Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 13:53, дипломная работа
В России с древних времен выпечка хлеба считалась почетным и ответственным делом. Во многих поселениях были хлебные избы для приготовления хлеба. В Москве самыми крупными в XII веке были избы в районе нынешнего Нового Арбата, в Измайлове и Кремле. Тяжелый труд пекарей Древнего Рима почти не отличался от изнурительного труда булочников царской России. И только в начале XX века начала создаваться отечественная хлебопекарная промышленность. Сегодня это тысячи хлебозаводов, оснащенных современным оборудованием. В настоящее время хлебопечение в России является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности.
Введение
1 Раздел по товароведению и экспертизе потребительских товаров
1.1 Аналитический обзор литературы
1.1.1 Общие сведения о хлебе
1.1.2 Сырье, применяемое в хлебопечении ржано-пшеничного хлеба
1.1.3 Производство хлеба
1.1.4 Ассортимент ржано-пшеничного хлеба
1.1.5 Требования к качеству ржано-пшеничного хлеба
1.1.6 Дефекты хлеба
1.1.7 Хранение хлеба, упаковка
1.1.8 Идентификация и фальсификация ржано-пшеничного хлеба
1.2 Экспериментальный раздел по товароведению и экспертизе потреби-тельских товаров
1.2.1 Расчет ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине «Универсам»
1.2.2 Контроль качества хлеба из ржано-пшеничной муки от разных произ-водителей
1.2.3 Отбор проб
1.2.4 Органолептические методы исследования
1.2.5 Физико-химические методы исследования
1.2.5.1 Определение влажности
1.2.5.2 Определение кислотности
1.2.5.3 Определение пористости
2 Раздел по экономике торгового предприятия
2.1 Расчет конкурентоспособности Бородинского хлеба от разных произво-дителей
3 Раздел по торгово-технологическому оборудованию
3.1 Хлеборезка МХР-180
4 Раздел по безопасности труда
4.1 Состояние безопасности и условий труда в магазине «Универсам»
Заключение
Список литературы
Приложение
Органолептические показатели: от светло-коричневого до темно-коричневого цвета со средней пористостью.
Физико-химические показатели: средняя пористость (49-54 %), высокая кислотность (10-11 %), содержание белка от 6,5 до 7,5 %.
Ассортиментная фальсификация хлеба происходит за счет: подмены хлеба, выработанного из одного сорта муки другим, одного вида хлеба другим.
Качественная фальсификация хлеба может достигаться следующими приемами: повышенным содержанием воды; добавлением других сортов муки; введением пищевых добавок – улучшителей муки; заменой дрожжей на химические разрыхлители; введением пищевых красителей; недовложением ценных компонентов (масла, яиц, сахара и др.), предусмотренных рецептурой; заменой дорогих ценных компонентов более дешевыми (маргарина – растительным маслом и т.п.); несоблюдением технологических параметров производства хлеба; добавлением консервантов, антибиотиков.
Новым видом фальсификации является введение различных химических разрыхлителей, которые усиливают выделение углекислого газа, после чего не нужно долго проводить процесс брожения теста вообще либо можно значительно его сократить.
Количественная фальсификация хлеба (недовес) – это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.
Информационная фальсификация хлеба – это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.
Этот
вид фальсификации
Так
же может осуществляться подмена
сертификатов соответствия, сопроводительных
документов.
Ассортимент товаров – совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.
При изучении ассортимента проводят расчет ряда коэффициентов и на основании полученных данных делают выводы.
1) Коэффициент полноты – отношение числа разновидностей товара, находящегося в продаже, к числу товаров, предусмотренных договорным обязательством (ассортиментным перечнем).
Коэффициент полноты вычисляют по формуле:
Qф
Кп = ------- ,
Qн
где Qф – фактическое количество разновидностей товаров в момент
проверки;
Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных
обязательным ассортиментным перечнем.
2) Коэффициент устойчивости – отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп.
Коэффициент устойчивости вычисляют по формуле:
Ку = Qф1 + Qф2 + … + Qфn / Qн × n,
где Qф1, Qф2 … Qфn – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Qн – количество разновидностей товаров, предусмотренных обязательным ассортиментным перечнем;
n – число проверок.
3) Новизна ассортимента – замена находящихся в продаже товаров изделиями с более высокими потребительскими свойствами.
Коэффициент новизны определяют по формуле:
Н
Кн = -------- ,
Qф
где Н – количество новых разновидностей товаров в продаже;
Qф – фактическое количество разновидностей товаров имеющегося в продаже.
Расчет производили по наличию ассортимента ржано-пшеничного хлеба в магазине «Универсам».
Ассортиментный перечень составляет 4 наименования.
Было проведено 3 проверки: 01.03.04, 01.04.04, 01.05.04.
Кп1 = 3/4 =0,83
Кп2 = 2/4 = 0,5
Кп3 = 2/4 = 0,5
Результаты
расчетов полноты занесены в таблицу
Таблица
Результаты расчетов полноты ассортимента
Торговое предприятие | Наименование товара | Полнота ассортимента | ||
Кп1
01.03.04 |
Кп2
01.04.04 |
Кп3
01.05.04 | ||
Магазин «Универсам» | Ржано-пшеничный хлеб | 0,83 | 0,5 | 0,5 |
Вывод: Полнота ассортимента не соответствует ассортиментному перечню данного магазина, следовательно спрос покупателей полностью не удовлетворяется.
Ку = (3 + 2 + 2) / 4 × 3 = 0,58
Результаты занесены в таблицу
Таблица
Торговое предприятие | Наименование товара | Количество наименований товаров по результатам проверок | Количество товаров по ассортиментному перечню | Устойчивость ассортимента | ||
Qф1
01.03.04 |
Qф2
01.04.04 |
Qф3
01.05.04 | ||||
Магазин «Универсам» | Ржано-пшеничный хлеб | 3 | 2 | 2 | 4 | 0,58 |
Вывод: Коэффициент устойчивости меньше единицы, следовательно, ассортимент Ржано-пшеничного хлеба в данном магазине неустойчив.
разных производителей
Для проведения контроля возьмем два образца Бородинского формового хлеба от производителей:
Бородинский хлеб должен вырабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ 2077-84. Хлеб ржаной, ржано-пшеничный и пшенично-ржаной. Общие технические условия. Массой у формового – 0,50-1,00 кг.
У
Бородинского формового хлеба производства
ОАО «Хлебодар» производитель указывает
массу 0,45 кг, что не соответствует требованиям
ГОСТ 2077-84. У Бородинского формового хлеба
ЧП Белов производитель указывает массу
0,40 кг, что также не соответствует ГОСТ
2077-84.
1.2.3 Отбор проб
Правила приемки
Продукцию принимают партиями. Партией в торговой сети считают хлеб одного наименования полученный по одной товарно-транспортной накладной.
Показатели: форму, поверхность, цвет и массу контролируют на 2-3 лотках от каждой вагонетки, контейнера или стеллажа; 10% изделий от каждой полки.
Результаты контроля распространяют на вагонетку, контейнер, стеллаж, полку, от которых отбиралась продукция. При получении неудовлетворительных результатов проводят сплошной контроль (разбракование).
Для контроля органолептических показателей (кроме формы, поверхности и цвета) и физико-химических показателей составляет представительную выборку способом «россыпью» в соответствии с ГОСТ 18321-73.
Объем представительной выборки определяют следующим образом. В процессе выработки партии изделий на предприятии или партии поступившей в торговую сеть, из вагонеток, контейнеров, стеллажей, полок, корзин, лотков или ящиков отбираю отдельные изделия в количестве 0,2% всей партии, но не менее 5 шт. – при массе отдельного изделия от 1 кг до 3 кг.
Результаты анализа представительной выборки распространяются на партию.
Методы отбора образцов и подготовка их к анализу
Для
контроля органолептических и физико-
Для контроля органолептических показателей (кроме формы, поверхности и цвета), а также наличия посторонних включений, хруста от минеральной примеси, признаков болезней и плесени от представительной выборки отбирают 5 единиц продукции.
Для контроля физико-химических показателей от представительной выборки отбираю лабораторный образец в количестве 1 шт. – для весовых и штучных изделий массой более 400 г. и анализируют совместно с предприятием-изготовителем.
При проверке качества изделий контролирующими организациями отбирают 3 лабораторных образца.
При проверке торговой сети лабораторные образцы упаковывают в бумагу, обвязывают шпагатом, пломбируют или опечатывают. Два из них отправляют в лабораторию контролирующей организации, третий - лабораторию предприятия-изготовителя продукции.
В лаборатории контролирующей организации анализируют один образец, второй, упакованный, хранят на случай возникновения разногласий в оценке качества.
Лабораторные образцы должны сопровождаться актом отбора, в котором указывают:
наименование изделия;
наименование предприятия изготовителя;
дату и место отбора образцов;
объем и номер партии;
время выемки изделий из печи или время начала и конца выпечки партии;
показатели, по которым анализируют образцы;
фамилии и должности лиц, отобравших образцы.
Физико-химические показатели определяют в течение установленных сроков реализации продукции не ранее, чем через три часа.
Методы определения массы
При
определении массы изделия