Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:55, курсовая работа
Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также организациям и учреждениям — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления. В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась.
Введение…………………………………………………………………….3
Розничный товарооборот – один из основных показателей деятельности торговых организаций………………………………………………………7
Структура розничного товарооборота: сущность и тенденции изменения в современных условиях………………………………………………………7
Методические подходы к анализу структуры розничного товарооборота в условиях действующей нормативно-правовой базы…………………......12
Анализ структуры розничного товарооборота Житковичского райпо….20
Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности райпо, практика применения нормативно-правовых документов……….20
Анализ структуры розничного товарооборота и оценка факторов, влияющих на ее изменение……………………………………………….. 2.3 Влияние изменения структуры розничного товарооборота на конечные результаты деятельности райпо……………………………………………51
Пути и резервы оптимизации структуры розничного товарооборота в условиях действующей экономической политики………………………..55
Заключение……………………………………………………………… ….65
Список использованных источников………………………………………69
Nр = РМ * ЧС * ЧД * ЧЧ * ВЧМ.
Используя способ цепной подстановки или способ разниц, определим влияние на объём товарооборота каждого из указанных в формуле показателей. Так, способом разниц исчислим влияние:
количества рабочих мест –
∆РМ * ЧС0 * ЧД0 *ЧЧ0 * ВЧМ0;
числа смен –
∆ЧС * РМ1 * ЧД0 * ЧЧ0 * ВЧМ0;
количества рабочих дней –
∆ЧД * РМ1 * ЧС1 * ЧЧ0 * ВЧМ0;
продолжительности рабочего дня –
∆ЧЧ * РМ1 * ЧС1 * ЧД1 * ВЧМ0;
среднечасовой выработки на одно рабочее место –
∆ВЧМ * РМ1 * ЧС1 *
ЧД1 * ЧЧ1.
Влияние показателей
материально-технической базы на розничный
товарооборот
К факторам, связанным с состоянием и эффективностью использования внеоборотных активов относятся: торговая площадь и рациональное её использование; основные фонды и их использование; состояние незавершённого строительства и т.д.
Показателем оценки
эффективности использования
П * Нп = Nр,
где П – торговая площадь, м²;
Т/О п– товарооборот
на 1 м² торговой площади, руб.
Таблица 10 – Влияние на розничный товарооборот торговой площади и товарооборота на 1 м кВ торговой площади
млн р.
Показатели | Единица измерения | Годы | Отклонение (+,- | Темп роста, % | |
2008 | 2009 | 2009 от 2008 | 2009 к 2008 | ||
1. Розничный товарооборот (Т/О) | млн. руб. | 52338 | 56717 | 4379 | 108,37 |
2. Торговая площадь (п) | м кв | 8332 | 10643 | 2311 | 127,74 |
3. Товарооборот 1 м кв площади (т/о п) | млн. руб. | 6,282 | 5,329 | -0,953 | 84,84 |
Источник: собственная
разработка
По данным таблицы можно сделать вывод о том. что товарооборот на 1 м кв торговой площади в 2009 году снизился на 0,953 млн р. за счет более быстрого роста торговой площади (27,74 %) , чем рост розничного товарооборота (8,37%)
Возможности рационального использования торговой площади разнообразны. Так, торговая площадь рационально используется при переходе на продажу с открытой выкладкой, применении самообслуживания и т.д.
На объём продажи
товаров оказывает влияние
Т/О = Ф0 * ОС или Т/О = ОС/Фе,
где Ф0 – фондоотдача основных средств,
Фе – Фондоемкость основных средств,
ОС – среднегодовая стоимость основных средств.
Подставив в первое уравнение вместо среднегодовой стоимости основных средств выражение Фв * Ч (где Фв – фондовооружённость основными средствами; Ч – среднегодовая численность работников) получим:
Т/О = Ф0 * Фв * Ч.
Рассчитать влияние вышеприведённых факторов можно методами:
Влияние на изменение розничного товарооборота фондоотдачи
Т/О (фо)= ФО1*ОС1-ФО0*ОС1
Т/О (фо)= 2,12*26729-2,07*26729=56665,
Влияние на изменение розничного товарооборота среднегодовой стоимости основных средств
Т/О (ос)= ФО0*ОС1-ФО0*ОС0
Т/О (ос)= 2,07*26729-2,07*25268,5=55329,
Общее влияние : 1336,45+3023,235=4379,28 млн р.
Т/О (фо) = ФО*ОС1
Т/О (фо) = 0,05*26729 = 1336,45 млн р.
Т/О (ос) = ОС*ФО0
Т/О (ос) = 1460,5*2,07 = 3023,235 млн р.
и интегральным методом.
После чего
анализу подвергается
2.3 Влияние изменения структуры розничного товарооборота на конечные результаты деятельности райпо
Таблица 11 - Влияние изменения структуры розничного товарооборота на сумму дохода от реализации Житковичского райпо за 2008-2009гг.
млн руб.
Товарные группы | Структура товарооборота | Уровень дохода 2008 года | Процентные числа | ||
2008 | 2009 | отклонение (+;-) | |||
Продовольственные товары | 75,102 | 75,255 | +0,123 | 17,889 | 2,2003 |
Непродовольственные товары | 24,898 | 24,745 | -0,123 | 18,019 | -2,2163 |
Всего товаров | 100,0 | 100,0 | - | - | -0,016 |
(-0,016)/100=
- 0,00016 % к товарообороту –
Найдем сумму недополученного дохода:
При товарообороте 56717 млн руб, сумма недополученного дохода:
56717*0,00016/100=0,09
млн руб.
Таблица 2.12 - Данные для расчета влияния объема розничного товарооборота и среднего уровня доходов на сумму доходов
млн руб.
Показатели | Годы | Темпы изменения, % или отклонение (+;-) | ||||
2007 | 2008 | 2009 | 2008 от 2007 года | 2009 от 2008 года | 2009 от 2007 года | |
1. Розничный товарооборот | 39925 | 52338 | 56717 | 12413 | 4379 | 16792 |
2.
Доходы от торговой |
||||||
в сумме | 6834 | 9363 | 10220 | 2529 | 857 | 3386 |
в % к обороту | 17,117 | 17,889 | 18,019 | 0,772 | 0,13 | 0,902 |
Рассчитываем влияние на сумму доходов изменения объема розничного товарооборота:
((РТО1-РТО0 )*УРД0)/100=
(56717-52338)*17,889/100=783,
((УРД1-УРД0)*РТО1)/100=(18,
Общее
влияние: 783,36+73,732=857,09 млн
р.
Сумма доходов
в 2009 году по сравнению с
2008 годом возросла на 857 млн
руб. за счет увеличения
Таблица 2.13 – Динамика прибыли Житковичского райпо за 2008-2009 гг.
млн руб.
Показатели | 2008 | 2009 | отклонение (+;-) | |||
в сумме | в % к обороту | в сумме | в % к обороту | по сумме | по % | |
Розничный товарооборот | 52338 | 56717 | 4379 | 0 | ||
Доходы от реализации | 9363 | 17,889 | 10220 | 18,0193 | 857 | 0,129801 |
Расходы на реализацию | 8981 | 17,160 | 10162 | 17,9170 | 1181 | 0,75741 |
Прибыль от реализации | 382 | 0,730 | 58 | 0,1023 | -324 | -0,62761 |
Прибыль отчетного периода | 654 | 1,250 | 359 | 0,6330 | -295 | -0,6166 |
DП(РТО) = (56717-52338)*0,73/100= + 31,967 млн р.
DП(УД) = (18,0193-17,889)*56717/100 = + 73,902 млн р.
DП(УР)
= (17,9170-17,160)*56717/100 = +429,348 млн р.
Увеличение прибыли Снижение прибыли
Сумма = 105,869 Сумма = 429,348
Общее влияние = 429,348-105,869 =323,479 млн р.
По данным таблицы можно сделать вывод о том, что прибыль от реализации в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизилась на 324 млн р.
За
счет увеличения розничного
Однако
увеличение уровня расходов на
реализацию на 1181 млн р. (или на
0,757%) привело к снижению прибыли
от реализации на 429,348 млн р.
3. Пути и резервы оптимизации структуры розничного товарооборота в условиях действующей экономической политики
В предыдущей главе проведен анализ товарооборота Житковичского райпо, а также проанализировано влияние отдельных факторов на динамику товарооборота. Однако в условиях рыночной экономики эффективная деятельность организаций розничной торговли зависит от полноты и качества планирования и прогнозирования.
Для повышения обоснованности разрабатываемых прогнозов необходимо знать подходы, принципы, методы научного предвидения. Это помогает понять суть происходящих в обществе событий, принимать вероятностные решения в различных ситуациях.
Прогнозированием показателей работы организации розничной торговли практически не занимаются. Однако некоторые торговые организации предпринимают попытки разработки прогнозирования показателей работы на предстоящие 2-3 года. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой прибыли на предстоящий период. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих торговых организаций.
Информация о работе Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)