Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Розничный товарооборот является одним из основных показателей, по которому оценивается хозяйственная деятельность организаций торговли. Он включает продажу товаров населению для личного потребления, а также организациям и учреждениям — для коллективного потребления и текущих хозяйственных нужд. В настоящее время население республики расходует на покупки товаров примерно 80 % своих денежных доходов и через розничный товарооборот получает около 90 % фонда личного потребления. В условиях формирования рыночных отношений, когда велика инфляция, значимость розничного товарооборота для оценки социального развития общества, материального и культурного уровня жизни народа значительно снизилась.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Розничный товарооборот – один из основных показателей деятельности торговых организаций………………………………………………………7
Структура розничного товарооборота: сущность и тенденции изменения в современных условиях………………………………………………………7
Методические подходы к анализу структуры розничного товарооборота в условиях действующей нормативно-правовой базы…………………......12
Анализ структуры розничного товарооборота Житковичского райпо….20
Социально-экономическая характеристика района и объемов деятельности райпо, практика применения нормативно-правовых документов……….20
Анализ структуры розничного товарооборота и оценка факторов, влияющих на ее изменение……………………………………………….. 2.3 Влияние изменения структуры розничного товарооборота на конечные результаты деятельности райпо……………………………………………51
Пути и резервы оптимизации структуры розничного товарооборота в условиях действующей экономической политики………………………..55

Заключение……………………………………………………………… ….65

Список использованных источников………………………………………69

Работа содержит 1 файл

Введение (Восстановлен).docx

— 179.98 Кб (Скачать)

К макроэкономическим факторам относятся: падение (рост) производства, ухудшение структуры производства продукции, банкротство организаций, рост неплатежей, снижение производства сельскохозяйственной продукции и  т.д.

   Социальные факторы оказывают непосредственное влияние на объём розничной продажи товаров и в свою очередь зависят от политической ситуации в стане и её экономического развития. Снижение жизненного уровня населения, рост безработицы, понижение доходов населения приводят к сокращению размера продаж и ухудшению их структуры.

Неправильная  денежно-кредитная политика (изъятие  излишних или предоставление дополнительных денежных средств – политика воздействия  на предложение денежной массы: управление как денежными, так и кредитными операциями) наряду с другими негативными  процессами может привести к инфляции и социальной напряжённости в  обществе, что, в конечном итоге, окажет влияние на товарооборот.  

Дестабилизация  национальной валюты, её девальвация  приводят к сокращению импорта, росту  экспорта и производства продукции, что не может не сказаться на объёме и структуре продаж.

 
 
 
 
 

Дестабилизация  национальной валюты, её девальвация  приводят к сокращению импорта, росту  экспорта и производства продукции, что не может не сказаться на объёме и структуре продаж.

Внутренние факторы, влияющие на товарооборот, непосредственно  связаны с работой конкретной торговой организации. Их можно подразделить на три основные группы, связанные  с:

  • товарным обеспечением;
  • численностью работников, организаций и производительностью труда;
  • состоянием и использованием внеоборотных активов.
 

Влияние показателей  товароного обеспечения на розничный  товарооборот 

Факторы, связанные  с товарным обеспечением, влияют на объём розничного товарооборота  через изменение величины запасов  на начало и конец отчётного периода, поступления товаров и их прочего  выбытия. Между этими величинами имеется балансовая связь, выражаемая формулой товарного баланса:

Nзн + Nп = Nр + Nв + Nзк,

где Nзн – запасы товаров на начало периода;

Nп – поступление товаров;

Nр – объём розничного товарооборота (реализации);

Nв - прочее выбытие товаров;

Nзк – запасы товаров на конец периода.

Используя формулу  товарного баланса, можно определить величину каждого из слагаемых. Сумма  продажи товаров будет равна:

Nр = Nзн + Nп – Nв – Nзк.

Следовательно, на объём розничного товарооборота  влияет каждое из алгебраических слагаемых  товарного баланса. Увеличение начальных  запасов и поступления товаров  оказывает положительное влияние  на сумму продажи товаров; их уменьшение, наоборот, способствует сокращению размеров реализации; уменьшение прочего выбытия  товаров, сокращение конечных запасов  товаров положительно влияют на сумму  продажи; их увеличение сказывается  отрицательно на величине товарооборота  данного отчётного периода.

Говоря о направлении  влияния (+,-) этой группы факторов на товарооборот, необходимо учитывать доброкачественность  поступивших товаров в нужном ассортименте и требуемых количествах, это относится и к товарам  в запасе. При нарушении этих условий  фактор, оказывающий положительное  влияние (например, увеличение завоза товаров), может стать отрицательным. Так, нельзя считать положительными факторами увеличение завоза товаров, не пользующихся спросом у покупателей, начальных запасов, если они возрастали за счёт неходовых товаров.

Особо следует  сказать об уценке товаров, которая  включается в прочее выбытие (наряду с недостачей товаров и т.д.). Её наличие часто свидетельствует  о том, что в торговой организации  находятся товары не в полной мере соответствующие потребительскому спросу. Это нельзя оценить положительно. Однако своевременно произведённая  уценка товаров, частично утративших свои потребительские свойства, может  несколько активизировать торговый процесс в данном отчётном периоде.

Влияние на сумму  реализации того или иного слагаемого товарного баланса измеряется способом цепной подстановки или способом разниц, т.е. определения разницы  между фактическими и сравниваемыми (прогнозируемыми или предшествующими) величинами.

Таблица 8 - Товарный баланс по Житковичскому райпо за 2008-2009 гг.

    млн р.

Показатели 2008 2009 Отклонение (+;-) Влияние на изменение  товарооборота (+;-)
Запасы  товаров на начало года 4622 2829 -1793 -1793
Поступление товаров 50545 61252 10708 +10708
Запасы  товаров на конец года 2829 7365 4536 -4536
Розничный товарооборот 52338 56717 4379 4379
 

Примечание. Источник: собственная разработка 

Розничный товарооборот Житковичского райпо возрос в 2009 году по сравнению с 2008  годом  на4379 млн  руб. за счет роста поступления  товаров ( +10708  млн руб.), снижения товарных запасов на конец года (-4536,0 млн руб.).

  Но возможности   роста товарооборота в динамике  уменьшились в результате уменьшения  товарных запасов на начало  года (-1793тыс. руб.).

На объём товарооборота  значительное влияние оказывает  размер поступления товаров, так  как нормальное развитие розничной  торговли может происходить только при постоянном увеличении товарного  потока, обеспечиваемом регулярным поступлением товаров от различных поставщиков. Количественные параметры поступления  товаров и их розничной продажи  выражаются, как правило, числами  одного периода, так как размеры  товарного запаса отклоняются незначительно.

Товарный баланс изучается в стоимостных показателях, что объясняется отсутствием  количественного учёта движения товаров в розничной торговле. Однако это правило касается не всех товаров: там, где они исчисляются  в натуральном измерении, предпочтительнее проводить анализ товарного баланса  в натуральных показателях. Анализ товарного баланса в натуральных  измерителях может отличаться соотношениями  в нем между отдельными элементами от соотношений в стоимостном  выражении за счёт фактора цен.

Анализ зависимости  объёма продажи товаров от товарного  обеспечения позволяет определить лишь исходные данные; он не раскрывает причин, вызвавших в свою очередь  изменения в отдельных элементах  товарооборота (запасах, поступлении, выбытии )

Методику исчисления влияния различных элементов  товарного баланса на объём розничного товарооборота можно использовать и применительно к разделению товаров на продовольственные и  непродовольственные, а внутри этих групп – по более дробным товарным группам.  
 

Показатели эффективности использования трудовых ресурсов, влияющих на розничный товарооборот 

К трудовым факторам, влияющим на объём розничного товарооборота, относятся: численность работников, организация и производительность труда.

Работники торговых организаций должны способствовать появлению новых товаров, вовлекать  их в товарооборот, воздействовать на ассортимент и качество товаров, вырабатываемых промышленными и  сельскохозяйственными организациями. Непосредственно общаясь с населением в процессе продажи, торговые работники  выявляют объём и характер потребительского спроса, воздействуют на формирование товарного потока, направляемого  в розничную торговлю.

Численность торговых работников – важный показатель торговли. Число работников, рабочих мест в  торговле возрастает в связи с  открытием новых магазинов, повышением культуры обслуживания. Однако эффективность  работы торговых организаций зависит  от рациональной организации труда  и повышения его производительности.

В качестве производительности труда в торговле применяется  сумма товарооборота на одного работника. Повышение среднего товарооборота  на одного работника можно положительно оценить только в том случае, если это не сопровождается ухудшением качества обслуживания покупателей. Объём товарооборота  можно представить произведением  численности работников и производительности труда:

Nр = Ч * В,

где Nр – розничный товарооборот, руб.;

Ч - среднесписочная  численность работников, чел.;

В – средний  оборот на одного работника (выработка), руб.

Методом цепной подстановки или способом разниц можно подсчитать, в какой мере повлияло на объём розничного товарооборота  изменение численности работников и производительности их труда. Расчёт влияния указанных факторов на объём  розничной продажи товаров рассмотрим на следующем примере  

Таблица 9 - Товарооборот, численность работников и производительность их труда Житковичского райпо

млн р.

Показатели Единица измерения Годы Отклонение (+,-) Темп  роста,%
2007 2008 2009 2008 от 2007 2009 от 2008 2008 к 2007 2009 к 2008
1. розничный товарооборот (Т/О) млн. руб. 39925 52338 56717 12413 4379 131,09 108,37
2. Среднесписочная численность работников (Ч) чел. 844 861 872 17 11 102,01 101,28
3. Товарооборот на одного работника  (В) млн. руб. 47,3 60,79 65,04 13,48 4,255 128,50 107,00

Источник: собственная  разработка 
 

Для определения  влияния на объём товарооборота  среднесписочной численности работников и производительности труда произведём три расчёта:

все показатели 2008 года –

Ч 0 * В 0 = Т/О0 = 681 * 60,79 =52338 млн р.;

2. среднесписочная  численность работников 2009 года, среднегодовой товарооборот на одного работника (выработка) 2008 года –

Ч 1 * В 0 = Т/О= 872 * 47,3 = 41245,6 млн р.;

3. все показатели 2009года –

Ч 1 * В 1 = Т/О1 = 872 * 65,04 = 56717 млн р.

Отклонение объёма розничного товарооборота отчётного  года от предшествующего определяется следующим образом:

1. в результате увеличения среднесписочной численности работников –

    Т/О (ч)= Ч1*В0-Ч0*В0

41246,6– 52338 =-11091,4 млн р.

в результате уменьшения среднегодового товарооборота на одного работника

    Т/О (в)= Ч1*В1-Ч1*В0

56717 – 41246,6 = 15470,4 млн р.

Общее отклонение: +15470,4–11091,4 = +4379 млн р. (см. гр.7 табл.1.1).

Такой же результат  получим, используя способ разниц:

влияние среднесписочной численности  работников на товарооборот – 

∆Ч * В0 = 11 * 60,79 = 668,69 млн р.;

влияние среднегодового товарооборота  на одного работника (выработки) –

∆В * Ч1 = 4,255* 872 =3710,36 млн р.;

Расчёт влияния  трудовых факторов на объём товарооборота  можно исчислить также интегральным методом:

влияние среднегодовой  численности работников – 

∆ЧВ0 + ∆Ч∆В/2 = 11 *60,79 +11 * 4,255 /2 = 692,09 млн р.;

влияние среднегодового товарооборота на одного работника (выработки) – 

Ч0∆В + ∆Ч∆В/2 = 861 * 4,255 + 11* 4,255 /2 = 3686,96 млн р.

Интегральный  метод позволяет получить более  точную оценку влияния факторов по сравнению с методом цепных подстановок  и способом разниц.

На изменение  объёма розничного товарооборота могут  оказать влияние: количество рабочих  мест (РМ); число смен (ЧС); количество рабочих дней в периоде (ЧД); продолжительность  рабочего дня (ЧЧ) и среднечасовая  выработка на одно рабочее место (ВЧМ).

Взаимосвязь этих показателей можно выразить формулой:

Информация о работе Структура розничного товарооборота (на примере Житковичского райпо)