Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………….3
1. Гигиеническое содержание сна……………………………….………........6
2. Режим питания……………………………………………………………....9
3. Гигиеническое содержание бодрствования детей…………………….....16
4. Гигиенические требования при проведении занятий……………….......21
5. Прогулка………………………………………………………………........24
Заключение…………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...…………36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

       Детей 3-4 лет выводят за пределы участка сначала на 5-10, а затем на 20 мин. Уже в 4-5 лет дети при правильной организации экскурсии в хороший летний день могут совершать прогулки на расстояние 2-3 км, 5-7 лет - на 4-5 км (туда и обратно). Через каждые 20 мин ходьбы дети должны иметь кратковременный (3-5 мин) отдых, а в середине экскурсии в сухом тенистом месте - привал на 20-30 мин.5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

       Правильно составленный режим дня имеет  большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному  ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.

       Таким образом, режимные требования, установленные  в соответствии с задачами воспитания и возрастными особенностями  дошкольников, способствуют воспитанию здоровых, бодрых, деятельных и дисциплинированных детей и позволяют успешно решать задачи всестороннего развития и подготовки их к школе.

       Место, занимаемое той или иной деятельностью, и время, отведенное для нее в  режиме, определяется возрастом детей. Так, в младших группах значительное время отводится на бытовые процессы. Затем оно сокращается, а увеличивается время на другие виды деятельности (игра, труд, занятия).

       Игре  как основному виду деятельности дошкольников в детском саду отводится  много времени: до завтрака и после  него, в перерывах между занятиями, после дневного сна, на дневной и вечерней прогулке. Воспитатель должен создать детям условия для всех видов игр.

       Во  всех группах предусмотрено время  для занятий; длительность их постепенно увеличивается. Специальное время  отводится и для трудовой деятельности детей (уход за растениями и животными в утренние часы, занятия по труду, работа на участке и т. д.). От группы к группе она несколько возрастает, однако всегда занимает в режиме дня значительно меньшее место, чем игра и обучение.

       Дети  дошкольного возраста могут выполнять необходимый для их правильного развития режим дня только под руководством взрослых. Организаторам правильного режима в каждой возрастной группе является воспитатель. Он проводит постоянную кропотливую работу по приучению детей к выполнению режима, ведя их от первых шагов в усвоении режимных требований к известной самостоятельности. В первые три года жизни режим меняется несколько раз. Он должен быть подчинён основным задачам воспитания детей преддошкольного возраста: способствовать правильному росту и развитию, укреплению здоровья, развитию основных движений, становлению речевой функции.

       Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учётом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется всё  ещё лёгкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определённой неустойчивостью нервных процессов.

       Режим дня детей и подростков в соответствии с возрастными особенностями  включает следующие обязательные элементы:  

       • режим питания (интервалы между  приемами пищи и кратность питания);

       • время пребывания на воздухе в  течение дня;

       • продолжительность и кратность  сна;

       • продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных  учреждений, так и дома;

       • свободное время, возможность обеспечить двигательную активность ребенка по собственному выбору.

       Под режимом дня понимается рациональное чередование различных видов  деятельности и отдыха, что имеем  большое оздоровительное воспитательное значение. Правильно организованный режим дня способствует установлению физиологического равновесия организма со средой, в которой осуществляется воспитание и обучение, так как он основан на всестороннем учёте особенностей роста, развития, условий жизни ребёнка. Поскольку все процессы в организме носят ритмический характер, регулярность отдельных элементов режима и их чередование способствуют нормальному функционированию и чёткому взаимодействию всех органов и систем. Режим – основа нормальной жизнедеятельности ребёнка, он обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня, недели, года, предохраняет нервную систему от переутомления, повышает общую сопротивляемость организма, создаёт благоприятные условия для физического и психического развития.

       Рациональный, соответствующий возрастным особенностям детей режим дня позволяет чередовать различные виды деятельности, обеспечить оптимальный двигательный режим, в том числе на открытом воздухе, полноценный отдых, достаточной продолжительности сон, что способствует нормальному росту и развитию детей.

       Соблюдение  режима дня, начало и конец всех его элементов, видов деятельности всегда в одно и то же время приводят к возникновению у детей достаточно прочных условных рефлексов на время. Вследствие выработавшегося рефлекса на время организм ребёнка в каждый момент как бы подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, засыпание и т.д.) протекают с меньшей «физиологической стоимостью» (быстрее и легче). В этом основное гигиеническое значение соблюдения режима дня, сохранения жизненного стереотипа.

       Обязательным  законом жизни ребёнка является правильно построенный и постоянно  соблюдаемый режим дня.

       Правильно организованный режим дня создаёт  ровное, бодрое настроение, интерес  с учебной и творческой деятельности, играм, способствует нормальному развитию ребёнка.

       Педиатры  отмечают два ведущих для нормального  роста детей фактора режима дня.

       Первый  – адекватная физическая подвижность, обеспечивающая оптимальную механическую нагрузку на костно-мышечную систему  растущего организма ребёнка. Так, избыточная физическая нагрузка, например. При переносе тяжестей, тормозит рост. Поэтому важно постоянно контролировать режим жизни детей: не допускать ни низкой физической подвижности, ни занятий такими видами спорта или работы, которые могут вредно отразиться на развитии.

       Вторым  важным моментом режима дня является достаточность сна. Именно во сне  осуществляются все основные метаболические и клеточные перестройки, определяющие формирование скелета ребёнка.

       Недосыпание оказывает неблагоприятное влияние  на высшую нервную деятельность детей. При дефиците сна отмечаются резкие колебания настроения, значительно снижается работоспособность. Однако, как правило, эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению и невротическим расстройствам.

       Строгое соблюдение режима дня, начала и конца  всех составляющих его элементов  всегда в одно и то же время приводит к возникновению у детей прочных  условных связей, облегчающих переход от одной деятельности к другой. Организм ребенка в каждый отдельный отрезок времени как бы подготавливается к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все процессы (усвоение пищи, пробуждение, засыпание и пр.) протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, улучшает их аппетит, сон, работоспособность, способствует нормальному физическому развитию и укреплению здоровья. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

       1. 1. Павлов И. П. Полн. собр. соч. М., Изд-во АН СССР, 1952, т. III, кн. I, с. 239.

       2. Антропова М.В. Гигиена детей  и подростков : Учебник для уч-ся  мед. уч-щ / Антропова М.В. - М.: Медицина, 1977. - 334 с.: ил.

       3. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена:  Учебю для ин-тов и техн. физ. культ. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 368 с., ил.

       4. Смирнова Е.Т. Гигиенические условия  воспитания детей в дошкольных  учреждениях села. / Смирнова Е.Т. - М.: Просвещение, 1980. - 176 с.

       5. Чабовская А.П. Основы педиатрии  и гигиены детей дошкольного  возраста. / Чабовская А.П. - М.: Просвещение, 1980. - 222с.

Информация о работе Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка