Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………….3
1. Гигиеническое содержание сна……………………………….………........6
2. Режим питания……………………………………………………………....9
3. Гигиеническое содержание бодрствования детей…………………….....16
4. Гигиенические требования при проведении занятий……………….......21
5. Прогулка………………………………………………………………........24
Заключение…………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...…………36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

       Суточная  потребность детей в энергии  с возрастом меняется. Основное количество энергии человек получает из углеводов  пищи. Дети первых месяцев жизни  покрывают свои энергозатраты за счет углеводов и жиров молока. По мере роста детей основным источником энергии становятся углеводы.

       Белки служат пластическим материалом: входят в состав клеток, тканей, принимают  активное участие в образовании  ферментов, гормонов, антител, в кроветворении. При сгорании 1 г белка выделяется 4 ккал. Основное количество белка организм получает с пищей, и лишь незначительный процент его синтезируется за счет жиров и углеводов. Белки в основном содержатся в молоке, твороге, мясе, яйцах, рыбе, крупах и хлебе. Ценность белка прежде всего определяется составом входящих в него аминокислот: незаменимых и заменимых.

       Незаменимые (эссенциальные) аминокислоты жизненно необходимы организму, хотя в нем  не образуются и поступают только с пищей. К незаменимым аминокислотам относятся триптофтан, фенилаланин, лизин, метионин, валин, лейцин, изолейцин, треонин и гистидин.

       Заменимые аминокислоты могут синтезироваться  в организме, они дополняют действие незаменимых и тем самым повышают их ценность. Незаменимые аминокислоты в основном содержатся в продуктах животного происхождения, в связи с чем в суточных рационах предусмотрено не только общее количество белка, но и доля белка животного происхождения, которая составляет 70—75 % для детей раннего возраста, 60— 65 % для детей дошкольного возраста и не менее 50 % для школьников. Для ребенка раннего возраста очень ценны белки молочных продуктов, так как они легко перевариваются и ассимилируются в организме. С возрастом ребенка ассортимент продуктов, содержащих белки, постепенно расширяется.

       Жиры  в основном обеспечивают энергетические траты и участвуют во многих жизненно важных функциях организма: входят в  состав клеточных мембран, являются носителями жирорастворимых витаминов. Количество калорий, образующееся за счет жиров, должно составлять 40—50 % от суточной калорийности рациона детей раннего возраста и 30 % от рациона школьников. При сгорании 1 г жира выделяется 9 ккал. При определении необходимого количества жира важно предусмотреть долю жиров растительного происхождения, с которыми поступают полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК): линолевая, линоленовая и ара-хидоновая. Они необходимы для нормального транспорта липидов, влияют на проницаемость сосудов, регулируют отложение холестерина, связаны с обменом жирорастворимых витаминов. В организме ПНЖК не синтезируются и поступают только с пищей.

       Главным источником энергии являются углеводы. При сгорании 1 г углеводов высвобождается 3,75 ккал. Углеводы являются обязательной составной частью всех клеток и тканей, принимают участие в обмене веществ, способствуют нормальному окислению жиров и синтезу белков. Углеводы богаты клетчаткой, которая обеспечивает передвижение пищевых масс по кишечнику и тем самым способствует процессам пищеварения. Потребность в углеводах превышает потребность в белках и жирах в 4—5 раз. Таким образом, в рационе детей старше 1 года соотношение белков, жиров и углеводов определяется как 1:1:4—4,5. Существенных различий в потребности детей первого года жизни в углеводах при естественном и искусственном вскармливании не отмечается. Количество углеводов на протяжении 1-го года жизни составляет 12—14 мг на 1 кг массы тела,! что полностью удовлетворяет потребности организма. Очень важно предусмотреть качественную характери-1 стику углеводов, входящих в состав рациона ребенка.) Известно, что всасывание и утилизация такого углевода, как глюкоза (сахар), осуществляются очень быстро, всасывание ди- и полисахаридов происходит медленнее, так как они нуждаются в предварительной переработке в желудочно-кишечном тракте. Для поддержания постоянного уровня глюкозы в крови очень важно предусмотреть правильные соотношения этих углеводов.

       Обязательной  составной частью рациона ребенка  являются минеральные вещества. Они  входят в состав клеток и тканей, нужны для адекватного роста  и развития костной, мышечной, кроветворной и нервной тканей, а также для правильной работы органов пищеварения, так как повышают желудочную секрецию и желчевыделение, влияют на усвоение пищевых веществ. Минеральные вещества входят в состав ферментов, гормонов, участвуют в процессах обмена веществ, являются мощными стимуляторами или ингибиторами очень большого числа различных ферментных систем. Минеральные соединения удерживают на определенном уровне осмотическое давление крови, спинномозговой жидкости, лимфы, поддерживают постоянство рН крови и клеток и, следовательно, регулируют кислотно-основное состояние организма.

       При недостаточном поступлении в  организм тех или иных минеральных  веществ возникают тяжелые нарушения  различных видов обмена. Для растущего  детского организма особенно важно снабжение такими минеральными веществами, как кальций, фосфор, железо, магний.

       Вода  принимает участие во всех обменных процессах благодаря растворению  в ней многих химических веществ, осуществляет транспорт к тканям и клеткам необходимых для их жизнедеятельности веществ и уносит из клеток продукты обмена. Вода вместе с растворимыми в ней минеральными веществами обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Для ребенка вреден как избыток воды, так и ее недостаток. При избыточном введении жидкости происходит набухание клеток и тканей, увеличивается нагрузка на сердечно-сосудистую систему, почки. С избыточным количеством воды могут выводиться необходимые минеральные вещества и витамины. При недостаточном поступлении воды развивается сгущение крови, может повышаться температура тела, нарушаются процессы пищеварения. Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем младше ребенок, тем в большем количестве жидкости он нуждается. Так, ребенку первого полугодия жизни жидкости требуется 150-180 мл, ребенку второго полугодия – 100-130 мл, в возрасте 1-3 лет - 100 мл, 3-7 лет - 80 мл, а более старшим детям - 50 мл на 1 кг массы тела в сутки. Потребность ребенка в воде в основном удовлетворяется за счет жидкости, входящей в состав пищи. При достаточном объеме жидкости в пище потребность в дополнительном питье у ребенка грудного возраста невелика и составляет 50-70 мл в сутки. В жаркое время года она может возрастать до 150-200 мл в сутки.

       Важно, чтобы ребенок перед уходом в  детский сад не получал завтрак. Даже небольшое количество съеденной пищи вызывает в коре головного мозга заторможенность пищеварительного центра, вследствие чего аппетит снижается, от завтрака в детском саду ребенок отказывается или съедает его без удовольствия. Не получив нужного количества пищи во время завтрака, через 1-2 ч ребенок ощущает сильный голод; обед съедает с добавкой, переедает, а от полдника вновь отказывается. Из-за нарушения режима питания ребенок регулярно не получает необходимых питательных веществ, отстает в весе, работоспособность его ухудшается. Не следует принуждать ребенка есть. И психологу, и педагогам необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает, когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребенок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в деятельность этого тонкого устройства может вызвать серьезные эмоциональные трудности в развитии ребенка, которые, возможно, будут проявляться в течение всей жизни.

       Пониженный  аппетит (анорексия) - частое явление у детей, особенно раннего возраста. Анорексия нередко возникает в результате кормления ребенка против его желания, а также под воздействием какого-либо раздражителя (например, ожог рта слишком горячей пищей, резкие замечания взрослых во время еды и т. д.). В некоторых случаях анорексия сопровождается тошнотой и рвотой (особенно тогда, когда ребенка кормят насильно). Эти явления наблюдаются и у детей с ослабленной нервной системой в первые дни пребывания в дошкольном учреждении.

       Во  время приема пищи важно создать  спокойную, доброжелательную обстановку, поддержать у детей хорошее настроение. Не следует проявлять нетерпение, если ребенок ест медленно, запрещать во время еды обращаться с просьбой к товарищу или взрослому, делать частые замечания, объяснять, как себя вести за столом. (Навык поведения за столом при приеме пищи вырабатывается в процессе воспитания культуры поведения.) Это отвлекает, нервирует детей, снижает аппетит и отрицательно сказывается на усвоении организмом питательных веществ. График питания детей должен быть составлен таким образом, чтобы во время приема пищи в обеденном зале находилась только одна возрастная группа или класс.

         Чтобы дети получили удовольствие  не только от еды, но и  от общения со сверстниками  и взрослыми, лучше всего использовать  технологию семейного стола. Она  заключается в следующем:

        1. взрослые должны есть вместе  с детьми,

        2. за столом дети должны общаться,

       3. за столом должен быть глава,  хозяин, хозяйка и т. д.,

        4. манеры детей за столом обсуждению  взрослых не подлежат.

       Почему  за столом с детьми должен обязательно  сидеть взрослый? Чтобы создать дружескую  атмосферу, научить детей расслабляться, отдыхать. А еще своим примером он исподволь, ненавязчиво приучает детей к хорошим манерам, приходит на помощь в трудной для ребенка ситуации.

       Например, Танечка никак не может справиться с блинчиком с помощью вилки  и ножа. Заметив это, взрослый объясняет: "У нас дома блинчики любят есть руками. Я тоже. Вот так берем блинчик..."

         В ответ, как правило, благодарный  взгляд ребенка.

         Особо тщательной психологической  подготовки требует общение с  детьми во время еды. Хорошо  известно, что вести беседу за едой - это мастерство, научиться которому не так уж легко. Поэтому психологу нужно подобрать примерную тематику бесед для каждой возрастной группы детей. Главное - беседы не должны носить ни обучающего, ни назидательного характера. Разговор следует вести на нейтральные темы. Можно поговорить, например, о продуктах, из которых приготовлен обед, о том, что из еды детям больше всего нравится, поделиться впечатлениями о прошедшем отрезке дня и т. д.

         Как правило, вести разговор  начинает взрослый, но если кто-либо из детей перевел разговор на другую тему, то пусть так и будет. Быть выслушанным - право ребенка, которое непременно должно быть соблюдено при двух условиях:

        - если в это время во рту  у него нет пищи,

        - если он вступил в разговор, не перебив при этом другого сотрапезника.

         Роль воспитателя заключается  в контроле за соблюдением  этих условий, а также в том,  чтобы помочь ребенку довести  его мысль до конца.

       В каждой семье за столом свои порядки. В одной, например, можно, закончив еду, встать, поблагодарить и уйти. В другой - нужно дождаться всех. Подобные правила уже со средней группы должны устанавливаться с учетом мнения детей. Главное, эти правила должны быть детьми осознаны. Правил должно быть немного, чтобы дети могли держать их в памяти. Мы хотим напомнить, что имеем в виду правила культуры общения, а не манеру есть.

         Как и любые инструкции, правила  должны иметь четкие формулировки. Мы не приводим в книге примеры  принятых правил, поскольку условия  жизни, среды, национальных традиций, уровень культуры персонала могут быть разные. В принципе, правила разрабатываются применительно к возрасту и ситуации. Но один из запретов должен, полагаем мы, быть обязательным для всех.

         Это запрет обсуждать манеры  приема пищи, что не означает  вовсе, что можно попустительствовать бескультурью и делать вид, что не замечаешь, как ребенок ест, чавкая, ковыряет в зубах, раскачивается на стуле, крошит хлеб и т. п. В этом случае беседа с ребенком должна быть интимной - с глазу на глаз. Следует учесть также и культуру семьи, обратить внимание родителей на поведение ребенка.

         В заключение мы хотим отметить, что обеспечение психологического  комфорта во время приема пищи  под силу только коллективу  профессионалов, живущих в ногу  со временем и к тому же  искренне любящих своих воспитанников и учеников.2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Гигиеническая организация бодрствования детей 

         Дети, увлеченные интересной деятельностью  (занятия, игры и др.), долго  не чувствуют утомления. В иных  случаях короткие, но неправильно  организованные виды деятельности могут быть значительной нагрузкой для нервной системы ребенка, привести к быстрому утомлению. Учитывая это, при организации бодрствования ребенка, занятий, игр необходимо строго соблюдать гигиенические требования. Преодоление во время деятельности незначительного утомления для ребенка может быть полезным: оно способствует развитию подвижности и уравновешенности нервных процессов в коре головного мозга, тренирует нервную систему, повышает ее устойчивость и работоспособность.

       Организуя деятельность ребенка, надо учитывать не только возраст, но и состояние здоровья, индивидуальные особенности, а также его жизненный опыт. Дети первого, второго года жизни могут радостно и активно бодрствовать лишь тогда, когда они выспались, сыты, сухие, т. е. тогда, когда удовлетворены все их физиологические потребности. При первых признаках ухудшения настроения у ребенка первого и второго года жизни - его вялости, сонливости или перевозбуждении - занятия следует прекратить.

Информация о работе Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка