Характеристика ассортимента и оценка качества творога, реализуемого в магазине «Гавань»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

задачи:
1 Изучен рынок творога в Росси и городе Челябинске;
2 Дана подробная товароведная характеристика творога;
3 Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и материально – технической базы магазина «Гавань»;
4 Проведен анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Гавань»;
5 Проведен анализ закупочной деятельности и договорных отношений в магазине «Гавань»;
6 Рассмотрена процедура приемки творога по количеству и качеству в магазине «Гавань»;
7 Проведен анализ динамики поступления и реализации творога в магазине «Гавань»;
8 Рассмотрены формирование и направления рационализации ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань»;
9 Дана характеристика объектам и методам исследования;
10 Проведены собственные исследования качества творога по органолептическим и физико-химическим показателям;
11 Результаты исследований подробно обсуждены и на их основе сформулированы выводы и предложения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1 Обзор литературы……………………………………………………..7
1.1 Состояние, перспективы развития и анализ рынка творога в России и городе Челябинске…………………………………………………………7
1.2 Особенности химического состава и пищевой ценности творога……..10
1.3 Факторы, влияющие на качество творога……………………………….15
1.3.1 Влияние сырья на качество творога. Характеристика заквасок использованных для производства творога………………………...15
1.3.2 Влияние операций технологического процесса производства на качество творога……………………………………………………….17
1.3.3 Упаковка, маркировка, хранение творога и других сохраняющих факторов………………………………………………………………..20
1.4 Идентификация и фальсификация творога……………………………….24
1.5 Характеристика ассортимента творога…………………………………...26
1.6 Дефекты творога, причины возникновения и меры предупреждения….27
Глава 2 Экспериментальная часть…………………………………………….30
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Гавань» и его материально-технической базы………………………………30
2.1.1 Характеристика основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина…………………………………………38
2.1.2 Динамика поступления и реализации творога в магазине……………...41
2.1.3 Закупочная деятельность магазина «Гавань», договорные отношения с поставщиками……………………………………………………………………42
2.1.4 Анализ приёмки творога в магазине «Гавань» по количеству и
качеству…………………………………………………………………………..48
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения творога в магазине………………...51
2.2 Анализ ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань». Расчёт рационализации ассортимента………………………………………………….53
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристики (4объекта)……….56
2.4 Результаты исследования качества творога и их обсуждение……………60
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества………………………..60
2.4.2 Результаты физико-химических исследований………………………….62
Выводы и предложения…………………………………………………………64
Список использованных источников…………………………………………..66

Работа содержит 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 1.04 Мб (Скачать)

 

 

       Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей. Рациональность ассортимента можно рассчитать с помощью анализа коэффициентов устойчивости, широты, полноты и рациональности ассортимента творога в данном магазине. Проведем анализ рациональности ассортимента творога путем расчета его показателей, а именно: широта, полнота, степень новизны и устойчивость. За базовые показатели принимаем стандарты и ТУ в разделах «Классификация и ассортимент», «Виды», а также каталоги и прейскуранты фирм – изготовителей. Расчеты и результаты приведены в таблице 5.

 

Таблица 5 – Номенклатура свойств и показатели ассортимента творога

Свойства ассортимента

Показатели ассортимента

Расчетная формула

Результат

1

2

3

4

Широта

Действительный (Шд) = 8

Базовый (Шб) = 8

Коэффициент широты:

Кш = Шд/Шб*100%

100%

Полнота

Действительный (Пд) = 5

Базовый (Пб) = 7

Коэффициент полноты:

Кп = Пд/Пб*100%

71%

Устойчивость

Показатель устойчивости (У) = 6

Коэффициент устойчивости:

Ку = У/Шб*100%

75%

Новизна

Показатель новизны (Н)=1

Коэффициент обновления:

Кн = Н/Шб*100%

12,5%

Рациональность ассортимента

Показатель рациональности Кр

Кр = Кш*вш+Кп*вп+

+Ку*ку+Кн*вн/4

21,5

 

 

       Исходя из данных таблицы 5, следует, что широта ассортимента составляет 100%, поэтому можно сказать, что ассортимент в магазине достаточно широкий. Широта ассортимента магазина может также служить косвенным показателем насыщенности рынка товарами: чем больше широта, тем больше насыщенность.

       Полнота ассортимента составляет 71 %, что говорит о большой насыщенности рынка творога. Поэтому для данной ситуации показатель полноты ассортимента можно считать рациональным. Чем больше полнота ассортимента, тем выше вероятность того, что потребительский спрос на творог будет удовлетворен. Коэффициент устойчивости равен 75%, что является оптимальным.

Коэффициент новизны составляет 12,5% за счет введения в ассортиментный перечень некоторых видов творога. Данный показатель является рациональным, так как наряду обычными видами творога, пользующимся постоянным спросом, таких как «Простоквашино» и «Домик в деревне»,  обновление ассортимента позволяет более полно удовлетворить потребности покупателей и расширить ассортимент, создав конкурентные преимущества магазина. 

       Рассмотренная система показателей ассортимента магазина ООО «Урал-Град» позволила сделать вывод о его рациональности. В результате подсчетов был получен коэффициент рациональности, равный 21,5. Поэтому для исследуемого магазина нет необходимости проводить различные мероприятия в области формирования ассортимента и улучшения его структуры. [21]

 

       2.3 Объекты и методы исследований, их характеристики (4 объекта)

 

       Объекты исследования:

- творог «Простоквашино» - Изготовитель ОАО «Юнимилк»;

- творог «Домик в деревне» - Изготовитель ОАО «Вимм-Биль-Данн»;

- творог «Летний день» - Изготовитель ОАО «Юнимилк»;

- творог «Весёлый молочник» - Изготовитель ОАО «Вимм-Биль-Данн»

       Качество творога, поступившего на продажу, должно соответствовать требованиям стандартов по органолептическим и физико-химическим показателям. [8]

 

Таблица 6 – Оценка маркировки и упаковки согласно ГОСТ Р 51074-2003

                     «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие

                     требования»

 

Наименование показателей маркировки согласно ГОСТ Р 51074-2003

Характеристика показателей маркировки творога разных производителей

«Простоквашино»

«Домик в

деревне»

«Летний день»

«Веселый молочник»

1

2

3

4

5

Наименование продукта

Творог «Простоквашино»

Творог «Домик в деревне»

Творог «Летний день»

Творог «Веселый молочник»

Значение массовой доли жира в процентах

 

5%

 

5%

 

5%

 

5%

Наименование

и местонахождение изготовителя

"Компания ЮНИМИЛК" ОАО Ф-л "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ"

Адрес: Россия, 127015, г.Москва, ул.Вятская, д.27, корп.13-14. Адрес производства: Россия, 398036, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Катукова, д.1

«Компания Вимм-Биль-Данн»

Адрес: 109028, Москва, ул. Солянка, д. 13, стр. 2

"Компания ЮНИМИЛК" ОАО Ф-л "Молочный комбинат "ЛИПЕЦКИЙ"

Адрес: Россия, 127015, г.Москва, ул.Вятская, д.27, корп.13-14. Адрес производства: Россия, 398036, Липецкая обл., г. Липецк, ул. Катукова, д.1

«Компания Вимм-Биль-Данн»

Адрес: 109028, Москва, ул. Солянка, д. 13, стр. 2

 

Товарный знак изготовителя

 

Присутствует

 

Присутствует

 

Присутствует

 

Присутствует

Продолжение таблицы 6

Значение массы нетто или объема продукта

220г

170г

200г

250г

Состав продукта

Творожное зерно (обезжиренное молоко, закваска молочных культур, отвердитель - хлористый кальций, ферментный препарат), сливки.

Молоко обезжиренное, молоко цельное, закваска.

Обезжиренное молоко, закваска молочнокислых культур.

Молоко нормализованное, консервант-сорбат калия, с
использованием закваски.

Пищевая ценность

Белки - 10,3, жиры - 4, углеводы - 12,2. в том числе сахарозы - 7 г. Энергетическая ценность: 126 ккал

Жир 9г, белки 16г, углеводы 2г.Энергетическая ценность: 153 ккал.

Жир 1,8г, белки 18г, углеводы 3,3г

Энергетичес

кая ценность: 101 ккал.
 

Жиры 1,8г; белки 18г; углеводы 3г.

Энергическая ценность: 100ккал.

Условия хранения

От +2 до +6 ºС

От +2 до +6 ºС

От +2 до +4 ºС

От +2 до +6 ºС

Срок годности

30 суток

30 суток

10 дней

14 дней

Обозначение документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт

 

ГОСТ Р 52096-2003.

 

ГОСТ Р 52096-2003.

 

ГОСТ Р 52096-2003.

 

ГОСТ Р 52096-2003.

 

 

       Из таблицы 6 видно, что маркировка на исследуемых объектах творога «Простоквашино», «Домик в деревне», «Летний день», «Веселый молочник» согласно ГОСТ 51074-2003 нанесена полностью. Это свидетельствует о добросовестном отношении производителей к данному параметру, изготовители полно информирует потребителя о составе, сроках годности и хранения, пищевой и энергетической ценности, значение массовой доли жирности, а также условиях хранения.

       Отбор проб творога производится в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ 3622 – 68 «Молоко и молочные продукты. Отбор проб и подготовка их к испытанию». [16]

       Внешний вид и маркировку транспортной тары проверяют перед отбором проб по каждой ее единице в партии, а потребительской тары - по каждой ее единице из транспортной тары с продукцией, включенной в выборку.

       По результатам проверки приемке подлежит только продукция, упакованная в тару и с маркировкой, которые  соответствуют  требованиям  нормативно-технической документации. Для контроля качества творога по микробиологическим показателям из партии выделяют по одной единице транспортной или потребительской тары с продукцией. Температуру, массу и объем творога определяют перед отбором проб по каждой единице тары с продукцией, включенной в выборку; для продукции в цистернах - по каждой цистерне или ее секции. Отбор проб для определения органолептических показателей творога проводят перед отбором проб для определения физико-химических показателей, по каждой единице тары с продукцией, включенной в выборку; для продукции в цистернах - по каждой цистерне или ее секции.          При обнаружении посторонних веществ, плесени в твороге в транспортной таре, включенных в выборку, контролю подлежит каждая единица транспортной тары с продукцией в партии. По результатам контроля приемке подлежит только продукция, соответствующая требованиям нормативно-технической документации. При обнаружении посторонних веществ, плесени в твороге в потребительской таре партия приемке не подлежит.

       При получении неудовлетворительных результатов анализов хотя бы по одному из органолептических и физико-химических показателей по нему проводят повторный анализ удвоенного объема объединенной пробы от продукции в цистерне или выборки той же партии продукции. Результаты повторных анализов распространяются на всю партию. Перед вскрытием тары с продукцией крышки фляг, бочек, банок и т.д. очищают от загрязнений, промывают и протирают. [26]

       В первую очередь проводят отбор проб для микробиологических анализов. Отбор точечных проб творога в транспортной таре, включенных в выборку, производят щупом, опуская его до дна тары. Из каждой единицы транспортной тары с продукцией отбирают три точечные пробы: одну из центра, другие две – на расстоянии от 3 до 5 см от боковых стенок тары. С помощью шпателя отобранную массу продукта переносят в посуду и тщательно перемешивают, составляя объединенную пробу массой около 500 г. Продукт с наружной стороны щупа в объединенную пробу не включают.    Из объединенной пробы выделяют пробу, предназначенную для анализа, массой около 100г.Для составления объединенной пробы  творога  в потребительской таре, включенных в выборку, отобранную продукцию освобождают от тары. Брикеты замороженного творога перед отбором проб оставляют при комнатной температуре до полного оттаивания. Творог переносят в посуду для составления объединенной пробы и тщательно перемешивают. Масса объединенной пробы творога в потребительской таре равна массе продукции, включенной в выборку. Пробы, направляемые в местную лабораторию завода, холодильника, базы, снабжают этикеткой  с обозначением наименования продукции, предприятия-изготовителя, номера партии и даты выработки. [20]

 

      

       2.4 Результаты исследования качества творога и их обсуждение

 

       2.4.1 Результаты органолептической оценки качества

 

   Таблица 7 – Органолептические показатели качества творога от разных

                     производителей

 

 

Наименование

показателя

ФЗ №88

"Технический регламент на молоко и молочную продукцию»

 

 

Характеристика качества творога от разных производителей

«Простоквашино»

«Домик в деревне»

«Летний день»

«Веселый молочник»

Внешний вид и консистенция

Мягкая, мажущаяся или рассыпчатая с наличием или без ощутимых частиц молочного белка. Для обезжиренного продукта – незначительное выделение сыворотки

Крошливая консистенция, без наличия ощутимых частиц молочного белка.

Мягкая, мажущаяся консистенция, с наличием ощутимых частиц молочного белка

Мягкая, рассыпчатая консистенция, с наличием ощутимых частиц молочного белка

Мягкая, мажущаяся консистенция, без наличия ощутимых частиц молочного белка

Вкус и запах

Чистый кисломолочный,без посторонних привкусов и запахов

Чистый кисломолочный,без посторонних привкусов и запахов

Чистый кисломолочный,без посторонних привкусов и запахов

Чистый кисломолочный,без посторонних привкусов и запахов

Чистый кисломолочный,без посторонних привкусов и запахов

Цвет

Белый или  с кремовым оттенком, равномерный по всей массе

Белый, равномерный по всей массе

Белый, равномерный по всей массе

Белый, равномерный по всей массе

Белый, равномерный по всей массе

Информация о работе Характеристика ассортимента и оценка качества творога, реализуемого в магазине «Гавань»