Анализ по снижению себестоимости продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ себестоимости продукции основного производства и разработка практических рекомендаций по ее снижению на предприятии на примере ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод». Достижение поставленной цели определяет решение следующих задач:
— рассмотреть понятие себестоимости и ее структуру;
— раскрыть основные задачи и направления анализа себестоимости продукции;
— изучить методику проведения анализа себестоимости;
— дать общую характеристику и рассмотреть экономическую деятельность предприятия ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;
— провести анализ затрат по элементам ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;
— провести анализ себестоимости по видам продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции………………. 5
1.1 Понятие себестоимости товаров и ее структура………………….….. 5
1.2 Основные задачи и направления анализа себестоимости продукции…. 9
1.3 Методика проведения анализа себестоимости………………………….. 11
2 Экономическая оценка себестоимости продукции основного производства ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» …………………………
17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ……………………………………………………………….
17
2.2 Анализ затрат по элементам ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»…….. 23
2.3 Анализ себестоимости по видам продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ……………………………………………………………….
26
2.4 Факторный анализ затрат ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»………... 28
3 Резервы и рекомендации по снижению себестоимости продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ………………...……………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников………………………………………… 43

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 103.03 Кб (Скачать)
 

     Анализ  себестоимости товаров по видам  продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» показал, что в 2008 году завод делал акцент в производстве на сыр «Российский» 45 % жирности, производя его на цену себестоимости в размере 106074,56 тыс. руб., что в структуре производства составляет 30,21%. На втором месте по производству стоит молоко коровье пастеризованное нормализованное 2,5% жирности в полиэтиленовых пакетах 1 литр, составляя 23,68% от всего производства. Меньше всего производится на заводе биопростокваша 2,5 % жирности, в полистироловых стаканчиках по 500гр. на сумму 5266,86 тыс. руб., что в структуре составляет 1,5%.

     Анализируя  изменения в производстве товаров  к 2010 году, видно, что за два года на предприятии снизилось производство по таким позициям, как сыр «Российский», сыр «Славянский», биопростокваши и  напитка кисломолочного «Тонус». Это  произошло главным образом из-за увеличения конкуренции на рынке  производимой продукции, изменения  в ценовой политике государства  и изменения в достатке населения  Краснодарского края. Особенно снизилось  производство сыра «Российского» на 49356,81 тыс. руб. или на 17,15%.

     Между тем, в 2010 году увеличилось производство таких позиций, как масло коровье  «Крестьянское» сладкосливочное несоленое, сметана 15% и 20% жирности, молоко коровье  пастеризованное и йогурт молочный полужирный ароматизированный 2,5% жирности. Особенно увеличилось производство молока коровьего пастерилизованного на 48876,78 тыс. руб. или на 6,72%. Удельный вес себестоимости производства молока в структуре всего производства составляет 30,40%.

     Также значительно увеличилось производство сметаны на 36421,94 тыс. руб., составив в 2010 году 20,87% и йогурта молочного  ароматизированного на 23622,42 тыс. руб., который в структуре составляет 8,35%.

     Такое значительное изменение в структуре  производства частично повлияло на то, что в 2010 году предприятие снизило  себестоимость продукции и получило больше прибыли от продаж. 

     2.4 Факторный анализ затрат ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» 

     Факторный анализ затрат предприятия позволяет  выявить причины изменения общей  суммы себестоимости товарной продукции  и отдельных ее элементов. Факторный  анализ позволяет определить резервы  и пути снижения себестоимости продукции[15, с. 328].

     Обобщающим  показателем себестоимости продукции, выражающим эффективность затрат, является уровень затрат на 1 рубль произведенной  продукции. Прежде всего, определим  данный показатель, проанализируем его  динамику и дадим оценку повлиявшим на него факторам. Рассчитаем показатели «Затраты на 1 рубль реализованной продукции» ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» и представим, сведя в таблицу 5. 

     Таблица 5 — Данные для расчета факторного анализа показателя «Затраты на 1 рубль реализованной продукции», тыс. руб.

Показатель 2008г. 2009г. 2010г. Отклонение, +/- Темп роста, %
Выручка от реализации товаров, тыс.руб. 377658 466182 480688 +103030 127,28
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 351124 429440 434286 +83162 123,68
Затраты на 1рубль реализованной продукции, руб. 0,93 0,92 0,90 -0,03 96,77
 

     Затраты на рубль товарной продукции предприятия  ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» являются весьма высокими. Так, в 2008году они составили 93 копейки на 1 руб. получаемой выручки, а в 2010 году данный показатель несколько снизился, всего лишь на 3 копейки, составив 90 копеек на 1 рубль получаемой выручки.

     Методом цепной подстановки определим влияние  изменения себестоимости и выручки  от продаж на затраты на рубль реализованной  продукции. Метод цепных подстановок — постепенная замена базисной величины каждого показателя на фактическую в отчетном периоде. Этот метод позволяет определить влияние отдельных факторов на изменение величины результативного показателя.

     Проанализируем  влияние факторов на изменение затрат на 1рубль реализованной продукции. К таким факторам относятся выручка от реализации товаров и себестоимость реализованной продукции. Данные для расчёта приведены в таблице 4.

     

     

     

     

     Анализируемый показатель в 2010 году в целом снизился на 0,03 руб./руб. по отношению к 2008 году, в том числе за счет изменения:

     — увеличения себестоимости реализованной продукции в 2010 году:

     

     — увеличения выручки от реализации товаров в 2010 году:

     

     Итак, вследствие роста себестоимости  продукции, затраты на 1 рубль реализованной  продукции выросли на 0,22руб. или  на 22%. За счет роста выручки от продаж затраты на 1 рубль реализованной  продукции сократились на 0,20 руб. или на 20%. Совместное влияние факторов привело к снижению затрат на 1 рубль товарной продукции на 0,02, или на 2%. Выявленная тенденция является положительной.

     Далее проведем факторный анализ влияния  себестоимости продукции на прибыль  предприятия. Данные для расчёта приведены в таблице 6.

     Таблица 6 — Данные для расчета факторного анализа влияния себестоимости продукции на прибыль предприятия, тыс. руб.

Показатель 2008г. 2009г. 2010г. Отклонение, +/- Темп роста, %
Выручка от реализации товаров, тыс.руб. 377658 466182 480688 +103030 127,28
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 351124 429440 434286 +83162 123,68
Коммерческие  расходы 2853 4363 4869 +2016 170,66
Прибыль от продаж 23681 32379 41533 +17852 175,38
 

     

     

     

     

     

     Итак, прибыль от продаж в 2010 году увеличилась  на 17852 тыс. руб. по отношению к 2008 году, в том числе за счет следующего изменения:

     — увеличения выручки от реализованных  товаров в 2010 году по отношению к 2008 году:

     

     — увеличения себестоимости реализованной продукции в 2010 году:

     

     — увеличения коммерческих расходов предприятия  в 2010 году:

     

     Исходя  из данного расчета, можно сделать  вывод, что темп роста выручки  от реализации продукции опережает  темпы роста себестоимости реализованной продукции и коммерческих расходов предприятия, что привело к увеличению прибыли от продаж продукции в 2010 году по сравнению с 2008 годом.

     Итак, на увеличение прибыли от продаж в 2010 году повлияли: снижение в структуре  себестоимости реализованной продукции, увеличение объема и изменение структуры  выполненных работ. На уменьшение прибыли  повлияло увеличение коммерческих расходов предприятия. 
 

     3 Резервы и рекомендации по  снижению себестоимости продукции  ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» 

     Основными источниками резервов снижения себестоимости  являются:

     — увеличение ее производства за счет более  полного использования производственной мощности предприятия;

     — сокращения затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования материалов, электроэнергии, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного  брака и т.д.

     Наиболее  важным фактором уменьшения себестоимости  сравнимой продукции является применение более прогрессивных норм расхода  материальных ресурсов и трудовых нормативов, что, в свою очередь, зависит: от своевременности  и полноты проведения организационно-технических  мероприятий; от внедрения новой, прогрессивной  техники и технологии, механизации  и автоматизации производственных процессов; от улучшения организации  производства и труда

     Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная  механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных  видов материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции [8, c. 94].

     Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  для ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» является расширение специализации. Снижение себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и удельный вес заработной платы в структуре себестоимости.

     Успех борьбы за снижение себестоимости решает, прежде всего, рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в  определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда  на ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» снижаются затраты на заработную плату рабочих.

     Увеличение  выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто за счет осуществления  организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти  и за счет перевыполнения установленных  норм выработки без проведения организационно-технических  мероприятий. Нормы выработки и  расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

     В первом случае, когда изменяются нормы  выработки и расценки, ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические мероприятия дают возможность рабочим с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снижать себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод».

     Во  втором случае, когда установленные  нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости  единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда  увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности  сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» значительная часть затрат — условно-постоянные расходы, это амортизация оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы, не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

Информация о работе Анализ по снижению себестоимости продукции