Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также организациям и учреждениям — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления. В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Розничный товарооборот – один из основных показателей деятельности торговых организаций………………………………………………………7
Структура розничного товарооборота: сущность и тенденции изменения в современных условиях………………………………………………………7
Методические подходы к анализу структуры розничного товарооборота в условиях действующей нормативно-правовой базы…………………......12
Анализ структуры розничного товарооборота Житковичского райпо….20
Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности райпо, практика применения нормативно-правовых документов……….20
Анализ структуры розничного товарооборота и оценка факторов, влияющих на ее изменение……………………………………………….. 2.3 Влияние изменения структуры розничного товарооборота на конечные результаты деятельности райпо……………………………………………51
Пути и резервы оптимизации структуры розничного товарооборота в условиях действующей экономической политики………………………..55

Заключение……………………………………………………………… ….65

Список использованных источников………………………………………69

Работа содержит 1 файл

Введение (Восстановлен).docx

— 179.98 Кб (Скачать)

     Прогноз представляет собой вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах возможного состояния анализируемого явления (объекта) в будущем [4, с.61].

     Вышесказанным обусловлена необходимость организации и проведения на постоянной основе работ по прогнозированию деятельности в рассматриваемом Житковичском райпо. Прогнозирование деятельности при этом должно включать в себя разработку следующих видов прогноза:

  • прогноз реализации в целом по товарообороту и по товарным группам;
  • прогноз прибыли от торговой деятельности;
  • прогноз расходов на реализацию товаров;
  • прогнозный показатель товарооборота и прибыли на 1 кв. м площади

Рассмотрим процесс  организации и проведения работ  по прогнозированию деятельности Житковичского райпо (с точки зрения увеличения товарооборота).

     Исходными данными для прогнозирования товарооборота должны быть данные о продажах товаров за предыдущие периоды. Для целей прогнозирования эта информация должна использоваться как в целом по организации, так и в разрезе его подразделений, товарных групп и отдельных наименований товаров (товарных позиций). 

       В связи с этим организации необходимо создание и ведение базы данных о фактических показателях товарооборота с использованием систем управления базами данных на ЭВМ.

       Прогнозирование товарооборота Житковичского райпо должно осуществляться с использованием передовых научных достижений и практических разработок в следующей последовательности:

1. Проведение  глубокого экономического анализа  товарооборота по торговой деятельности  за ряд предыдущих периодов (месяцев,  кварталов, лет) в увязке с  конечными финансовыми результатами  организаций;

2. Оценка тенденций  развития товарооборота в целом  и по отдельным товарным группам  (товарам);

3. Расчет и  изучение динамики товарооборота  в целом, в разрезе подразделений,  товарных групп и отдельных  наименований товаров за ряд  лет, выявление причин изменения  и прогнозирование этих показателей;

4. Количественная  оценка влияния факторов на  общий уровень товарооборота,  а также прогнозная оценка  факторного влияния на текущий  товарооборот Житковичского райпо. При этом значительное внимание должно уделяться не только внутренним, но и внешним факторам.

   Аналитическая практика показывает, что методические подходы к прогнозированию и планированию деятельности торговых организаций, практически не различаются. [54, с.439].

    Прогнозирование товарооборота Житковичского райпо должно включать в себя как субъективный (мнение специалистов), так и объективный (экономико-математические расчеты) элементы.

     В деятельности по прогнозированию должны сочетаться долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный прогнозы.

  Долгосрочный и среднесрочный прогнозы должны касаться стратегических решений, краткосрочный прогноз - тактика фирмы. 

При разработке прогнозов необходимо использовать комплекс простых и сложных методов  прогнозирования, чтобы решать задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, поскольку никакой  из методов не может в полной мере учесть все параметры и аспекты  развития рынка.

Прогнозирование и планирование розничного товарооборота  необходимо проводить с использованием следующих методов:

  • метод технико-экономических расчетов,
  • опытно-статистический, метод;
  • экономико- статистический;

   Таблица             Информация для расчета прогнозируемого товарооборота

млн р.

Год Условные обозначения Товарооборот Цепные темпы  прироста

товарооборота, %

2007

2008

2009

К1

К2

К3

39925

52338

56717

1

31,1

8,3

     
 
 

Показатели выравненного ряда:

К1= (31,1+1)/2= 16,05

К2= (8,3+31,1)/2= 19,7

          = 19,7-16,05/2= 1,825

темп прироста товарооборота в планируемом  году:

Кпр = 19,7+2*1,825= 23,35%

Прогнозируемый  объем товарооборота:

                   (56717*123,35)/100= 69960,42 млн р. 

  • экономико-математическое моделирование;
  • методы построения оптимизационных моделей.
 

При прогнозировании  необходимо учитывать влияние как  можно большего количества факторов, оказывающих влияние на уровень  товарооборота.

Составление прогнозных данных о развитии товарооборота  Житковичского райпо должно производится с учетом максимальной и минимальной границ показателей.

 Под минимальной границей понимают нижний предел, за которым дальнейший уровень товарооборота не может быть признан целесообразным и повлечет за собой ухудшение финансового состояния организации, сложности с доставкой товаров, снижение культуры обслуживания, текучесть кадров и т.д.

  Максимальная граница уровня товарооборота предусматривает такую его величину, которая обеспечивала бы торговой организации достижение максимальной эффективности имеющихся материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов. Переход за границу оптимального уровня товарооборота приведет к снижению эффективности хозяйственной деятельности организации.

Технология расчета  прогнозного размера розничного товарооборота (объема продаж) по Житковичскому райпо должна включать в себя три этапа. 

На первом этапе  определяется необходимая величина прибыли, остающаяся в распоряжении организации и направляемая для  реализации программы производственного  и социального развития организации  и удовлетворения интересов собственника. В соответствии с ныне действующим  порядком важнейшими направлениями  распределения чистой прибыли являются (прогнозный расчет производится экспертным путем с учетом реальной потребности  предприятия в этих расходах):

финансирование  прироста основного капитала (развитие материально-технической базы);

финансирование  прироста собственного оборотного капитала (при собственных оборотных средствах, в том числе вложенных в  товарные запасы);

создание финансовых резервов;

погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов банков и других ссудодателей и уплата процентов  по ним;

приобретение  ценных бумаг;

уплата налогов  и других отчислений, производимых из чистой прибыли:

осуществление социального развития и поощрения  трудового коллектива и. др. 

На втором этапе  необходимо произвести увязку рассчитанной потребности в прибыли с возможностями  ее получения при планируемом  объеме деятельности. В этих целях  определяется необходимый размер валового дохода и допустимый уровень расходов на реализацию с использованием для  расчетов данных о сложившихся размерах за предыдущий базовый, период с учетом экспертной оценки их достоверности  и оптимальности. Эти расчеты  целесообразно дополнить проверкой  полученных результатов путем сопоставления  их с прогнозной величиной объема продаж, определенной другими методами (на основе покупательных фондов населения, размера спроса на реализуемые товары, товарных ресурсов и др.). 

При получении  нереально высокого для организации  результата, требующего резкого роста  товарооборота, сбалансированность между  объемом продаж и валовыми доходами, между необходимой и возможной  прибылью может быть обеспечена управлением  структурой товарооборота, размерами  торговых надбавок, расходов на реализацию, достижением оптимальных отношений  с владельцами кредитных ресурсов, выпуском и приобретением ценных бумаг и т.п.

Если же рассчитанный объем товарооборота, исходя из потребности  в прибыли, окажется ниже возможностей организации, то необходимо предпринять  шаги по увеличению объемов реализации, по диверсификации его деятельности. В противном случае, может сложиться  ситуация, ведущая к банкротству, поскольку заинтересованность в  развитии организации, сотрудничестве с ней падает и у её контрагентов (банки, поставщики, работники) и у  собственников.

На третьем  этапе, после необходимых корректировок  объема товарооборота, приведения его  структуры в соответствие с покупательными фондами и спросом населения  рассчитываются все другие показатели хозяйственно-финансовой деятельности организации (объем и структура  товарного обеспечения, валовые  доходы, расходов на реализацию, финансовый план, необходимая численность работников, потребность в кредитах и т.д.).

Значительное  влияние на динамику товарооборота  оказывает рациональное построение ассортимента товаров . Осуществление  этого принципа предполагает формирование ассортимента товаров с учетом комплексности  их потребления в рамках определенных потребительских комплексов или  микрокомплексов. Такой принцип  формирования ассортимента позволяет  создать большие удобства для  покупателей, облегчает им процесс  ознакомления с предлагаемыми к  продаже товарами, сокращает затраты  времени на осуществление покупок, способствует совершению "импульсивных покупок". 
 

Одним из важных принципов формирования должно быть обеспечение устойчивости ассортимента товаров. При реализации товаров повседневного спроса соблюдение этого принципа имеет первостепенное значение.

Устойчивый ассортимент  товаров обусловливает сокращение затрат времени покупателей на поиск  товаров, позволяет стандартизировать  все важнейшие торгово-технологические  процессы и операции, организовывать их выполнение с минимальными затратами  трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазине "Восход" необходимо осуществлять по следующим этапам:

  • распределить отдельные группы и подгруппы товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов;
  • определить количество видов и разновидностей товаров в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов;
  • разработать конкретный ассортиментный перечень товаров, предлагаемый для реализации обслуживаемым контингента покупателей.

Основным фактором, определяющим количество комплексов и  их наименования, являются размер торговой площади магазинов. Наряду с этим следует учитывать сложившуюся структуру товарооборота организации, размещение вблизи других специализированных типов магазинов по торговле отдельными группами товаров и некоторые другие факторы.

Повышение производительности труда должно быть одним из основных мероприятий, позволяющих добиться увеличения объема товарооборота и  принести значительный положительный  экономический эффект. Вместе с тем, повышение производительности труда  достигается осуществлением инновационный  функций, основной из которых является совершенствование управления технологическими процессами. 

Значительное  влияние на развитие товарооборота  организации розничной торговли оказывает рациональное использование  основных средств. Достигается это  за счет оптимального использования  площадей торгового зала, складских  помещений, погрузочно-разгрузочного  оборудования, холодильных установок  и т.д.

Использование финансовых ресурсов с целью роста  товарооборота осуществляется путем  их рационального использования  по следующим направлением:

  • планирование расходов на пополнение товарных запасов и осуществление своевременных расчетов с поставщиками за приобретаемые товары;
  • осуществление своевременных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;
  • плата энергоносителей, коммунальных и эксплуатационных расходов;
  • рациональное планирование и учет расходов, относимых на расходы на реализацию.

Информация о работе Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)