Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать методы определения показателей качества товара с современной точки зрения. В соответствии с этим в представленной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
Исследовать показатели качества и их основную классификацию.
Изучить факторы, обеспечивающие качество товара.
Рассмотреть методы оценки качества товара.
Сформулировать выводы и предложения по проделанной работе.

Содержание

Введение 2
1. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей 4
1.1. Показатели качества и их основная классификация 4
1.2. Факторы, обеспечивающие качество товара 16
2. Методы оценки качества товара 16
2.1. Объективные методы определения показателей качества 16
2.2. Эвристические методы 20
3.Номенклатура потребительских свойств и показателей
качества товаров……………………………………………………...…………...24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

 ,

где K– относительный показатель качества;   – значение единичного показателя качества оцениваемой продукции;   – значение единичного базового показателя качества.

      При применении комплексного метода применяют комплексный показатель качества, который определяется путем сведения воедино отдельных показателей с помощью коэффициентов весомости каждого показателя. При этом может быть использована функциональная зависимость:

К = f(n,bi,ki),  i = 1,2,3,……..,ni,

где K – комплексный показатель качества продукции; n – число учитываемых показателей; bi– коэффициент весомости i-го показателя качества; k–i-й показатель качества (единичный или относительный).

      Алгоритм  расчета комплексного показателя качества приведен на рис.2. Для определения номенклатуры показателей качества, коэффициентов весомости и вида функциональной зависимости f применяются опытно-статистические и экспертные методы.

      Комплексный показатель качества продукции – это показатель, характеризующий несколько ее свойств. Например, КГ – коэффициент готовности

 ,

где Т – наработка изделия на отказ (показатель безотказности);

ТВ – среднее время восстановления (показатель ремонтопригодности), т.е. КГ характеризует два свойства изделия – безотказность и ремонтопригодность. 

В свою очередь

 ,

где ТО – среднее время, затрачиваемое на отыскание отказа;

ТУ – среднее время, необходимое для устранения отказа.

Рис.2. Алгоритм расчета комплексного показателя качества

      Таким образом, ремонтопригодность – сложное  свойство изделия по отношению к  ТО и ТУ. Следовательно, относительно коэффициента готовности КГ показатель ТВ можно рассматривать как единичный, а относительно ТО и ТУ – как комплексный.

      Интегральный  показатель качества продукции – отношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации или потребления продукции к суммарным затратам на ее создание и эксплуатацию или потребление.

  

где Э  – суммарный полезный эффект от эксплуатации продукции (срок полезного  использования холодильника, пробег грузового автомобиля в тонно-километрах за срок службы до капитального ремонта и т.д.); 
ЗС – суммарные затраты на создание продукции (разработка, изготовление, монтаж и другие единовременные затраты); ЗЭ – суммарные эксплуатационные затраты (техническое обслуживание, ремонт и другие текущие затраты); 1/И – удельные затраты на единицу эффекта.

      Среди показателей качества имеются такие, которые невозможно выразить численными значениями (оттенки, запах, тембр и  т.д.). Они определяются при помощи органов чувств (органолептически) и называются сенсорной характеристикой.

      Оценка  уровня качества продукции может  производиться дифференциальным или комплексным методами. При применении дифференциального метода производится сопоставление единичных показателей качества новой продукции с идентичными базовыми показателями качества, а при комплексном – фактических комплексных показателей с базовыми комплексными показателями.

      Числовые  значения показателей качества устанавливаются  с помощью объективных и субъективных методов. Объективные методы: измерительный, регистрационный и расчетный. Субъективные методы: органолептический, социологический и экспертный. Объективные методы базируются на применении технических измерительных средств, регистрации, подсчете событий, выполнении вычислений. Основа субъективных методов – анализ восприятия органов чувств человека, сбор и учет различных мнений, решения, принимаемые группой специалистов-экспертов.

      Существует  номенклатура основных 10 групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам продукции:

1. Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. В эту группу входят:

а) классификационные показателиустанавливающие принадлежность изделий к классификационной группировке (классы автомобилей, точности приборов и т.д.);

б) функциональные (эксплуатационные), характеризующие полезный результат от эксплуатации изделий (быстродействие компьютера, производительность стана, точность измерительного прибора и т.д.);

в) конструктивные, дающие точное представление об основных проектно-конструкторских решениях изделий (двигатели дизельные, бензиновые, электрические и т.д.);

г) показатели состава и структуры, определяющие содержание в продукции химических элементов, их соединений (процентное содержание серы и золы в коксе и т.д.). Показатели этой группы играют основную роль в оценке уровня качества, они часто используются как критерии оптимизации и применяются совместно с другими видами показателей.

2. Показатели надежности характеризуют свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.

      Безотказность – свойство изделия сохранять работоспособность в течение некоторого времени или наработки.

      Долговечность – свойство изделия сохранять работоспособность до предельного состояния с необходимыми перерывами для технического обслуживания и ремонта.

      Ремонтопригодность – способность продукции подвергаться ремонту.

      Сохраняемость – свойство изделий и продуктов сохранять исправное и пригодное к потреблению состояние в течение установленного в технической документации срока хранения и транспортирования, а также после него.

3. Эргономические показатели характеризуют систему «человек – изделие» и учитывают комплекс свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах. К ним относятся гигиенические (освещенность, температура, давление, влажность), антропометрические(одежда, обувь, мебель, пульты управления) и психофизиологические(скоростные и силовые возможности, пороги слуха, зрения и т.п.).

      Психофизиологические характеризуют приспособленность изделия к органам чувств человека.

      Психологические характеризуют возможность восприятия и обработки различной информации.

      Физиологические характеризуют допустимые физические нагрузки на различные органы человека.

4. Эстетические показатели характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения, стабильность товарного вида (характеристики художественных стилей, оттенков, запахов, гармоничности и т.д.).

5. Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат материалов, времени и средств труда при технической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. Это показатели трудоемкости, материало- и фондоемкости, себестоимости изделий. Исчисляются как общие (суммарные) так и структурные, удельные, сравнительные или относительные показатели. Относительные показатели – это, например:

– коэффициент  использования материалов

 ,

где МГ – количество материала в готовой продукции;

МВ – количество материала, введенного в технологический процесс;

 –  показатель удельной себестоимости

 ,

где SУД – удельная себестоимость;

S – общая себестоимость изделия;

B – определяющий параметр изделия (мощность, вес и т.п.).

6. Показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а также уровень унификации с другими изделиями.

      Основные  показатели унификации – коэффициенты применяемости, повторяемости, взаимной унификации для групп изделий, удельный вес оригинальных деталей (узлов). Стандартными являются все части продукции, выпускаемые по государственным и отраслевым стандартам.

7. Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использованных в продукции, их патентную защиту, а также возможность беспрепятственной реализации продукции в нашей стране и за рубежом (количество или удельный вес запатентованных или лицензированных деталей (узлов) и т.п.).

8. Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции. Например: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду, вероятность выброса вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании и использовании продукции, уровень ПДК.

9. Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обусловливающие при ее эксплуатации или потреблении безопасность человека. Они отражают требования к нормам и средствам защиты людей, находящихся в зоне возможной опасности при возникновении аварийной ситуации, и предусмотрены системой госстандартов по безопасности труда, а также международными стандартами.

10. Экономические показатели характеризуют затраты на разработку, изготовление, эксплуатацию или потребление продукции, учитываемые в интегральном показателе качества продукции (различные виды затрат, себестоимость, цена и пр.), при сопоставлении различных образцов продукции – технико-экономические показатели.

1.2. Факторы, обеспечивающие  качество товара

Качество является объектом управления. Управление качеством может осуществляться через его формирование, стимулирование и сохранение. Следовательно, факторы, обеспечивающие качество товаров, можно подразделить на три группы:

Факторы, влияющие на формирование качества товаров;

К факторам, влияющим на формирование качества товаров, относятся: изучение рынка товаров; разработка требований к товарам; качество исходного сырья и материалов; качество конструирования и проектирования; качество изготовления (переработки); контроль готовой продукции.

Факторы, стимулирующие качество товаров;

Факторами, стимулирующими качество товаров, можно  считать социальную и экономическую  целесообразность и эффективность  производства, особенности управления и ценообразования, материальную заинтересованность работников, санкции за производство некачественной продукции и пр. Эти факторы изучают экономические дисциплины.

Факторы, способствующие сохранению качества товаров.

К факторам, способствующим сохранению качества товаров, относятся: упаковка и маркировка; условия транспортирования; условия хранения; условия реализации и использования товаров; техническая помощь в обслуживании; особенности утилизации после использования.

2. Методы оценки  качества товара

2.1. Объективные методы  определения показателей качества

  1. Измерительный  метод
 

      Измерительный  (лабораторный,  инструментальный)  метод  определения  численных  значений  показателей  качества  основан  на  информации,  получаемой  при  использовании  технических  средств  измерений  (измерительных  приборов,  реактивов и  др.).

      Использование  технических  средств  осуществляется  в  соответствии  с  методикой  проведения  измерений  и  предполагает  использование  приборов  и  реактивов  Методика  проведения  измерений  включает  методы измерений;  средства  и  условия  измерений,  отбор  проб,  алгоритмы  выполнения  операций  по  определению  показателей  качества;  формы  представления  данных  и  оценивания  точности,  достоверности результатов,  требования  техники  безопасности  и  охраны  окружающей  среды.

Информация о работе Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров