Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:26, курсовая работа
задачи:
1 Изучен рынок творога в Росси и городе Челябинске;
2 Дана подробная товароведная характеристика творога;
3 Дана характеристика организационно-хозяйственной деятельности и материально – технической базы магазина «Гавань»;
4 Проведен анализ основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина «Гавань»;
5 Проведен анализ закупочной деятельности и договорных отношений в магазине «Гавань»;
6 Рассмотрена процедура приемки творога по количеству и качеству в магазине «Гавань»;
7 Проведен анализ динамики поступления и реализации творога в магазине «Гавань»;
8 Рассмотрены формирование и направления рационализации ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань»;
9 Дана характеристика объектам и методам исследования;
10 Проведены собственные исследования качества творога по органолептическим и физико-химическим показателям;
11 Результаты исследований подробно обсуждены и на их основе сформулированы выводы и предложения.
Введение………………………………………………………………………...4
Глава 1 Обзор литературы……………………………………………………..7
1.1 Состояние, перспективы развития и анализ рынка творога в России и городе Челябинске…………………………………………………………7
1.2 Особенности химического состава и пищевой ценности творога……..10
1.3 Факторы, влияющие на качество творога……………………………….15
1.3.1 Влияние сырья на качество творога. Характеристика заквасок использованных для производства творога………………………...15
1.3.2 Влияние операций технологического процесса производства на качество творога……………………………………………………….17
1.3.3 Упаковка, маркировка, хранение творога и других сохраняющих факторов………………………………………………………………..20
1.4 Идентификация и фальсификация творога……………………………….24
1.5 Характеристика ассортимента творога…………………………………...26
1.6 Дефекты творога, причины возникновения и меры предупреждения….27
Глава 2 Экспериментальная часть…………………………………………….30
2.1 Характеристика организационно-хозяйственной деятельности магазина «Гавань» и его материально-технической базы………………………………30
2.1.1 Характеристика основных экономических показателей финансово-хозяйственной деятельности магазина…………………………………………38
2.1.2 Динамика поступления и реализации творога в магазине……………...41
2.1.3 Закупочная деятельность магазина «Гавань», договорные отношения с поставщиками……………………………………………………………………42
2.1.4 Анализ приёмки творога в магазине «Гавань» по количеству и
качеству…………………………………………………………………………..48
2.1.5 Анализ условий и сроков хранения творога в магазине………………...51
2.2 Анализ ассортимента творога, реализуемого в магазине «Гавань». Расчёт рационализации ассортимента………………………………………………….53
2.3 Объекты и методы исследований, их характеристики (4объекта)……….56
2.4 Результаты исследования качества творога и их обсуждение……………60
2.4.1 Результаты органолептической оценки качества………………………..60
2.4.2 Результаты физико-химических исследований………………………….62
Выводы и предложения…………………………………………………………64
Список использованных источников…………………………………………..66
Анализ результатов органолептической оценки качества творога, представленный в таблице 7 показал, что все исследованные образцы соответствуют требованиям Федерального Закона №88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию». [7]
Проведенная в таблице 7 сравнительная характеристика потребительских свойств творога по органолептическим показателям, говорят о том, что исследуемые образцы творога, производителей ОАО «Юнимилк» и ОАО «Вимм-Биль-Данн», имеют сходства по цвету, что соответствует требованиям Федерального Закона №88 "Технический регламент на молоко и молочную продукцию». Консистенция творога мягкая, рассыпчатая или мажущаяся, кроме творога «Простоквашино» производителя ОАО «Юнимилк» - он имеет крошливую консистенцию, что может свидетельствовать об использовании высоких температур во время прессования и хранения.
По показателю вкуса и запаха у всех рассмотренных образцов он чистый кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов. [2]
2.4.2 Результаты физико-химических исследований
Проведение исследования физико-химических показателей творога осуществлялось лабораторными методами по ГОСТ Р 52096-2003 «Творог. Технические условия. Были определены следующие физико-химические показатели: массовая доля белка (в соответствии с ГОСТ 23327), массовая доля влаги (в соответствии с ГОСТ 3626) и кислотность (в соответствии с ГОСТ 3624). Результаты исследований представлены в таблице 8.
Таблица 8– Физико-химические показатели качества творога от разных
производителей
Показатель
| Требования ГОСТ Р 52096-2003
| «Простоквашино»
| «Домик в деревне»
| «Летний день»
| «Веселый молочник»
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Массовая доля белка, %
|
Не менее 16,0 |
14 |
15 |
15 |
14 |
Продолжение таблицы 8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Массовая доля влаги, % | Не более 75,0
|
70% |
65% |
75% |
70% |
Кислотность, ºТ | Не более 230 | 240ºТ | 250 ºТ | 180 ºТ | 200ºТ |
На основе данных таблицы 8 можно сделать заключение о том, что по показателям массовой доли белка и массовой доли влаги все исследуемые образцы творога соответствуют требованиям ГОСТ Р 52096-2003. У торговой марки «Простоквашино» и « Домик в деревне» результаты исследования кислотности не соответствуют требованиям настоящего стандарта, что является следствием подкисления творога, которое осуществляется на заводах для удлинения сроков его реализации. Торговые марки творога «Летний день» и «Веселый молочник» полностью соответствуют требованиям ГОСТ Р 52069-2003.
Таким образом, сравнительный анализ полученных органолептических, и физико-химических данных позволяет сделать вывод о том, что проведение исследования только органолептических показателей качества творога не всегда является объективными. [16;17;18]
Выводы и предложения
На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1 Магазин ООО «Урал-Град» осуществляет торговую деятельность на основании устава.
2 Организационная структура управления магазином линейно – функциональная и направлена на четкое разграничение должностных обязанностей членов коллектива.
3 Материально - техническая база магазина ООО «Урал-Град» соответствует требованиям, предъявляемым к устройству, планировке и оборудованию современных предприятий торговли. Отмечено рациональное использование торговой площади.
4 Анализ экономических показателей свидетельствует о стабильном росте товарооборота, увеличении прибыли торгового предприятия.
5 Закупка товаров и договорные отношения с поставщиками осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ. С поставщиками молочной продукции установлены длительные хозяйственные связи.
6 Персонал магазина обеспечивает квалифицированную приёмку поступивших товаров, созданы условия для рационального размещения на хранения товаров и подготовке их к продаже.
7 Динамика поступления и реализации творога увеличивается, что связано с возросшими потребностями потребителей.
8 Ассортимент творога, реализуемого в магазине ООО «Урал-Град» является рациональным.
9 В результате исследования творога, наименований «Простоквашино», «Домик в деревне», «Летний день» и «Веселый молочник» по органолептическим и физико-химическим показателям соответствует требованиям ГОСТ Р 52096-2003 наименования «Летний день» и «Веселый молочник».
В связи с вытекающими из работы выводами, были сформулированы следующие предложения:
1 В области управления ассортиментом администрации магазина «Гавань» необходимо направить свои усилия на обновление ассортимента, что позволит повысить уровень продаж.
2 Обновление ассортимента магазина «Гавань» можно произвести путем поиска новых поставщиков творога отечественного и зарубежного производства с новыми видами торговых марок и с новыми потребительскими свойствами.
3 Продолжать поддерживать имидж магазина, который реализует только качественный творог отечественного и зарубежного производства.
4 Разработать систему скидок на приобретение творога.
5 Привлечь покупателей с помощью яркой наружной рекламы с указанием скидок.
6 Выделить расположение в торговом зале витрины с молочной продукцией.
Список использованных источников
1 Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы [Текст]: Учебник для вузов. – М.: Издательство Норма, 1997 – 283с.
2 Шепелев А.Ф., Кожухова О.И. Товароведение и экспертиза молока и молочных продуктов [Текст]: Учебное пособие. – Ростов на Дону: Издательский центр «Март», 2001. – 128с.
3 Елисеева Л.Г. Товароведение и экспертиза продовольственных товаров.-М.: Международный центр финансово-экономического развития, 2005. – 800с.
4 Боровикова Л.А. и др. Исследование продовольственных товаров [Текст]: Учебное пособие для товаровед. Фак. торг. вузов. – М.:Экономика, 1980. – 336с.
5 Николаева М.А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров [Текст]: Учебное пособие/ М.А. Николаева, М.А. Положишикова. – М.: ИД «Форум»: Инфра – М, 2009. - 276 с.
6 Сысоева С.В. Управление ассортиментом [Текст]: / С.В. Сысоева, Е.А. Бузукова. - Издательство «Питер» 2008. – 143 с.
7 ГОСТ Р 52096 – 2003. Творог. Технические условия [Текст]. – Введ. 7.01.2004. – М.: Издательство стандартов, 2003. – 11с.
8 ГОСТ Р 51074 – 03 Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования [Текст]. – Введ. 29.12.03. – М.: Издательство стандартов, 2003. – 25 с.
9 Савицкая Г. А. Анализ хозяйственной деятельности предприятий [Текст]: Учебник/ Г.А. Савицкая. - М.: ИП «Экоперспектива», 1998. - 241 с.
10 Соболева Н.Б. Программа для финансового анализа предприятия [Текст]/ Н.Б. Соболева. //Аудиторские ведомости – 1998. - С. 99
11 Гражданский кодекс Российской Федерации [Текст].– М.: [2001].-32 с.
12 Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность [Текст]/ Ф.Г.Панкратов. // М.: Маркетинг- 1996. – 291 с.
13 Памбухчинцев В.К. Организация и технология торговых процессов [Текст] / В.К. Памбухчинцев.//М.: Экономика – 1994. - 147 с.
14 Гончаров В.Д. Маркетинг продовольственных товаров в России [Текст] / В.Д. Гоняаров.// М.: Финансы и статистика – 2002. – 176 с.
15 Окрепилов В.В. Управление качеством [Текст]: Учебник / В.В. Окрепилов. - М.: Экономика, 1998 – 243 с.
16 ГОСТ 3622 – 92. Молоко и молочные продукты. Титриметрические методы определения кислотности [Текст]. – Введ. 1.01.94. – М.: Издательство стандартов, 92. – 8с.
17 ГОСТ 3626-73. Молоко и молочные продукты. Методы определения влаги и сухого вещества [Текст]. – Введ. 1.07. 74. – М.: Издательство стандартов, 73. – 11с.
18 ГОСТ 23327 – 98. Молоко и молочные продукты. Метод измерения массовой доли общего азота по Кьельдалю и определение массовой доли белка [Текст]. – Введ. 1.01.2000. – М.: Издательство стандартов, 98. – 8с.
19 Панкратов Ф.Г. Организация и технология торговых процессов [Текст] / Ф.Г. Панкратов. // М.: Экономика – 1994. - 45 с.
20 Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1324-03 [Текст] – М.: РИТ ЭКСПРЕСС, 2003. – 24 с.
21 Козлов В. К. Коммерческая деятельность предприятия: стратегия, организация, управление [Текст]: учеб. пособие/ С.А. Уваров, Н.В. Яковлева [и др.]; под ред. В.К. Козлова, С.А. Уварова. – СПб: Политехника, 2000. – 322 с.: ил.
22 Кругляков, Г.Н. Товароведение продовольственных товаров [Текст]: учебник /Г.Н. Кругляков, Г.В. Круглякова. – Ростов н/Д: МарТ, 1999. -448 с.
23 Матюхина, З.П. Товароведение пищевых продуктов [Текст]: учебник / З.П. Матюхина, Э.П. Королькова. – М.: ИРПО; Академия, 1998. – 272 с.: ил.
24 Нечаев А. П. Пищевая химия [Текст]: учебник для вузов/ С.Е. Траубенберг, А.А. Кочеткова [и др.]; под ред. А.П. Нечаева. – СПб.: ГИОРД, 2001. – 592 с., ил.
25 Прохорова, Н.Г. Продовольственные товары [Текст]: учебник/ Никифорова Н.С., Новикова А.М., - М.: Экономика, 1985. - 272 с.
26 Позняковский, В.М. Гигиенические основы питания, безопасность и экспертиза продовольственных товаров [Текст]: учебник для вузов / В.М. Позняковский. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. – 226 с., ил.
27 Савина, А.В. Рынок молочных изделий. Сценарий развития [Текст]/ А.В.Савина// Бакалея. Гастрономия. – 2004 - №5 стр. 25 – 27
28 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст]: учебник, 2-е изд., перераб. и доп. / под общ. ред. Л.А. Брагина и Т.П. Данько. – М.: ИНФРА-М, 2000. – 560 с.
29 Справочник по товароведению продовольственных товаров [Текст] / Т.Г.Родина, М.А. Николаева, Л.Г. Елисеева [и др.]; под ред. Т.Г. Родиной. – М.: Колос С, 2003 . – 608 с.: ил.
30 Товароведение продовольственных товаров [Текст]: учеб. пособие для студ. эконом. спец. вузов / Л.С. Микулович, О.А. Брилевский, И.Н. Фурс [и др.]. – Минск: БГЭУ, 1998. – 484 с.