Оценка качества продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 15:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение экономических проблем оценки качества продукции на предприятии, а также разработка направлений повышения качества промышленной продукции. Объектом исследования является одно из крупнейших предприятий алюминиевой промышленности ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ», входящее в состав Группы СУАЛ. Для осуществления цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность качества промышленной продукции, охарактеризовать экономические проблемы качества продукции и управления затратами на качество;
провести анализ качества продукции ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ»;
разработать и обосновать мероприятия, направленные на повышение качества продукции на предприятии.

Работа содержит 1 файл

эк.пр.курсовая.docx

— 87.74 Кб (Скачать)

   ВВЕДЕНИЕ

         Качество  продукции является одним из важнейших  средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Поэтому организации уделяют  особое внимание обеспечению высокого качества продукции, устанавливая контроль на всех стадиях производственного процесса, начиная с контроля качества используемых сырья и материалов и заканчивая определением соответствия выпущенного продукта техническим характеристикам и параметрам не только в ходе его испытаний, но и в эксплуатации, а для сложных видов оборудования ¾ с предоставлением определенного гарантийного срока после установки оборудования на предприятии заказчика. Управление качеством продукции стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.

         В ходе длительного эволюционного  развития взаимосвязей и взаимоотношений  между поставщиками и потребителями  сформировалось общее понимание  необходимости и важности системного решения проблем в области  качества. Применение и сертификация системы качества рассматривается  сегодня как необходимое условие  успешной деятельности и развития организаций  любых форм собственности, как наиболее надежная форма гарантии соответствия качества поставляемой продукции и  услуг требованиям потребителей. Предприятиям, не сертифицировавшим  свою систему качества, уже сегодня  практически закрыт выход на европейский  рынок и рынки передовых экономически развитых стран Азии и Америки.

         Механизм  управления качеством, под которым  понимается совокупность организационных  и экономических компонентов  и звеньев, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее  функционирование всех элементов системы  управления качеством для достижения целей управления, должен обеспечивать выработку и реализацию эффективных  целенаправленных управляющих воздействий  на многообразные условия и элементы, от которых зависит качество. Кроме  того, он также должен учитывать  действие разнообразных факторов, которые  непосредственно преобразуют свойства исходного сырья, материала в  комплекс свойств, необходимых для  удовлетворения настоящей или потенциальной  потребности. Такое разделение на факторы  и условия, позволяет не только более  четко организовать работы по качеству, но и более целенаправленно и  эффективно определять меры по обеспечению  нужного качества, выявлять причины, вызвавшие отклонения от заданных параметров качества, принять меры по устранению этих причин.

         Целью данной курсовой работы является изучение экономических проблем оценки качества продукции на предприятии, а также  разработка направлений повышения  качества промышленной продукции. Объектом исследования является одно из крупнейших предприятий алюминиевой промышленности ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ», входящее в состав Группы СУАЛ. Для осуществления цели курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность качества промышленной продукции, охарактеризовать экономические проблемы качества продукции и управления затратами на качество;
  • провести анализ качества продукции ОАО Филиал «ИркАЗ-СУАЛ»;
  • разработать и обосновать мероприятия, направленные на повышение качества продукции на предприятии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ГЛАВА 1

      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ 

      1.1. НЕОБХОДИМОСТЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

    В условиях перехода России к открытой рыночной экономике борьба за потребителя  на внутреннем и внешнем рынках требует  создания и производства конкурентоспособных  товаров. Качество выступает как  главный фактор конкурентоспособности  товара, составляя его «стержень», основу.

    Новые подходы к проблеме качества требуют  все более полного учета изготовителями рыночного фактора, сдвига от административных рычагов контроля качества к преимущественно  организационно - экономическим мерам управления качеством, перехода к гибкой системе стандартизации, позволяющей производителям оперативнее реагировать на меняющиеся требования внутреннего и внешнего рынка к качеству товаров, организации работы по переходу в перспективе к обеспечению высокого качества продукции.

    Проблема  повышения качества - одна из главных задач развития экономики нашей страны. В последние годы во всех передовых, в техническом отношении, странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции. Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются: включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности; ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя; усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции. Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, ограниченность организационно-технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации технологических и управленческих процессов.

    Опыт  показывает, что внедрение международных  стандартов ограничивается не только высокими требованиями к организации  материально-технического снабжения, финансирования, программного обеспечения, но и препятствиями социально-психологического характера, вызванными стереотипами старого  мышления. Предприятия, внедряющие стандарты, сталкиваются с непониманием необходимости  осуществления этой работы в существующих условиях. Условия, принципы и требования, закрепленные в уже переработанных стандартах, на практике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу в решении задач качества. Причины невыполнения состоят в нестабильности производственных, сбытовых, экономических процессов, происходящих на предприятии. Большую трудность представляет организация маркетинговой деятельности и осуществление прогноза необходимого уровня качества изделия.

    Поэтому решить задачу достижения и поддержания  качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных  или предлагаемых требований потребителя  на внутреннем рынке, пока достаточно сложно. Кроме того, большинство  промышленных предприятий России на сегодняшний момент не могут обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет  достигнуто. 

      1.2. ОБЩАЯ СХЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

    Различают два понятия: технический уровень  продукции и уровень качества продукции, как более широкое понятие.

    Оценка  уровня качества продукции - это совокупность операций включающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции. Технический уровень продукции - относительная характеристика качества продукции.

    В международных  стандартах нет понятия "технический  уровень", поэтому в них отсутствует  определение этого понятия.

    Согласно  ГОСТ 15467 - 91 под оценкой технического уровня продукции понимается совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое  совершенствование оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей и сопоставление  их с базовыми.

    Под уровнем качества изделия понимаются относительные характеристики качества (или его обобщенная характеристика) по сравнению с совокупностью  базовых показателей, в качестве которых используются показатели перспективных  образцов, аналогов и стандартов. Под  аналогом подразумевается образец  серийного производства устройства, принцип действия, функциональное назначение, масштабы производства и условия применения которого те же, что и у проектируемого изделия.

    Оценка  технического уровня заключается в  установлении соответствия продукции  мировому, региональному, национальному  уровням или уровня отрасли. Соответствие оцениваемой продукции мировому уровню (или другим) устанавливается  на основании сопоставления значения показателей технического совершенства продукции и базовых образцов.

    Базовый образец - это образец продукции, представляющий передовые научно- технические  достижения и выделяемый из группы аналогов оцениваемой продукции.

    В результате оценки продукцию относят к одному из трех уровней:

    • Превосходит мировой уровень;
    • Соответствие мировому уровню;
    • Уступает мировому уровню.

    Результат оценки используют при разработке новой (модернизированной) продукции: обоснований, требований, закладываемых в техническое задание и нормативную документацию; принятие решения о постановке продукции на производство; обоснование целесообразности замены или снятия продукции с производства; формирование предложений по экспорту и импорту.

    Этапы оценки технического уровня продукции  включает:

    1) Определение номенклатуры показателей, необходимой для оценки.

    Номенклатура  показателей должна обеспечивать сопоставимость различных образцов одного вида, т. е. образцов продукции одного названия и области применения. Номенклатуру устанавливают исходя из целей оценки с учетом показателей, указанных  в международных, национальных, зарубежных и отечественных стандартах, каталогах, проспектах, патентной и конъюнктурной  экономической документации и т. п.

    Номенклатура  показателей включает классификационные  и оценочные показатели. Классификационные  показатели характеризуют назначение и область применения данного  вида продукции. Исходя из значений этих показателей, образцы, имеющиеся на мировом рынке, относят к группе аналогов оцениваемой продукции. Для  последующего сопоставления оцениваемого и базового образцов они не используются, так как не характеризуют качество продукции. К ним относятся: качественные признаки, определяющие типоразмер продукции  или ее класс.

    Оценочные показатели применяются непосредственно  для сопоставления оцениваемого образца с базовым и характеризуют потребительские свойства, надежность, безопасность, экономичность, экологические свойства.

    2) Формирование группы аналогов и установление значений их показателей. Все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны быть идентичны по назначению и области применения, т.е. должны иметь одинаковые значения классификационных показателей. 
     

    В группу входят:

    - при  оценке разрабатываемой продукции  - перспективные и экспериментальные  образцы, поступление которых  на мировой рынок прогнозируется  на период выпуска оцениваемой  продукции;

    - при  оценке выпускаемой продукции  - образцы, реализуемые на мировом  рынке, значения показателей которых  устанавливаются на основе имеющейся на них документации и (или) по результатам испытаний.

    3) Выделение базовых образцов из группы аналогов. В качестве базовых образцов выделяют лучшие из группы аналогов на основе метода попарного сопоставления последовательно всех аналогов по значениям оценочных показателей.

    Выделение базовых образцов на основе метода попарного сопоставления аналогов осуществляется следующим образом:

    - аналог  не может быть признан образцом  и исключается из последующих  сопоставлений, если он уступает  другому аналогу по совокупности  оценочных показателей, т.е.уступает другому аналогу хотя бы по одному показателю, не превосходя его ни по каким из остальных;

    - оба  аналога остаются для дальнейшего  сопоставления с другими, если  по одним показателям лучше  первый аналог, а по другим - второй, при этом значение некоторых  показателей у аналогов могут  совпадать.

    В результате попарного сопоставления аналогов остаются аналоги, каждый из которых не уступает ни одному из оставшихся по совокупности оценочных показателей. Оставшиеся аналоги и являются базовыми образцами.

    4). Сопоставление оцениваемого образца с базовыми - осуществляется поэтапно. На первом этапе проверяют соответствие продукции и значение ее показателей международным стандартам, включая ограничения по показателям безопасности, экологии и т.п.; стандартам, техническим условиям и т.д. на продукцию. Продукция, не соответствующая любому из этих требований, признается уступающей мировому уровню. При выполнении указанных требований переходят ко второму этапу.

Информация о работе Оценка качества продукции