Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также организациям и учреждениям — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления. В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Розничный товарооборот – один из основных показателей деятельности торговых организаций………………………………………………………7
Структура розничного товарооборота: сущность и тенденции изменения в современных условиях………………………………………………………7
Методические подходы к анализу структуры розничного товарооборота в условиях действующей нормативно-правовой базы…………………......12
Анализ структуры розничного товарооборота Житковичского райпо….20
Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности райпо, практика применения нормативно-правовых документов……….20
Анализ структуры розничного товарооборота и оценка факторов, влияющих на ее изменение……………………………………………….. 2.3 Влияние изменения структуры розничного товарооборота на конечные результаты деятельности райпо……………………………………………51
Пути и резервы оптимизации структуры розничного товарооборота в условиях действующей экономической политики………………………..55

Заключение……………………………………………………………… ….65

Список использованных источников………………………………………69

Работа содержит 1 файл

Введение (Восстановлен).docx

— 179.98 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение…………………………………………………………………….3

  1. Розничный товарооборот – один из основных показателей деятельности торговых организаций………………………………………………………7
    1. Структура розничного товарооборота: сущность и тенденции изменения в современных условиях………………………………………………………7
    2. Методические подходы к анализу структуры розничного товарооборота в условиях действующей нормативно-правовой базы…………………......12
  2. Анализ структуры розничного товарооборота Житковичского райпо….20
    1. Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности райпо, практика применения нормативно-правовых документов……….20
    2. Анализ структуры розничного товарооборота и оценка факторов, влияющих на ее изменение………………………………………………..                                                                    2.3 Влияние изменения структуры розничного товарооборота на конечные результаты деятельности райпо……………………………………………51
  3. Пути и резервы оптимизации структуры розничного товарооборота в условиях действующей экономической политики………………………..55

Заключение……………………………………………………………… ….65

Список использованных источников………………………………………69

       

 

 

      ВВЕДЕНИЕ 

    Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также организациям и учреждениям — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления. В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась. В этих условиях розничный товарооборот должен изучаться и оцениваться как в действующих (продажных), так и в сопоставимых ценах. Для определения розничного товарооборота в сопоставимых ценах необходимо фактический его объем за период, с которого изменились цены, разделить на индекс розничных цен на товары. Проводя анализ, следует установить, как развивается розничный товарооборот, как удовлетворяется спрос на товары, как торговая организация улучшает структуру товарооборота, обеспечивает повышение в нем доли высококачественных товаров, активно воздействует на формирование потребностей, эстетических вкусов людей, их благосостояние.

    Розничный товарооборот представляет собой последнюю, конечную стадию движения товаров в сфере обращения, когда товары из сферы обращения поступают в сферу личного (индивидуального или совместного) потребления.

      В сфере товарного обращения розничный  товарооборот влияет на другие показатели торговли, в частности на товарные запасы и их оборачиваемость, издержки обращения, прибыль и рентабельность, производительность труда в торговле и т. д. Вместе с тем он сам испытывает известное воздействие товарных запасов, трудовых и денежных затрат, состояния материальной базы торговли и т. п.

      Розничный товарооборот — сложный и многогранный показатель. Во-первых, он характеризует  объем товарной массы, перешедшей из сферы товарного обращения в  сферу личного потребления.

      Во-вторых, розничный товарооборот, который  представляет собой обмен товаров  на деньги, в основном на денежные доходы населения, характеризует как денежную выручку торговли, так и сумму  расходов на покупку товаров. Эта последняя складывается из части трудовых доходов населения, заработной платы, доходов колхозников и т. п., а также из общественных фондов потребления — пенсий, стипендий, денежных льгот и выплат и других источников.

      Анализ  розничного товарооборота базируется на первичном бухгалтерском учете  прихода товаров и денежной выручки. Показатель общего объема розничного товарооборота является строго документированным, соответствующим сумме денежной выручки (наличной и безналичной) и потому вполне достоверным.

      В связи с вышеизложенным тема курсовой работы является актуальной. Целью  курсовой работы является изучение структуры розничного товарооборота, тенденции изменения товарооборота в современных условиях, выявить влияние изменения структуры розничного товарооборота на конечные результаты деятельности райпо и выявить пути и резервы оптимизации структуры розничного товарооборота в условиях действующей экономической политики.

    Исходя  из изложенного, в курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:

  • дана оценка выполнения планов (прогнозов) товарооборота, удовлетворения покупательского спроса на отдельные товары, освоения долгосрочных нормативов по показателям торговой деятельности; определены тенденции экономического и социального развития организаций розничной торговли; дано обоснование напряженности, оптимальности планов;
  • изучены, количественно измерены и обобщены факторы влияющие на выполнение плана и динамику розничного товарооборота; дана комплексная оценка торговой деятельности организации;
  • выявлены пути, возможности и резервы роста товарооборота, повышения качества обслуживания покупателей, эффективности использования материально-технической базы торговли, товарных и трудовых ресурсов;
  • разработаны оптимальные стратегические и тактические управленческие решения по развитию структуры розничного товарооборота торговой организации.

В процессе анализа  розничного товарооборота использовалась бухгалтерская и статистическая отчетность Житковичского райпо:

  • Бухгалтерский баланс Житковичского райпо за 2007-2009 года;
  • Форма №2 Отчет о прибылях и убытках за 2007-2009 года;
  • Форма №3 Отчет о расходах на реализацию за 2007-2009 года;
  • другие приложения к балансу за 2007-2009 года;
  • Отчет о розничной торговле за 2007- 2009 год;
  • Отчет о качественном составе и движении кадров за 2009 год;
  • Форма 1-труд (торг) – Отчет по труду за 2007-2009 года

  Объектом  исследования является Жиктовичское  райпо.

  Предметом  исследования является структура  розничного товарооборота райпо.

Поставленная  цель и задачи определили структуру работы. Курсовая работа состоит из введения, заключения и 3 глав, выполнена на 57 страницах, содержит 13 таблиц, 23 источника литературы, 11 приложений.

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. РОЗНИЧНЫЙ ТОВАРООБОРОТ – ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
 

1.1 Структура розничного  товарооборота: сущность  и тенденции изменения  в современных  условиях

          В странах с развитой рыночной экономикой торговый бизнес считается одним из престижных и эффективных видов деятельности. Дело в том, что рыночная экономика основывается на приоритетах потребителя над производством, производство здесь работает на рынок, на тот спрос, который предъявляет потребитель. Особенность сферы торговли заключается в том, что в ней фокусируются как лучшие достижения общественного развития, в том числе и экономики, так и негативные явления. Торговля является одной из немногих отраслей хозяйственного комплекса, по уровню которой люди оценивают работу органов власти. Поэтому на структуры управления отраслью ложится большой груз ответственности по обеспечению нормального функционирования сферы торгового обслуживания.

       В последние годы, благодаря принятым мерам, достигнута стабильность потребительского рынка, его насыщенность продовольственными и непродовольственными товарами. Такое положение в значительной мере обусловлено целенаправленной, последовательной работой торговых организаций, штаба отрасли - Министерства торговли - всех звеньев торговой инфраструктуры, требовательностью органов управления всех уровней к работникам отрасли по выполнению поставленных задач. Благодаря этому стабильно обеспечивается выполнение прогнозного показателя по росту розничного товарооборота.

       Развитие  торговли неразрывно связано с теми задачами и направлениями, которые  определены программными документами  и, в первую очередь, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2015 годы, среди приоритетов которой - развитие товарных рынков.

       Основные  задачи развития товарных рынков в  Республике Беларусь в 2006-2015 гг. [17,с. 4]:

  • развитие торговли в прогнозном периоде будет направлено на стабильное обеспечение платежеспособного спроса различных категорий населения на высококачественные товары широкого ассортимента преимущественно за счет отечественного производства при высоком уровне торгового обслуживания, а также увеличение сопутствующих услуг. Для достижения этой цели необходимо обеспечить:
  • повышение конкурентоспособности и улучшение условий реализации товаров;
  • развитие инфраструктуры товарных рынков, в том числе системы информации о рыночной конъюнктуре;
  • доступность основных видов товаров и услуг для потребителя с низкими и средними доходами;
  • перестройку системы торговли с покупки товаров на рынках, на которых продаются в основном импортные товары, в цивилизованные условия обслуживания населения.

       Должны  быть приняты меры по совершенствованию  торговой сети, организационных структур, обеспечению эффективного взаимодействия торговли с другими отраслями  народнохозяйственного комплекса. Важнейшими направлениями являются:

  • строительство гипер- и супермаркетов, а также расширение сети магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности, и дисконтных магазинов;
  • создание интегрированных структур – торговых сетей, торгово-промышленных групп, предпринимательских групп;
  • развитие электронной торговли и инфраструктуры электронного бизнеса;
  • развитие фирменной торговли, формирование сети современных фирменных магазинов.

Рассмотрим структуру  товарооборота через торговый ассортимент.

    Торговый  ассортимент — многообразие товаров, находящихся в сфере обращения в оптовой и розничной торговле, а также в сфере общественного питания.

    В товароведении и торговой практике существуют свои подходы к классификации  ассортимента (рис. 1). По объекту рассмотрения различают ассортимент товарной группы и ассортимент торгового  предприятия.

    Ассортимент товарной группы — разновидности  продуктов с подразделением их на виды и сорта, но относящиеся к одной родственной группе товаров или близкие по своим свойствам и применению.

    По  широте охвата товаров различают  простой и сложный ассортимент.

    Простой ассортимент — набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов и наименований, которые удовлетворяют ограниченное число потребностей, например, ассортимент магазина в сельской местности.

    Сложный ассортимент — набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей и наименований товаров, которые удовлетворяют самые разнообразные потребности. Сложный ассортимент имеют универсамы, базы. 

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Рисунок 1 - Классификация торгового ассортимента

    Источник : [3, с.35 ].

    В ассортименте пищевых продуктов  различают товары простого и сложного ассортимента. Товары, не имеющие многообразия сортов и разновидностей, являются товарами простого ассортимента (например, соль, сахар и др.). Большинство товаров являются товарами сложного ассортимента, так как в пределах одного вида имеются различные сорта, разновидности.

    По  назначению товаров выделяют групповой, развернутый, сопутствующий и смешанный ассортименты.

    Групповой ассортимент — набор однородных товаров, удовлетворяющих аналогичные  потребности и объединенных общностью признаков. В качестве признаков выступает функциональное или социальное назначение, например, магазин спорттоваров.

    Развернутый ассортимент — набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками. Развернутый ассортимент имеют специализированные магазины.

    Сопутствующий ассортимент — набор товаров, выполняющих вспомогательные функции и не являющихся основными для данной торговой организации, например, многие обувные магазины предлагают сопутствующий ассортимент товаров — предметы ухода за обувью.

    Смешанный ассортимент — набор товаров  различных групп, видов и наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Торговое предприятие со смешанным ассортиментом предлагает одновременно продовольственные и непродовольственные товары, удовлетворяя самые разные потребности. Смешанный ассортимент имеет место в универсамах.

Информация о работе Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)