ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации даже способствует инициированию сепаратистских тенденций, усилению политических амбиций региональных элит в кризисных ситуациях <40>. В ряде случаев противодействие ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации центральной власти во многих случаях носило не столько экономический, сколько политический характер. Не позволяла изменить ситуацию и практика регистрации уставов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации Министерством юстиции РФ <41>. Так, в середине 90-х годов XX в. ассоциация экономического взаимодействия субъектов России "Сибирское соглашение" в политических целях неоднократно выдвигало ультиматум федеральной власти с требованием предоставления значительных уступок в бюджетной сфере и в вопросах передачи собственности <42>. Пожалуй, этим можно объяснить отношение полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах к ассоциациям экономического взаимодействия субъектов Федерации в большинстве своем как к конкурирующим или бесполезным структурам. В результате они превратились в "придатки" аппаратов полномочных представителей или длительное время не собирались.
------------------------------
<40> См.: Глазунова Н.И. Система
государственного и
<41> См.: Постановление Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 636 "О регистрации уставов добровольных объединений (ассоциаций) экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994. N 7. Ст. 770.
<42> См.: Тепляков А.А. Ассоциация социально-экономического сотрудничества как фактор обеспечения стабильности и безопасности // Государственное и муниципальное управление. 2000. N 2. С. 167.
В связи с этим существующее в настоящее время некоторое совпадение границ и субъектных составов ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации и федеральных округов с точки зрения управления следует признать достаточным. Более того, в ближайшей перспективе система ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации, как во многом дублирующая структура, может и должна быть полностью вытеснена федеральными округами. Впрочем, некоторыми и учеными, и политиками ассоциации экономического взаимодействия субъектов Федерации рассматривались, да и нередко рассматриваются до сих пор как прообраз крупного субъекта Федерации или конгломерата субъектов России <43>. Однако современное состояние и правовой статус ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Федерации не позволяет рассуждать о них даже как об экономическом базисе объединения субъектов России.
Информация о работе Федеральные округа в Российской Федерации