Экспертная оценка потребительских свойств товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Свойства товаров, обусловливающие их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляют качество.
Номенклатура потребительских свойств — это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

Содержание

Введение
Номенклатура потребительских свойств товаров
Характеристика потребительских свойств и их показателей
Экспертная оценка потребительских свойств товаров
Потребительская оценка свойств товаров
Разработка номенклатуры потребительских свойств исследуемой группы товаров
Общая товароведная характеристика исследуемой группы товаров
Разработка номенклатуры потребительских свойств исследуемой группы товаров
Построение древа свойств для потребительской и экспертной оценок
Экспертная оценка и направления ее совершенствования
Использование субъективных методов экспертной оценки как средства ее совершенствования
Использование объективных методов экспертной оценки как средства ее совершенствования
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - копия.docx

— 43.40 Кб (Скачать)

Кафедра товароведения и  экспертизы

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Теоретические основы товароведения и экспертизы»

тема: «Экспертная оценка потребительских свойств товаров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Номенклатура потребительских свойств товаров
    1. Характеристика потребительских свойств и их показателей
    2. Экспертная оценка потребительских свойств товаров
    3. Потребительская оценка свойств товаров
  2. Разработка номенклатуры потребительских свойств исследуемой группы товаров
    1. Общая товароведная характеристика исследуемой группы товаров
    2. Разработка номенклатуры потребительских свойств исследуемой группы товаров
    3. Построение древа свойств для потребительской и экспертной оценок
  3. Экспертная оценка и направления ее совершенствования
    1. Использование субъективных методов экспертной оценки как средства ее совершенствования
    2. Использование объективных методов экспертной оценки как средства ее совершенствования

Заключение

Список использованных источников

Приложения

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НОМЕНКЛАТУРА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  СВОЙСТВ ТОВАРОВ

Свойства товаров, обусловливающие  их пригодность удовлетворять определенные потребности населения и проявляющиеся  в процессе эксплуатации или потребления, называют потребительскими. В совокупности потребительские свойства составляют качество.

Номенклатура потребительских  свойств — это перечень потребительских свойств, подразделенный на взаимосвязанные уровни и используемый при различных операциях по оценке качества товаров.

Структура потребительских свойств представляет собой комплексные и единичные свойства, разделенные на уровни по правилам иерархической классификации. Структура потребительских свойств служит основой формирования номенклатуры потребительских свойств и показателей качества. Структура потребительских свойств и показателей качества уточняется в зависимости от назначения отдельных групп товаров и выполняемых ими функций.

Целью выбора номенклатуры потребительских свойств и показателей  качества товаров являются:

- проведение комплексной оценки качества товаров, определение их конкурентоспособности;

- включение перечня потребительских свойств в нормативно-технические документы на продукцию;

- комплексная оценка потребительских свойств продукции при разработке и постановке ее на производство;

- определение потребительских свойств при проведении экспертизы товаров;

- определение свойств безопасности при проведении сертификации продукции;

- установление перечня потребительских свойств и показателей качества при организации товарного обращения, для специализации и кооперирования производства.

Номенклатура потребительских  свойств и показателей качества должна учитывать цели и условия  эксплуатации или потребления товара, а также отражать современные  достижения науки, техники и технологии и изменения в структуре спроса и потребления.

Выбор номенклатуры потребительских  свойств и показателей качества товаров включает три этапа:

- изучение товара;

- разработку развернутой номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара;

- определение номенклатуры потребительских свойств и показателей качества конкретного товара.

Развернутую номенклатуру потребительских  свойств и показателей качества по отдельным группам товаров  разрабатывают на основе типовой  номенклатуры качества товаров. Номенклатура потребительских показателей качества товаров должна соответствовать  номенклатуре его важнейших потребительских  свойств.

Таблица 1 – Номенклатура потребительских свойств

Потребительские свойства I уровня

Потребительские свойства II уровня

Функциональные:

Совершенство выполнения основной функции;

Универсальность применения;

Совершенство выполнения вспомогательных функций.

Свойства надежности:

Долговечность;

Безотказность;

Сохраняемость;

Ремонтопригодность.

Эргономические свойства:

Антропометрические;

Физиологические (гигиенические);


Продолжение таблицы 1

 

Психофизиологические;

Психологические.

Эстетические свойства:

Информационная выразительность;

Рациональность формы;

Целостность композиции;

Совершенство производственного  исполнения и стабильность товарного  вида.

Технологические свойства:

Удобство использования.

Экологические свойства:

Свойства, влияющие на атмосферу;

Свойства, влияющие на землю (почву);

Свойства, влияющие на живые  организмы.

Свойства безопасности:

Механическая безопасность;

Химическая безопасность;

Пожаробезопасность;

Биологическая безопасность;

Физиологическая безопасность;

Акустическая безопасность;

Вибрационная безопасность;

Электромагнитная безопасность;

Электрическая безопасность;

Радиационная безопасность;

Безопасность транспортных средств.


 

 

1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ  СВОЙСТВ И ИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Совокупность свойств  и показателей, обусловливающих  удовлетворение реальных или предполагаемых потребностей, называют номенклатурой потребительских свойств и показателей. По сути, эта номенклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.

В пределах номенклатуры потребительские  свойства и показатели подразделяются на группы и подгруппы в зависимости  от их особенностей и удовлетворяемых потребностей.

Рассмотрим подробнее каждую из указанных групп и подгрупп потребительских  свойств товаров.

Назначение - способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в их систематизации.

Назначение относится к одному из определяющих свойств качества товаров. Если товар не удовлетворяет потребителя  по назначению, то остальные свойства утрачивают для него привлекательность.

В зависимости от удовлетворяемых  потребностей свойства назначения подразделяют на подгруппы: функционального, социального  и классификационного назначения.

Свойства функционального назначения (функциональные свойства) отражают способность товаров выполнять их основные функции и удовлетворять основные потребности.

Эта подгруппа свойств и показателей  чаще всего удовлетворяет физиологические  потребности (например, утоление жажды  напитками). Так, для всех продуктов  питания определяющими свойствами функционального назначения являются энергетическая и биологическая  ценность. Каждое из указанных свойств может быть охарактеризовано соответствующими показателями: энергетическая ценность выражается в ккал (кДж), биологическая оценивается по количеству незаменимых аминокислот и их соотношению.

При определении функциональных свойств  необходимо установить условия использования (способ приготовления продукта) по назначению, обеспечивающие наиболее полное удовлетворение потребностей.

Свойства социального назначения - способность товаров удовлетворять индивидуальные или общественные социальные потребности.

Для большинства продуктов степень  значимости этой подгруппы потребительских  свойств ниже, чем функциональных. Например, для деликатесных пищевых  продуктов социальное значение играет большую роль, но функциональное назначение все же важнее.

Показателями социального назначения нередко выступают внешний вид  товаров, состав и содержание отдельных  компонентов.

В отличие от показателей функционального  назначения, которые характеризуются  относительной стабильностью в  течение длительного времени, показатели социального назначения (красочность  упаковки, имидж торговой марки) подвержены значительным изменениям, порой в  течение сравнительно небольших  периодов. Не случайно, многие изготовители прибегают к стратегии постоянного  поддержания имиджа фирмы и товарных марок своих товаров как части  общего имиджа товара, его социального  назначения.

Свойства классификационного назначения - способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных признаков. Классификационными признаками могут служить многие показатели или свойства (химический состав и отдельные вещества, функциональные свойства и др.). Так, содержание жира является классификационным признаком для жиросодержащих пищевых продуктов: творог бывает нежирный и жирный; молоко - 1,5%-, 2,5%-, 3,2%- и 6,0%-й жирности; рыба - особо жирная, жирная, среднежирная и тощая.

Надежность - способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения и/или потребления в течение заранее оговоренных сроков.

Надежность постоянно изменяется вследствие процессов, происходящих при  транспортировании, хранении и потреблении  товаров. Это свойство не может быть безграничным. Речь может идти лишь об ограниченном ресурсе надежности, измеряемом определенным отрезком времени, в течение которого исходные свойства товара изменяются незначительно, что  позволяет их использовать в соответствии с назначением.

Для пищевых продуктов надежность характеризуется сохраняемостью.

Сохраняемость - способность поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных потерь в течение определенного срока, если же эти потери происходят, то они должны быть экономически оправданны.

Сохраняемость присуща всем потребительским  товарам, так как хранение - неизбежный этап любого товародвижения. Хранение начинается с момента выпуска  готовой продукции и продолжается до утилизации товара.

Этап хранения условно можно  разделить на два периода: складского хранения у изготовителя, в оптовой  и розничной торговле; домашнего  хранения у потребителя.

Сохраняемость товаров обусловлена  их структурой или строением, химическим составом и свойствами веществ, наличием защиты от неблагоприятных внешних воздействий (упаковка, защитные покрытия), зависит от условий и сроков хранения. Многофакторность, определяющая это свойство, требует для обеспечения сохраняемости профессиональных знаний и умений.

Во время первого периода  хранения товароведы, материально ответственные  лица и специалисты технических  служб осуществляют контроль за  установлением и поддержанием заданного режима хранения, соблюдением сроков хранения, что позволяет сохранить товары с наименьшими потерями.

Во втором периоде хранения товаров  до их потребления потребитель не всегда знает, как правильно и  как долго можно их хранить. Поэтому  для сохранения качественных, а иногда и количественных характеристик  товаров необходимо информировать  потребителя об условиях и сроках их хранения с помощью доступной  и понятной маркировки.

Показателями сохраняемости потребительских  товаров являются потери, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Сохраняемость тесно связана  с безопасностью многих товаров, особенно скоропортящихся пищевых  продуктов, так как важнейшей  целью хранения является обеспечение  безопасности.

Эргономические свойства - способность товаров создавать ощущения удобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психологическими и физиологическими характеристиками потребителя.

Эргономика - наука, комплексно изучающая  человека в конкретных условиях его  деятельности с целью оптимизации  средств и процессов труда  или эксплуатации либо потребления. Эргономические свойства удовлетворяют  физиологические и/или психологические  потребности в соответствии с определенными характеристиками потребителя. В зависимости от этих характеристик эргономические свойства подразделяются на подгруппы: антропометрические, психологические и физиологические.

Антропометрические свойства - способность товаров при потреблении соответствовать в наибольшей степени измеряемым характеристикам потребителя.

Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Так, например, для безалкогольных напитков учет антропометрических (особенности  строения руки человека) и эргономических свойств проявляется в различном  строении, формах и особенностях внешнего вида упаковки (ПЭТ-бутылки, стеклобутылки, металлической банки, комбинированной  упаковки типа Тетра-Пак). Стоит отметить, что наиболее технологичными в отношении  придания различных и (или) учитывающих  особенности строения руки человека форм являются полимерные материалы.

Психологические свойства - способность товаров обеспечивать при потреблении душевную комфортность потребителю.

Психологические требования могут  выражаться через восприятие вкуса, цвета, запаха. Например, восприятие отдельных  пищевых продуктов в определенных регионах земного шара определяется национальными, религиозными, семейными  и другими обычаями. Мясо лягушек, которое французы считают деликатесом, не принято употреблять в пищу в славянских странах. Мусульмане не едят свинину, считая ее нечистым продуктом, а индусы - говядину, так как корова в Индии - священное животное. Для  безалкогольных напитков психологические  требования потребителя выражаются в первую очередь через утоление жажды, а потом уже через восприятие вкуса, цвета и запаха. 

Информация о работе Экспертная оценка потребительских свойств товаров