Потребительские свойства непродовольственных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать номенклатуру потребительских свойств, в частности свойств мебели.
Для ее достижения поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические аспекты потребительских свойств, а именно их номенклатуру и классификацию.
2. Выделить факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров.
3. Перейти собственно к самому исследованию потребительских свойств мебели.
4. Рассмотреть контроль качества факторы, сохраняющие потребительские свойства мебели.

Работа содержит 1 файл

Курсовая по товароведению.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

Введение

    Тема  курсовой работы – « Потребительские  свойства товаров ». Она очень  актуальна сейчас, т.к. в последние годы в России произошли изменения в экономике, связанные с переходом к рыночным отношениям. Возрос объём рынка потребительских товаров, увеличился их ассортимент. Активная интеграция России в мировой рынок привела к появлению новых товаров, возросли требования к их качеству и сохранности, упаковке, новой потребительской таре, предпродажной подготовке товара, послепродажному сервисному обслуживанию. С развитием товарного производства и потребностей торговли изменился взгляд на товар и на покупателя.

    Товар — это продукт труда, обладающий способностью удовлетворять конкретные потребности человека и распределяемый в обществе путем торгового обмена, т. е. путем купли-продажи. Товар является материальным предметом, вещью, которая благодаря своим свойствам удовлетворяет конкретные потребности человека.

    Любой товар обладает множеством свойств, различных по своей природе. Свойствами товара - называются его объективные особенности, которые могут проявляться на любой из стадий его жизненного цикла (проектирования, изготовления, распределения и потребления). Потребительскими свойствами - называют объективные особенности товара, проявляющиеся в процессе потребления и обеспечивающие удовлетворение конкретных потребностей человека. Потребительские свойства формируют полезность товара как потребительной стоимости. Номенклатура потребительских свойств для конкретного товара может включать десятки наименований. В зависимости от функционального назначения товара она может различаться. Выбор номенклатуры этих свойств для конкретных товаров является важной задачей товароведения.

    Цель данной курсовой работы – исследовать номенклатуру потребительских свойств, в частности свойств мебели.

    Для ее достижения поставлены следующие  задачи:

    1. Рассмотреть теоретические аспекты  потребительских свойств, а именно  их номенклатуру и классификацию.

    2.   Выделить факторы, формирующие  и сохраняющие потребительские  свойства товаров.

    3.  Перейти собственно к самому исследованию потребительских свойств мебели.

    4. Рассмотреть контроль качества  факторы, сохраняющие потребительские  свойства мебели.

    5. По итогам опроса выявить факторы,  которые формируют  потребительские  предпочтения в сфере мебельных услуг.

    6.  Выдвинуть предложения по повышению  качества продукции в целом,  и по улучшению потребительских  свойств мебели. А также посмотреть  меры по совершенствованию мебельных  предприятий в России.

      Первые два пункта рассматриваются  в первой теоретической главе, следующие три во второй, практической, а два последних в третье главе – главе предложений по исследованной теме. Также курсовая работа состоит из введения, заключения и списка литературы.

    Объем работы – 42страницы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ СВОЙСТВ.

1.1. Номенклатура потребительских  свойств.

    «Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называются потребительскими. Не все свойства товаров являются потребительскими. Не являются потребительскими свойства стандартизации и унификации, конструкторские и патентно-правовые, свойства транспортабельности. Однако они прямо влияют на потребительские свойства. Например, стандартизация размеров бытовой техники способствует удобству пользования и размещения ее в квартирах.

    Совокупность  потребительских свойств составляет качество. Иногда под качеством понимают лишь соответствие товара требованиям нормативных документов или условиям договора поставки. В этом случае имеют в виду техническое качество, которое не отражает всей полноты понятия качество. Качество, как и потребительная стоимость, мерой которого она является, является социально-экономический категорией.

    Высокое качество выпускаемой и используемой продукции проявляется, прежде всего, в том, в какой мере эта продукция позволяет удовлетворять потребности людей.

    Номенклатура  потребительских  свойств – это перечень потребительских свойств, разделенный на уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

    При разработке и выборе номенклатуры потребительских свойств за основу принимают типовую номенклатуру потребительских свойств товаров.

    Для оценки качества товаров пользуются развернутой номенклатурой потребительских свойств определенной группы товаров, которая включает в себя совокупность всех комплексных и единичных показателей. 

    Выбор потребительских свойств при  оценке качества групп товаров зависит от наличия общественных потребностей, сложившейся структуры потребления и ее особенностей.

    Целями  выбора номенклатуры потребительских  свойств и показателей качества товаров являются: проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности; включение перечня потребительских свойств в нормативные документы на продукцию (стандарты, регламенты, технические условия); комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство; определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров; определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции.

    Номенклатура  потребительских свойств и показателей  качества должна отвечать следующим  требованиям: учитывать цели и условия  эксплуатации или потребления товара; отражать современные достижения науки и техники, а также изменения в структуре спроса и потребностей населения; способствовать всестороннему учету требований потребителей для повышения качества товаров, их эффективного сбыта и эксплуатации.

    Основным  методом определения номенклатуры потребительских свойств и показателей качества товаров является экспертный метод.

    Выбор номенклатуры потребительских свойств  и показателей качества товаров  включает в себя три этапа: изучение товара; разработку номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара; определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.

    Изучение  конкретного товара предусматривает  выявление свойств и особенностей товара, условий его производства, реализации, хранения, и транспортирования, использования и утилизации. Это делается для определения комплекса свойств товара, характеризующих его качество.  
 

    Каждая  группа товаров имеет особые признаки, которые определяют характерные требования, предъявляемые к выбору их потребительских свойств и показателей качества. Например, к одежде, обуви и к косметическим средствам предъявляют ряд эргономических и эстетических требований.

    Для наиболее полного определения функционального назначения товаров необходимо изучить потребителей товаров, условия и сроки хранения, транспортирования и потребления.» (6) 

1.2. Классификация потребительских  свойств непродовольственных  товаров.

    «Назначение – способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности в их систематизации.

    Свойства  функционального назначения (функциональные свойства) отражают способность товаров  выполнять их основные функции.

    Эта подгруппа свойств и показателей  чаще всего удовлетворяет физиологические  потребности (пищевые продукты, одежно-обувные и т.п.) или выполняют вспомогательные функции (посуда, средства ухода за одеждой, обувью и т.п.). Так, для всех продуктов питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая ценность; для группы одежно-обувных товаров — это защитные свойства (от неблагоприятных внешних воздействий).

    Каждое  из указанных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в  ккал (Дж), а биологическая оценивается  по количеству незаменимых аминокислот, жирных кислот, витаминов и минеральных веществ. Функциональные свойства стиральной машины могут быть выражены количеством и качеством выстиранного белья.

    В то же время существует достаточно многочисленная группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых обусловливают удовлетворение только социальных потребностей, например ювелирные изделия, антикварные предметы, музыкальные товары.

    При определении функциональных свойств  необходимо установить основное назначение товара и условия использования по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.

    Свойства  социального назначения — способность  товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

    Для большинства товаров (за исключением ранее перечисленных) степень значимости этой подгруппы потребительских свойств ниже, чем функциональных. Например, для модной одежды, обуви социальное значение имеет большое значение, но функциональное назначение все же важнее. Аналогичная зависимость отмечается, например, и для деликатесных пищевых продуктов.

    Показателями  социального назначения зачастую выступают  внешний вид товаров, состав и  содержание отдельных компонентов (например, драгоценных металлов, камней, ароматических веществ и т. п.). Нередко эти показатели могут быть измерены лишь качественно и связаны с психолого-физиологическим восприятием товара потребителем. К таким показателям относятся имидж товара, внешний вид (например, модный в этом сезоне цвет), иногда аромат (для духов, кремов и т. п.) или звук (для аудиотехники).

    В отличие от показателей функционального  назначения, которые характеризуются  относительной стабильностью в  течение длительного времени, показатели социального назначения (мода, стиль, имидж товаров) подвержены значительным изменениям, порой в течение сравнительно небольших периодов. Не случайно многие изготовители прибегают к стратегии постоянного поддержания имиджа фирмы и товарных марок своих товаров как части общего имиджа товара, его социального назначения.

    Классификационное назначение — способность ряда свойств  и показателей выступать в  качестве классификационных признаков.

    Разные  модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, расходу топлива, грузоподъемности, функциональному  назначению (грузовые, легковые) и другим признакам.

    Универсальное назначение — способность свойств  и показателей удовлетворять  разнообразные потребности.

    Содержание  жира в пищевых продуктах обусловливает  энергетическую ценность, а незаменимых  жирных кислот — биологическую ценность, т. е. определяет функциональное назначение жиросодержащих пищевых продуктов.

    В то же время пропаганда здорового  образа жизни, частью которой является разъяснение рациональных подходов к питанию за счет уменьшения калорийности пищевых продуктов, сформировала спрос на традиционные продукты питания пониженной калорийности. В результате показатель содержания жира стал выполнять и социальное назначение. Выше уже указывалось на возможность использования его в качестве классификационного признака.

    Показатели  и свойства универсального назначения могут относиться и к другим группам  потребительских свойств. Например, многие показатели, обусловливающие  социальные потребности в самосохранении, могут выступать и как показатели безопасности, например, содержание токсичных веществ в продуктах питания.

Информация о работе Потребительские свойства непродовольственных товаров