Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также организациям и учреждениям — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления. В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Розничный товарооборот – один из основных показателей деятельности торговых организаций………………………………………………………7
Структура розничного товарооборота: сущность и тенденции изменения в современных условиях………………………………………………………7
Методические подходы к анализу структуры розничного товарооборота в условиях действующей нормативно-правовой базы…………………......12
Анализ структуры розничного товарооборота Житковичского райпо….20
Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности райпо, практика применения нормативно-правовых документов……….20
Анализ структуры розничного товарооборота и оценка факторов, влияющих на ее изменение……………………………………………….. 2.3 Влияние изменения структуры розничного товарооборота на конечные результаты деятельности райпо……………………………………………51
Пути и резервы оптимизации структуры розничного товарооборота в условиях действующей экономической политики………………………..55

Заключение……………………………………………………………… ….65

Список использованных источников………………………………………69

Работа содержит 1 файл

Введение (Восстановлен).docx

— 179.98 Кб (Скачать)
 

Источник: собственная  разработка 

По данным таблицы  можно сделать вывод о том, что розничный товарооборот в 2008году по сравнению с 2009 годом увеличился на 4379 млн р. или на 8,37%. Прибыль от реализации в 2009 году снизилась на 324 млн р. или на 84,82%. Среднегодовая стоимость основных средств увеличилась на 1090 млн р. или на 10,62 %. 

Время обращения  средств вложенных в товарные запасы замедлилось на 1,47 дней за счет снижения среднегодовой стоимости средств, вложенных в товарные запасы на 3661,5 млн р.,  скорость оборота ускорилась в  8,86 раз.

   Обращение собственных оборотных средств ускорилось на 2,73 дня за счет увеличения собственных оборотных средств на 263 млн р. Однако скорость обращения собственных оборотных средств увеличилась в 6,55 раз.

    Рентабельность  оборотного капитала снизилась  на 3,21%. Доля собственных оборотных средств в общей их сумме увеличилась на 4,17 %. 
 
 
 
 
 
 
 

                     Таблица 4 - Динамика показателей эффективности использования основных                 фондов (средств) за 2007 - 2009  гг.

                                                                                                                    млн р.

                               
Показатели 2007  г. 2008 г. 2009 г. Темп роста (снижения), % Отклонение (+,-)
2008 к 2007 2009 к 2008 2008 от 2007 2009 от 2008
Розничный товарооборот:
в действующих ценах, млн р. 39925 52338 56717 131,09 108,37 12413 4379
в сопоставимых ценах, млн р. 39925 46194,17 51560,9 115,70 111,62 6269,17 5366,73
Прибыль от реализации, млн р. 286 382 58 133,57 15,18 96 -324
Среднегодовая стоимость основных фондов (средств), млн р. 9649 25268,5 26729 261,88 105,78 15619,5 1460,5
Торговая  площадь м2 7538 8332 10643 110,53 127,74 794 2311
Среднесписочная численность

работников, чел

442 443 446 100,226 100,577 1 3
Численность обслуживаемого населения, чел 16560 16700 16640 100,85 99,64 140 -60
Фондоотдача, р. 4,14 2,07 2,12 50,06 102,45 -2,07 0,05
Фондоемкость, р. 0,242 0,483 0,471 199,59 97,61 0,241 -0,01
Фондорентабельность, % 0,030 0,015 0,0022 - 14,35 -0,01 -0,01
Фондовооруженность, млн р. 21,83 37,05 59,93 169,72 161,75 15,22 22,88
Розничный товарооборот на 1 м2 торговой площади:
в действующих ценах, млн р. 5,30 6,28 5,33 118,59 84,83 0,99 -0,95
в сопоставимых ценах, млн р. 5,30 5,54 4,28 104,6765 77,12333 0,25 -1,27
Прибыль на 1 м2 торговой площади, млн р. 0,04 0,05 0,01 120,8382 11,88639 0,01 -0,04
Торговая  площадь на 1 тыс. жителей, м2 0,455 0,499 0,640 109,607 128,197 0,044 0,141
Производительность  труда:
в действующих ценах, млн р. 90,33 118,14 127,17 84,96 165,71 -13,59 50,43
в сопоставимых ценах, млн р. 90,33 104,28 127,168 74,99 121,95 -22,59 22,89

Источник: собственная  разработка 

По результатам  данной таблицы можно сделать  вывод о том,  что розничный  товарооборот в 2007 году по сравнению  с 2007 годом увеличился на 31,09% или  на 12413 млн р., а в 2009 году по сравнению  с 2008 годом – на 8,37% или на 4379 млн  р. Прибыль от реализации в 2008 году увеличилась на 33,57% (96 млн р.), однако в 2009 году произошло снижение прибыли на реализацию на 84,82% или на 324 млн р.

   Среднегодовая  стоимость основных фондов увеличивается  из года в год. Особенно большое  увеличение произошло в 2008 году, когда среднегодовая стоимость  увеличилась на 15619,5 млн р. и  в 2009 году – на 1460,5 млн р.

   Фондоотдача в 2008 году снизилась на 2,07 р. так как среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась на 161,88%.

    Фондоемкость в 2008 году снизилась на 99,59% за счет увеличения как розничного товарооборота, так и среднегодовой стоимости основных фондов. В 2009 году фондоемкость снизилась на 2,39%, так как среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась в большей степени чем розничный товарооборот.

     Производительность  труда в 2008 году снизилась на 15,04%, однако в 2009 году произошло  увеличение производительности  труда на 65,71% за счет увеличения  розничного товарооборота.

На графике  1 изображен рост розничного товарооборота Житковичского райпо в период с 2007 года по 2009 год 
 
 
 
 

Рисунок 3 – Рост розничного товарооборота Житковичского райпо 2007-2009 гг.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Источник: собственная  разработка 

Рисунок 4 – Прибыль от реализации Житковичского райпо 2007-2009 гг

 
 
 
 
 
 
 
 

Источник: собственная  разработка 

Далее подробнее  рассмотрим численность работников Житковичского райпо  а также  фонд заработной платы.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 5 –Информация о численности работников и фонде заработной платы   за 2007-2009 года                                                                        млн р.

Показатели Годы Отклонение (+;-) Темп роста, %
2007 2008 2009 2008 от 2007 2009 от 2008 2009 к 2008
Розничный товарооборот 39925 52338 56717 12413 4379 108,37
Численность работников 844 861 872 1 11 101,28
Фонд заработной платы в сумме 4727 6298,7 3644,9 1571,7 -2653,8 57,87
в % к розничному  товарообороту 11,84 12,03 6,43 0,19 -5,61 53,40

Источник: собственная разработка 

     Анализируя  данные таблицы, можно сделать вывод о том, что в 2008 году по сравнению с 2007 розничный товарооборот увеличился на 12413 млн р. Это является положительным в деятельности организации. Фонд заработной платы также увеличивается в 2008 году по сравнению с 2007 на 3644,9 млн р. Однако, если в 2007 году фонд заработной платы составлял 11,84% от розничного товарооборота , то в 2008 году он уже составляет 12,03 %, т.е. доля фонда заработной платы увеличилась.

     Анализируя 2009 год, можно сделать вывод. что розничный товарооборот в 2009 году по сравнению с 2008 увеличивается на 4379 млн р. Увеличивается и численность работников на 11 человек. Вместе с ним снижается и фонд заработной платы на2653,8 млн р. ,доля фонда заработной платы снижается и составляет 6,53% от розничного товарооборота. 
 
 
 
 
 
 

Рисунок 2.3 –  Численность и уровень образования  работников Житковичского райпо в 2009 году 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Примечание: за базу взята списочная численность работников на 1.01.2010 года

Источник: собственная  разработка 

2.2 Анализ структуры розничного товарооборота и оценка факторов, влияющих на ее изменение 

   Проанализируем  структуру розничного товарооборота  Житковичского райпо. Первым этапом  рассмотрим розничный товарооборот  райпо по укрупненным товарным  группам (таблица 6) 

Таблица 6  - Розничный  товарооборот Житковичского райпо  по товарным группам за 2007-2009 гг.

млн руб. 
 

Наименование

товарной группы

2007 2008 2009 Отклонение (+;-)
Сумма,

млн руб.

Уд. вес,% Сумма,

млн руб.

Уд. вес,% Сумма,

млн руб.

Уд. вес,% 2008 от 2007 2009 от 2008
суммы, млн р уд. веса,% суммы,млн р. уд. веса,%
Продовольственные

товары

30607,6 76,663 39307 75,102 42682,3 75,255 8699,4 -1,561 3375,3 0,123
Непродовольственные товары 9317,4 23,337 13031 24,898 14034,7 24,745 3713,6 1,561 1003,7 -0,123
Всего товаров 39925 100,0 52338 100,0 56717 100,0 12413 - 4379 -
 

Примечание. Источник: собственная разработка 

      По данным таблицы можно сделать вывод о том, что в 2008 году по сравнению с 2007 годом в общем объеме продаж товаров, объем продаж продовольственных товаров снизился на 1,561% или на 8699,4 млн р. Однако в 2009 году по сравнению с 2008 годом продажа продовольственных товаров увеличилась на 0,123% или на 1003,7 млн р. Это свидетельствует об улучшении структуры розничного товарооборота Житковичского райпо.  

    Далее  рассмотрим структуру розничного  товарооборота райпо по товарным  группам (таблица 7) 

  Таблица  2.8  - Розничный товарооборот Житковичского  райпо по товарным         группам за 2007-2009 гг. 

Товары  и товарные группы Продано в  розницу Отклонение  по удельному весу, %
2007 2008 2009
Сумма, млн руб. Уд. вес, % Сумма, млн руб. Уд. вес, % Сумма, млн руб. Уд. вес, % 2008 к 2007 2009 к 2008
Мясо  и птица 1338,9 3,354 1912 3,653 2241,8 3,953 0,299 0,3
Колбасные изд. и копчен. всякие 2771,3 6,941 3665 7,003 3857,4 6,801 0,062 -0,202
Рыба  и морепродукты пищевые 432,3 1,083 658 1,257 848,8 1,497 0,174 -0,15
Сельди 130,3 0,326 204 0,39 0,064
Масло животное 356,1 0,892 525 1,003 654,7 1,154 0,111 0,151
Масло растительное 210,3 0,527 391 0,747 357,5 0,63 0,22 -0,117
Жир пищ. топ. и проч. пищ. жиры 16 0,04         -0,04  
                 
Маргариновая  продукция 33,5 0,084 58 0,111 85,5 0,151 0,027 0,04
Товары  и товарные группы 170,3 0,427 280 0,535 391,5 0,69 0,108 0,155
Молоко  и молочная продукция 1485,7 3,721 2351 4,492 2776,8 4,896 0,771 0,404
Сыр 411,8 1,031 533 1,018 552,1 0,973 -0,013 -0,045
Консервы  мясные 56,7 0,142 97 0,185 135 0,238 0,043 0,053
Консервы  рыбные 409,8 1,026 533 1,018 484,1 0,854 -0,008 -0,164
Консервы  овощные 225,2 0,564 281 0,537 398,1 0,702 -0,027 0,165
Консервы  фруктово-ягодные 209,6 0,525 302 0,577 295 0,52 0,052 -0,057
Яйца  и яйцепродукты 326,5 0,818 506 0,967 568,9 1,003 0,149 0,036
Сахар 750,7 1,88 951 1,817 1101,4 1,942 -0,063 0,125
Кондитерские  изделия 1996,8 5,001 2753 5,26 3795,2 6,691 0,259 1,431
Варенья, джемы, повидло, мед 10,4 0,026 0 0 0 0 -0,026 0
Чай и кофе 165,9 0,416 318 0,608 417,2 0,736 0,192 0,128
Соль 52,7 0,132 55 0,105 73,6 0,13 -0,027 0,025
Мука 183,3 0,459 284 0,543 372,6 0,657 0,084 0,114
Хлеб  и хлебобулочные изделия 3121 7,817 3820 7,299 4093 7,217 -0,518 -0,082
Крупа и бобовые 242,1 0,606 392 0,749 394,6 0,696 0,143 -0,053
Макаронные  изделия 118,8 0,298 195 0,373 234,1 0,413 0,075 0,04
Картофель 150,7 0,377 210 0,401 263,9 0,465 0,024 0,064
Овощи 294 0,736 346 0,661 386,4 0,681 -0,075 0,02
Плоды, фрукт., яг., арбузы и дыни 596,7 1,495 924 1,765 964,9 1,701 0,27 -0,064
Водка и ликеро-водочные изделия 5110,8 12,801 5975 11,416 6289,8 11,09 -1,385 -0,326
Вина  виноград. вкл. винные нап. 475,5 1,191 6972 13,321 6621 11,674 12,13 -1,647
Вино  плодовое вкл. винные нап. 6039,1 15,126         -15,126  
Коньяк 96,9 0,243 87 0,166 104,7 0,185 -0,077 0,019
Шампанское 116,2 0,291         -0,291  
Пиво 929,2 2,327 1406 2,686 1703,9 3,004 0,359 0,318
Безалкогольные  напитки 825,1 2,067 1131 2,161 1431,7 2,524 0,094 0,363
Мороженое 460 1,152 622 1,188 743,1 1,31 0,036 0,122
Другие  продовольств. товары 287,4 0,72 428 0,818 472,5 0,833 0,098 0,015
Наценка общественного питания                
Итого продовольствен. товаров 30607,6 76,663 39307 75,102 42682,3 75,255 -1,561 0,153
Хлопчатобумажные  ткани 46,7 0,117 62 0,118 67,7 0,119 0,001 0,001
Шерстяные ткани и платки 9,8 0,025 8 0,015 10,4 0,018 -0,01 0,003
Шелковые  ткани 14,1 0,035 12 0,023 18 0,032 -0,012 0,009
Льняные ткани 25,8 0,065 29 0,055 33,5 0,059 -0,01 0,004
Одежда  и белье 280,2 0,702 392 0,749 352,2 0,621 0,047 -0,128
Меха  и меховые изделия 2 0,005 4 0,008 2,6 0,005 0,003 -0,003
Голов. уборы 12 0,03 22 0,042 16,9 0,03 0,012 -0,012
Верхн. трикотаж 136,6 0,342 180 0,344 159,2 0,281 0,002 -0,063
Бельевой  трикотаж 144,4 0,362 197 0,376 200,2 0,353 0,014 -0,023
Чулочно- носочные изделия 137 0,343 201 0,384 242,8 0,428 0,041 0,044
Кожаная, текст. и комб. обувь 600,6 1,504 880 1,681 893,3 1,575 0,177 -0,106
Резиновая и полимерная обувь 43,1 0,108         -0,108  
Вяленая обувь                
Мыло  хозяйственное 21,8 0,055 23 0,044 30,4 0,054 -0,011 0,01
Синтетические моющие средства 63,5 0,159 110 0,21 155,6 0,274 0,051 0,064
Мыло  туалетное 23,8 0,06 31 0,059 41,5 0,073 -0,001 0,014
Парфюмерно-косм. товары 101,5 0,254 166 0,317 208,8 0,368 0,063 0,051
Галантерея 276,8 0,693 310 0,592 369,8 0,652 -0,101 0,06
Нитки 5 0,013            
Табачные  изделия и махорка 2131,9 5,34 3113,0 5,948 3746,3 6,605 -5,189 0,657
Спички 66,4 0,166 79 0,151 80,2 0,141 1,437 -0,01
Мебель 598,3 1,499 839 1,603 892 1,573 -1,302 0,97
Ковры и ковровые изделия 61,1 0,153 103 0,197 79,6 0,14 0,044 -0,057
Металлическая посуда 136,7 0,342 185 0,353 173 0,305 0,011 -0,048
Стекляная посуда 53,8 0,135 80 0,153 59,1 0,104 0,018 -0,049
Фарфоро-фаян. и керам. посуда 107,7 0,27 122 0,233 130,4 0,23 -0,037 -0,003
Часы 16,5 0,041 18 0,034 32,3 0,057 -0,007 0,023
Электротовары 1450,7 3,634 1757 3,357 1790 3,156 -0,277 -0,201
Инструменты 18,8 0,047         -0,047 0
Бумажно-беловые  товары 132,3 0,331 170 0,325 195,7 0,345 -0,006 0,02
Школьно-письм. товары 57,2 0,143 103 0,197 98,2 0,173 0,054 -0,024
Вычислительная  техника 0,2 0,001 3 0,006 20,7 0,036 0,005 0,03
Печатные  издания 78,9 0,198 98 0,187 100 0,176 -0,011 -0,011
Велосипеды  и мотоциклы 177,5 0,445 203 0,388 167,9 0,296 -0,057 -0,092
Тов. для физ. культуры, спорта 13,9 0,035 26 0,05 41,4 0,073 0,015 0,023
Телерадиотовары 394 0,987 452 0,864 389,5 0,687 -0,506 -0,177
Музыкальные инструменты 0 0 7 0,013 9,1 0,016 0,013 0,003
Игрушки 69,9 0,175 87 0,166 120,9 0,213 -0,009 0,047
Прочие  культтовары 58,6 0,147         -0,147  
Сельскохоз. и садово-огородные инст. 33,8 0,085         -0,085  
Хозяйственные товары 327 0,819 377 0,72 479,5 0,845 -0,099 0,125
Носители  аудио и видео инф. 13,3 0,033 13 0,025 15,8 0,028 -0,008 0,003
Строительные  материалы 743,7 1,863 1119 2,138 1120,8 1,976 0,275 -0,162
Обозно-шорные изделия 1,4 0,004         -0,004  
Ювелирные изделия 186,6 0,467 326 0,623 264 0,465 0,156 -0,158
Автомобили 0,8 0,002 1 0,002 4,3 0,008 0 0,006
Товары  бытовой химии 224 0,561 382 0,73 500,1 0,882 0,169 0,152
Другие  непрод. товары 217,7 0,545 742 1,418 720 1,269 0,873 -0,149
Итого непродовольствен. тов. 9317,4 23,337 13031 24,898 14034,7 24,745 1,561 -0,153
Всего товаров 39925 100 52338 100 56717 100    
                 
 

  Примечание. Источник: собственная разработка 

  Розничный товарооборот в действующих ценах возрос почти по всем товарным труппам. Особенно значительный рост по структуре товарооборота достигнут по реализации мяса и птицы (0,3%), молока и молочной продукции (0,404%), кондитерских изделий (1,431%), пива (0,318% ), безалкогольных напитков (0,363%), табачных изделий (0,637%), мебели (0,97%) и прочих товаров.

          Снизился физический объем товарооборота по структуре  по таким товарным группам, как рыба и морепродукты - на 0,15%, масло животное- на 0,151%,вина виноградные – на 0,647 %,колбасным изделиям – на 0,202% , электротоварам – на 0,201%, строительным материалам – 0,162%.

    В  2008 году по сравнению с 2007 годом  в структуре товарооборота преобладала  продажа непродовольственных товаров  на 0,153%. Однако в 2009 году по  сравнению с 2008 структура продаж  продовольственных товаров выше  на 0,153 %. Это говорит об улучшении  структуры розничного товарооборота  Житковичского райпо. 

  На розничный товарооборот оказывает влияние множество факторов. Объём продажи товаров зависит от экономической и политической ситуации в стране и регионе, уровня инфляции, доходов населения и т.д. Представленная на рис. 2.4 классификация факторов, влияющих на товарооборот, делит их на внешние (не зависящие от торговой организации) и внутренние (зависящие от деятельности торговой организации).

      Анализ внешних факторов осуществляется  путём изучения макроэкономических  показателей страны. При этом  учитываются состояние и перспективы  развития экономики страны в  целом, денежно-кредитная, внешняя  и внутренняя политика и возможные  изменения в результате государственного  регулирования. 

    Внешние факторы можно подразделить на факторы, оказывающие влияние на спрос и предложение товаров. Инфляция оказывает влияние на увеличение товарооборота в стоимостном выражении и на снижение физического объема продажи товаров. Кроме того, в результате инфляции ухудшается структура розничного товарооборота, т.е. снижается доля высококачественных товаров. Практически такое же влияние на объём розничного товарооборота оказывает снижение денежных доходов населения. Рост денежных доходов населения приводит к устойчивому росту объёма продаж, улучшению структуры товарооборота: увеличению удельного веса в объёме, продаж мясных, рыбных, овощных продуктов, фруктов и т.д.

Информация о работе Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)