Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 13:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследовать методы определения показателей качества товара с современной точки зрения. В соответствии с этим в представленной курсовой работе были поставлены и решены следующие задачи:
Исследовать показатели качества и их основную классификацию.
Изучить факторы, обеспечивающие качество товара.
Рассмотреть методы оценки качества товара.
Сформулировать выводы и предложения по проделанной работе.

Содержание

Введение 2
1. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей 4
1.1. Показатели качества и их основная классификация 4
1.2. Факторы, обеспечивающие качество товара 16
2. Методы оценки качества товара 16
2.1. Объективные методы определения показателей качества 16
2.2. Эвристические методы 20
3.Номенклатура потребительских свойств и показателей
качества товаров……………………………………………………...…………...24
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.doc

— 215.50 Кб (Скачать)

      Статистические  методы  можно  использовать  по  всему  жизненному  циклу  продукции,  от  определения  требований  в  самом  начале  до  их  выполнения  в  конце.  Данные  методы  позволяют  значительно  сократить  трудозатраты  и  объемы  работы  по  контролю  партий.  Это связано  с  тем,  что  контролируется  от  5  до  15%  от  всей  партии.  Использование статистических  методов  нашло  отражение  в  стандартах.  

3. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров 

     Номенклатура  потребительских свойств и показателей – совокупность свойств и показателей, которые обусловливают удовлетворение реальных или ожидаемых потребностей, по сути, она определяет качественные характеристики потребительских товаров. В пределах номенклатуры потребительские качества и показатели разделяют на группы и подгруппы в зависимости от их особенностей и удовлетворяемых потребностей.

 

 
 
 

 

 

 
 
 

Рис.3. Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров. 
 

 

     Назначение  – способность товара удовлетворять физиологические и социальные потребности. В зависимости от удовлетворения потребностей свойства товара разделяют на подгруппы: функционального назначения (исполнение основных и дополнительных функций: уход и защита от внешнего влияния - для группы одежды и обуви и т.д.).

     Каждое  из этих свойств имеет свои показатели: если у продовольственных товаров  энергетическая ценность выражается в Ккал(Дж), а биологическая ценность оценивается по количеству незаменимых кислот, витаминов и минеральных веществ, то есть достаточно большая группа непродовольственных товаров, функциональные свойства которых удовлетворяют только социальные потребности, например ювелирные украшения, антикварные предметы, музыкальные товары.

     Классификационное назначение – способность ряда свойств и показателей выступать в качестве классификационных примет. Так различные модели автомобилей могут быть классифицированы по мощности двигателя, затратам топлива, грузоподъемностью, функциональным назначениям (грузовые, легковые, специальные и т.д.).

     Универсальное назначение – способность свойств и показателей удовлетворять одновременно несколько покупательских требований. Например, пропагандирование в последние годы здорового способа жизни побуждало к использованию менее жирных продуктов, предотвращать влияние токсических веществ (опасности), то есть они стали играть социальную роль, а в непродовольственной группе появилось понятие специального назначения вспомогательных предметов и косметических средств (кремы, гели, пудры) при проведении оздоровительных процедур для различных видов спорта и т.д.

     Надежность  – способность товара сохранять функциональное назначение в процессе сохранения или эксплуатации в течение установленного срока. В зависимости от критерия надежности различают такие группы: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, и сохранение.

     Долговечность – способность товаров сохранять работоспособность до следующего состояния или установленного срока технического обслуживания и ремонта. Это свойство непродовольственных товаров длительного использования. Это характерно для товаров продовольствия, и непродовольственных товаров, предназначенных для непосредственного использования, по ходу которого они частично или бесповоротно расходуются (например, продукция парфюмерной промышленности). Но нужно помнить, что некоторые товары, владеющие значительной долговечностью, входят в противоречие с социальным назначением, поскольку досрочно выходят из моды, морально устаревают. Это касается одежды, обуви, головных уборов, отдельных сложно-технических товаров. Показателями долговечности могут быть срок эксплуатации изделий, ресурс и т.д.

     Безотказность – способность товаров исполнять функциональное назначение без появления дефектов, которые мешают дальнейшей эксплуатации. Безотказность характеризуется сроками, в течение которых товары находятся в эксплуатации безотказно с нормой предусмотренных дефектов. Показателями безотказности могут быть – средняя наработка до первой поломки, интенсивность поломок.

     Ремонтопригодность – способность товаров восстанавливать свои исходные свойства, в первую очередь функционального значения, после устранения выявленных дефектов, ремонтопригодность характерна для многих непродовольственных товаров, особенно сложно-технических, которые по этому свойству разделяют на ремонтнопригодные и ремонтнонепригодные.

     Ремонтопригодность  тесно связана с долговечностью, благодаря чему увеличивается срок эксплуатации товара. Это потребительское  свойство вместе с долговечностью может  быть положена в основу формирования преимуществ для того сегмента потребителей, которые бережливы или не располагают материальными средствами для частого повтора покупок товара аналогичного назначения. Показателями ремонтопригодности являются параметр потока неисправностей, гарантийные наработки, наработки на отказ, сроки ремонта.

     Сохранение – способность товара поддерживать исходные количественные и качественные характеристики без значительных затрат на протяжении определенного срока; если же они происходят, то это должно быть экономически оправданным. Сберегание начинается с момента изготовления товара и продолжается до его утилизации. Этап сберегания разделяют на два периода: складское хранение у изготовителя, оптовой и розничной торговле и домашнее сберегание у потребителя. Показателями сохранения потребительских свойств есть затраты, выход товарной (стандартной) продукции, сроки хранения. Хранение тесно связано с безопасностью многих товаров, особенно тех, которые быстро портятся.

     Эргономические  свойства – способность товара создавать чувство комфорта, набольшего удовлетворения потребностей в соответствии к антропометрическим, психологическим и психофизическим характеристикам потребителя.

     Антропологические свойства – способность товара при эксплуатации соответствовать измерительным потребностям потребителя. В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, вес, объем талии, длина, ширина ступни и т.д.) разные. Поэтому размеры одежды, обуви, изготавливаемых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше от отечественного при одинаковой маркировке. Товароведы и продавцы должны учитывать это и информировать покупателя. Для устранения этих барьеров в международной торговле промышленность многих развитых стран стремится к унификации размеров путем сокращения их количества. Так для одежды, во многих азиатских и некоторых европейских странах применяют всего 5 размеров: S, M, L, XL, и XXL.

     Психологические свойства – способность товаров обеспечивать при эксплуатации душевный комфорт потребителю. Психологические требования могут выражаться через принятие вкуса, цвета, громкости и тембра звучания, яркости изображения. Так в разных областях Украины сложились свои, присущи только им, восприятие цветов, поэтому например, в Одесской области летом пользуется спросом одежда белого цвета, а в Закарпатье по вкусу – красный, в Донецкой – более насыщенные цвета.

     Безопасность – состояние, при котором риск вреда или потери ограничен допустимым уровнем. В зависимости от природы воздействия на безопасность различают виды, подвиды, элементы.

 

 
 
 
 
 

       
 
 
 

       
 
 

       

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В представленной курсовой работе была исследована тема «Методы определения показателей качества товара», в процессе исследования в представленной работе были поставлены и решены следующие задачи:

    1. Исследованы показатели качества и их основная классификация.
    2. Изучены факторы, обеспечивающие качество товара.
    3. Рассмотрены методы оценки качества товара.
    4. Рассмотрена номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров.

      В результате теоретического изучения комплексных  методов оценки качества, сделаны  следующие выводы.

      Качество  – синтетический показатель, отражающий совокупное проявление различных факторов. Это понятие отражает совокупность свойств и характеристик продукции.

      Качество  прошло многовековой путь развития и  развивалось по мере того, как совершенствовались потребности и возрастали возможности  производства по их удовлетворению.

      Качество  продукции оценивается на основе количественного измерения определяющих ее свойств. К основным показателям  качества относятся назначение, надежность, технологичность, стандартизация и  унификация, эргономичность, эстетичность, транспортабельность, экологичность, безопасность, патентно-правовые показатели.

      Количественное  значение показателей качества продукции  определяется методами:

    • экспериментальным,
    • органолептическим,
    • социологическим,
    • экспертным.

     С помощью указанных показателей качества можно определить уровень качества товара, по результатам которого в организации будет осуществляться управление качеством выпускаемых товаров. Управление качеством товаров требует осуществления периодической оценки потребительских свойств и показателей качества товаров. При этом уровень качества товаров выступает основной мерой их потребительной стоимости. Как правило, необходимость оценки потребительских свойств и показателей качества товаров возникает: при сертификации товаров; при выборе наилучшего варианта товаров; при планировании повышения уровня качества товаров; при контроле качества товаров; а также при обосновании мер стимулирования улучшения качества товаров. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Агбаш В.Н. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник для экон. фак.торг. вузов. - М.: Экономика, 2008.
  2. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: Учебник для студ. вузов. - М.: Экономика, 2009. - 295с.
  3. Бобровников Г.Н. и др. Качество продукции и научно-технический прогресс. – М.: Издательство стандартов, 2009.
  4. Дурнев В.Д. Товароведение промышленных материалов. Учебник./ Дурнев В.Д., Сапунов С.В., Федюкин В. К. М.:Информационно - издательский дом «Филинъ», 2007. - 536с.
  5. Жиряева Е. В. Товароведение / Е. В. Жиряева. – СПб. : Питер, 2006. – 416 с.
  6. Ильенкова С.Д. Управление качеством / под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 2008.
  7. Иванникова Л.И. Современные формы кодирования товаров. Учеб. пособие для студентов торгового-экономических Вузов по курсу «Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров».
  8. Николаева М. А.  Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2003. – 283с.
  9. Николаева  М.А. «Товарная экспертиза,  М.,  2000.
  10. Окрепилов В. В. Управление качеством / В. В. Окрепилов. – СПб. :

     Наука. Ленингр. отд-ние, 2000. – 210 с.

    11. Петрище Ф. А. Теоретические основы товароведения и экспертизы

     непродовольственных  товаров : учебник / Ф. А. Петрище. – М. :     Дашков и К, 2004. – 512 с.

  1. Ребрин Ю.И. Управление качеством Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004.
  2. Райкова Е.Ю.  «Теория  товароведения»
  3. Теплов В. И., Сероштан М. В. Коммерческое товароведение : учебник для вузов /– 2-е изд. – М. : Дашков и К, 2009. – 620 с.
  4. Шишкин И.Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством: Учеб. для Вузов / Под ред. Акад. Н.С. Соломенко. - М.: издательство стандартов, 2009. - 342 с.
  5. Информационные Интернет сайты - www.standard.ru, www.marketingmix.ru, www.beermarket.ru

Информация о работе Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров