Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 22:43, курсовая работа
Целью данной работы является анализ себестоимости продукции основного производства и разработка практических рекомендаций по ее снижению на предприятии на примере ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод». Достижение поставленной цели определяет решение следующих задач:
— рассмотреть понятие себестоимости и ее структуру;
— раскрыть основные задачи и направления анализа себестоимости продукции;
— изучить методику проведения анализа себестоимости;
— дать общую характеристику и рассмотреть экономическую деятельность предприятия ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;
— провести анализ затрат по элементам ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;
— провести анализ себестоимости по видам продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;
Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции………………. 5
1.1 Понятие себестоимости товаров и ее структура………………….….. 5
1.2 Основные задачи и направления анализа себестоимости продукции…. 9
1.3 Методика проведения анализа себестоимости………………………….. 11
2 Экономическая оценка себестоимости продукции основного производства ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» …………………………
17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ……………………………………………………………….
17
2.2 Анализ затрат по элементам ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»…….. 23
2.3 Анализ себестоимости по видам продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ……………………………………………………………….
26
2.4 Факторный анализ затрат ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»………... 28
3 Резервы и рекомендации по снижению себестоимости продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ………………...……………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников………………………………………… 43
Анализ себестоимости товаров по видам продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» показал, что в 2008 году завод делал акцент в производстве на сыр «Российский» 45 % жирности, производя его на цену себестоимости в размере 106074,56 тыс. руб., что в структуре производства составляет 30,21%. На втором месте по производству стоит молоко коровье пастеризованное нормализованное 2,5% жирности в полиэтиленовых пакетах 1 литр, составляя 23,68% от всего производства. Меньше всего производится на заводе биопростокваша 2,5 % жирности, в полистироловых стаканчиках по 500гр. на сумму 5266,86 тыс. руб., что в структуре составляет 1,5%.
Анализируя
изменения в производстве товаров
к 2010 году, видно, что за два года
на предприятии снизилось
Между тем, в 2010 году увеличилось производство таких позиций, как масло коровье «Крестьянское» сладкосливочное несоленое, сметана 15% и 20% жирности, молоко коровье пастеризованное и йогурт молочный полужирный ароматизированный 2,5% жирности. Особенно увеличилось производство молока коровьего пастерилизованного на 48876,78 тыс. руб. или на 6,72%. Удельный вес себестоимости производства молока в структуре всего производства составляет 30,40%.
Также
значительно увеличилось
Такое
значительное изменение в структуре
производства частично повлияло на то,
что в 2010 году предприятие снизило
себестоимость продукции и
2.4
Факторный анализ затрат ЗАО «Тбилисский
Маслосырзавод»
Факторный
анализ затрат предприятия позволяет
выявить причины изменения
Обобщающим
показателем себестоимости
Таблица 5 — Данные для расчета факторного анализа показателя «Затраты на 1 рубль реализованной продукции», тыс. руб.
Показатель | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонение, +/- | Темп роста, % |
Выручка от реализации товаров, тыс.руб. | 377658 | 466182 | 480688 | +103030 | 127,28 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | 351124 | 429440 | 434286 | +83162 | 123,68 |
Затраты на
1рубль реализованной |
0,93 | 0,92 | 0,90 | -0,03 | 96,77 |
Затраты на рубль товарной продукции предприятия ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» являются весьма высокими. Так, в 2008году они составили 93 копейки на 1 руб. получаемой выручки, а в 2010 году данный показатель несколько снизился, всего лишь на 3 копейки, составив 90 копеек на 1 рубль получаемой выручки.
Методом
цепной подстановки определим влияние
изменения себестоимости и
Проанализируем влияние факторов на изменение затрат на 1рубль реализованной продукции. К таким факторам относятся выручка от реализации товаров и себестоимость реализованной продукции. Данные для расчёта приведены в таблице 4.
Анализируемый показатель в 2010 году в целом снизился на 0,03 руб./руб. по отношению к 2008 году, в том числе за счет изменения:
— увеличения себестоимости реализованной продукции в 2010 году:
— увеличения выручки от реализации товаров в 2010 году:
Итак, вследствие роста себестоимости продукции, затраты на 1 рубль реализованной продукции выросли на 0,22руб. или на 22%. За счет роста выручки от продаж затраты на 1 рубль реализованной продукции сократились на 0,20 руб. или на 20%. Совместное влияние факторов привело к снижению затрат на 1 рубль товарной продукции на 0,02, или на 2%. Выявленная тенденция является положительной.
Далее проведем факторный анализ влияния себестоимости продукции на прибыль предприятия. Данные для расчёта приведены в таблице 6.
Таблица 6 — Данные для расчета факторного анализа влияния себестоимости продукции на прибыль предприятия, тыс. руб.
Показатель | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклонение, +/- | Темп роста, % |
Выручка от реализации товаров, тыс.руб. | 377658 | 466182 | 480688 | +103030 | 127,28 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | 351124 | 429440 | 434286 | +83162 | 123,68 |
Коммерческие расходы | 2853 | 4363 | 4869 | +2016 | 170,66 |
Прибыль от продаж | 23681 | 32379 | 41533 | +17852 | 175,38 |
Итак, прибыль от продаж в 2010 году увеличилась на 17852 тыс. руб. по отношению к 2008 году, в том числе за счет следующего изменения:
— увеличения выручки от реализованных товаров в 2010 году по отношению к 2008 году:
— увеличения себестоимости реализованной продукции в 2010 году:
— увеличения коммерческих расходов предприятия в 2010 году:
Исходя из данного расчета, можно сделать вывод, что темп роста выручки от реализации продукции опережает темпы роста себестоимости реализованной продукции и коммерческих расходов предприятия, что привело к увеличению прибыли от продаж продукции в 2010 году по сравнению с 2008 годом.
Итак,
на увеличение прибыли от продаж в 2010
году повлияли: снижение в структуре
себестоимости реализованной
3
Резервы и рекомендации по
снижению себестоимости
Основными источниками резервов снижения себестоимости являются:
—
увеличение ее производства за счет более
полного использования
— сокращения затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования материалов, электроэнергии, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.
Наиболее
важным фактором уменьшения себестоимости
сравнимой продукции является применение
более прогрессивных норм расхода
материальных ресурсов и трудовых нормативов,
что, в свою очередь, зависит: от своевременности
и полноты проведения организационно-технических
мероприятий; от внедрения новой, прогрессивной
техники и технологии, механизации
и автоматизации
Решающим
условием снижения себестоимости служит
непрерывный технический
Серьезным резервом снижения себестоимости продукции для ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» является расширение специализации. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.
Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» снижаются затраты на заработную плату рабочих.
Увеличение
выработки продукции на одного рабочего
может быть достигнуто за счет осуществления
организационно-технических
В первом случае, когда изменяются нормы выработки и расценки, ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод».
Во
втором случае, когда установленные
нормы выработки и расценки не
изменяются, величина затрат на заработную
плату рабочих в себестоимости
единицы продукции не уменьшается.
Но с ростом производительности труда
увеличивается объем
Информация о работе Анализ по снижению себестоимости продукции