Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 22:43, курсовая работа
Целью данной работы является анализ себестоимости продукции основного производства и разработка практических рекомендаций по ее снижению на предприятии на примере ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод». Достижение поставленной цели определяет решение следующих задач:
— рассмотреть понятие себестоимости и ее структуру;
— раскрыть основные задачи и направления анализа себестоимости продукции;
— изучить методику проведения анализа себестоимости;
— дать общую характеристику и рассмотреть экономическую деятельность предприятия ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;
— провести анализ затрат по элементам ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;
— провести анализ себестоимости по видам продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»;
Введение……………………………………………………………………….. 3
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции………………. 5
1.1 Понятие себестоимости товаров и ее структура………………….….. 5
1.2 Основные задачи и направления анализа себестоимости продукции…. 9
1.3 Методика проведения анализа себестоимости………………………….. 11
2 Экономическая оценка себестоимости продукции основного производства ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» …………………………
17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ……………………………………………………………….
17
2.2 Анализ затрат по элементам ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»…….. 23
2.3 Анализ себестоимости по видам продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ……………………………………………………………….
26
2.4 Факторный анализ затрат ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод»………... 28
3 Резервы и рекомендации по снижению себестоимости продукции ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» ………………...……………………………..
32
Заключение…………………………………………………………………….. 41
Список использованных источников………………………………………… 43
В процессе анализа затрат на 1 руб. объема продукции необходимо выяснить, как они изменяются по сравнению с предыдущим отчетным периодом. Уровень затрат на 1 руб. объема продукции за предыдущий и отчетный период можно исчислить по данным формы № 1-предприятие и № 5-з.
На
изменение уровня затрат на 1 руб. продукции
могут оказать влияние
— изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции,
— изменение себестоимости отдельных видов продукции,
— изменение оптовых цен на продукцию.
Влияние факторов на изменение затрат на 1 руб. продукции можно установить способом цепной подстановки.
Остальные
встречающиеся на практике показатели
себестоимости можно
— по составу учитываемых расходов - цеховая, производственная, полная себестоимость;
— по длительности расчетного периода — месячная, квартальная, годовая, за ряд лет;
— по характеру данных, отражающих расчетный период,- фактическая (отчетная), плановая, нормативная, проектная (сметная), прогнозируемая;
— по масштабам охватываемого объекта - цех, предприятие, группа предприятий, отрасль, промышленность и т.п.
Выявление
резервов снижения себестоимости должно
опираться на комплексный технико-
Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия. Общественные издержки производства - это совокупность живого и овеществленного труда, находящая выражение в стоимости продукции.
Издержки предприятия состоят из всей суммы расходов предприятия на производство продукции и ее реализацию. Эти издержки, выраженные в денежной форме, называются себестоимостью и являются частью стоимости продукта. В нее включают стоимость сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других предметов труда, амортизационные отчисления, заработная плата производственного персонала и прочие денежные расходы. Снижение себестоимости продукции означает экономию овеществленного и живого труда и является важнейшим фактором повышения эффективности производства, роста накоплений.
Наибольшая
доля в затратах на производство промышленной
продукции приходится на сырье и
основные материалы, а затем на заработную
плату и амортизационные
Себестоимость
продукции находится во взаимосвязи
с показателями эффективности производства.
Она отражает большую часть стоимости
продукции и зависит от изменения
условий производства и реализации
продукции. Существенное влияние на
уровень затрат оказывают технико-
2
Экономическая оценка
2.1
Организационно-экономическая
ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» расположен по адресу: 352360, Российская Федерация, Краснодарский край, ст. Тбилисская, ул.. Водопроводная, 22.
ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» построен в 1954 г. До этого, в довоенное и послевоенное время, молоко, получаемое в основном от частного сектора, перерабатывалось на сливки, которые отправлялись на Александровский сырзавод Ладожского района. Полученное отсепарированное обезжиренное молоко перерабатывалось на сыр обезжиренный, который шел на заводы плавсыров. Из-за бездорожья в районе существовала сеть сепараторных отделений, которые принимали и сепарировали молоко, по нормам возвращали его сдатчикам, а из остального вырабатывали сыр обезжиренный и казеин. Завод располагался у подножья горы, вблизи реки Кубань, а потом по улице Пионерской. Механизация на сепараторных отделениях и на заводе была очень слабой. До 1962 года в зимнее время велась заготовка льда, который служил единственным источником охлаждения молока и продукции. В то время на заводе вырабатывалась продукция: сыр, масло, мороженное, сухой молочный сахар, казеин, брынза. Молоко фляжное ненормализованное вырабатывалось в незначительном количестве для общественного питания, а так же для больниц. С каждым годом приток сырья на завод увеличивался и оснащенность предприятия энергетическими перерабатывающими мощностями росла.
На сегодняшний день ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» выпускает следующие виды продукции: сыры «Российский» и «Славянский», масло крестьянское, сметана, йогурт, биопростокваша, кисломолочный напиток «Тонус». В настоящее время завод производит ежегодно около 1200 тонн сыров, 1100 тонн сметаны, 500 тонн йогурта и 400 тонн масла.
Согласно действующего устава, основными видами деятельности маслосырзавода являются:
— производство, переработка и сбыт молочной продукции;
— организация собственной сети магазинов и торговых точек для продажи продукции;
—
осуществление товарно-
—
производство и реализация товаров
народного потребления и
— оказание транспортных услуг населению и юридическим лицам;
— другие виды деятельности, определенные уставом ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод», а так же не запрещенные законодательством РФ.
За период работы в свободных рыночных условиях завод достиг определенных результатов: была значительно расширена сырьевая база, за счет увеличения потока молока был освоен выпуск новых видов продукции, которая прочно заняла место на рынке сбыта. Благодаря стабильной работе у завода оказалось достаточно средств на обновление и расширение производственной базы: был построен новый сыродельный цех, приобретено новое, имеющее большую потенциальную мощность, оборудование для производства цельномолочной продукции, приобретены охлаждающие площади, которые в течение полугода были приведены в состояние удобное для хранения и вызревания сыра.
Высшим органом управления ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» является Общее собрание акционеров, которое решает ряд исключительно важных для завода вопросов. Также в ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» имеется Наблюдательный совет, состоящий из 13 человек. Он осуществляет общее руководство деятельностью ЗАО, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к исключительной компетенции Общего собрания акционеров.
В основной цех ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод» входит приемно-аппаратный цех, где происходит переработка молока; цех цельномолочной продукции, который рассчитан на выработку йогурта, биопростокваши, кисломолочного напитка «Тонус», молока пастеризованного 2,5% жирности, сметаны 15% и 20% жирности; вторичный цех; сливкоцех; маслоцех; заквасочный цех.
Сыродельный цех рассчитан на выработку полутвёрдых сыров. В нем есть своя централизованная мойка оборудования.
Механический цех осуществляет снабжение завода паром, холодом, электрической энергией, водо- и воздухоснабжением.
Транспортный участок осуществляет деятельность по организации работы по доставке как сырья для производства продукции, так и конечной продукции потребителям в соответствии с установленным графиком работы.
Лаборатория проводит контроль качества сырья. Деятельность лаборатории осуществляется при условии соблюдения действующих санитарных и ветеринарных правил.
На предприятии отсутствует служба снабжения и сбыта и вся деятельность в этой области лежит на бухгалтерии. В отдел бухгалтерии входит бухгалтер отдела сбыта, который занимается выпиской продукции клиентам, составлением отчетов по реализации продукции за каждый день, за 15 дней, за месяц, за квартал и ведет расчеты с покупателями.
Бухгалтер материального отдела ведет учет расчетов с поставщиками товаров, учет материалов на складе, выписку материалов, учет основных средств. Бухгалтер по расчетам осуществляет работу с банком, выписку приходных и расходных кассовых ордеров, обработку путевых листов, выписку и учет доверенностей. Есть также на предприятии бухгалтер по расчетам с поставщиками молока, который ведет учет расчетов с поставщиками и учет поступления молока, учет и выписку вторичного сырья (сыворотки, обезжиренного молока, пахты) поставщикам сырья.
Необходимо отметить, что рабочее время нормировано, причем норматив устанавливается по каждому виду работы отдельно путем хронометражных наблюдений.
Для общей оценки экономического состояния предприятия, сгруппируем основные экономические показатели в таблице 2, делая основной акцент на таких данных, как выручка, себестоимость, стоимость основных средств, материальные затраты, прибыль от продаж, которые при наличии динамики отражают положительную отдачу вложенных средств. При получении убытка предприятие соответственно неэффективно использует свои ресурсы[9, с. 89]. Источниками информации для проведения сравнительных оценочных процедур является бухгалтерская финансовая отчетность за 3 отчетных периода.
Таблица 2 — Основные экономические показатели ЗАО «Тбилисский Маслосырзавод», тыс. руб.
Показатели | 2008г. | 2009г. | 2010г. | Отклоне-ние. +/- | Темп роста, % |
Выручка от реализации товаров, тыс.руб. | 377658 | 466182 | 480688 | +103030 | 127,28 |
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. | 351124 | 429440 | 434286 | +83162 | 123,68 |
Прибыль от продаж, тыс.руб. | 23681 | 32379 | 41533 | +17852 | 175,38 |
Среднегодовая стоимость оборотных фондов, тыс. руб. | 58317,5 | 76183 | 80170 | +21852,5 | 137,47 |
Стоимость материальных затрат, тыс. руб. | 28935 | 39071 | 18922 | -10013 | 65,39 |
Численность | 65 | 67 | 67 | +2 | 103,07 |
Фондоотдача, руб./руб. | 6,47 | 6,12 | 5,99 | -0,48 | 92,59 |
Фондоемкость, руб./руб. | 0,15 | 0,16 | 0,17 | +0,02 | 113,3 |
Материалоотдача, руб./руб. | 13,05 | 11,93 | 25,40 | +12,35 | 194,64 |
Производительность труда | 5810,12 | 6957,94 | 7174,45 | +1364,33 | 123,48 |
Затраты на
1рубль реализованной |
0,93 | 0,92 | 0,90 | -0,03 | 96,77 |
Рентабельность продаж %, | 6,27 | 6,94 | 8,64 | +2,37 | 137,80 |
Информация о работе Анализ по снижению себестоимости продукции