Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………….3
1. Гигиеническое содержание сна……………………………….………........6
2. Режим питания……………………………………………………………....9
3. Гигиеническое содержание бодрствования детей…………………….....16
4. Гигиенические требования при проведении занятий……………….......21
5. Прогулка………………………………………………………………........24
Заключение…………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...…………36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 178.00 Кб (Скачать)
align="justify">       Дети  старше 2 лет (первая младшая группа), которые не первый год посещают детское учреждение, могут заниматься непрерывной деятельностью в течение 15-25 мин. Однако следует помнить, что занятия, требующие неподвижного положения корпуса (рисование), напряженного внимания (слушание рассказа, сказки), могут продолжаться не более 7-10 мин, после чего с детьми проводят подвижные игры или физические упражнения.

       При установлении режима бодрствования  необходимо хорошо продумать чередование  видов деятельности. После занятий, игр, требующих значительного умственного и волевого напряжения, малоподвижного состояния, детям нужна деятельность подвижного характера, не связанная с большими усилиями. Спокойные игры после энергичных движений, сильного возбуждения являются для детей отдыхом. В группах, где проводятся ежедневно два или три занятия, надо строить их так, чтобы они были разними по сложности. Нельзя, например, в один день проводить занятия гимнастикой и лепкой. Для первого занятия дети должны переодеваться, а второе требует мытья рук, дощечек, уборки столов и т. д. При такой организации занятий дети перевозбуждаются, утомляются, настроение и самочувствие их ухудшаются.

       На  самочувствии сказываются и условия, в которых дети занимаются. Недостаточное  освещение, духота, неправильно подобранная  мебель могут вызвать у ребенка не только раннее утомление, но и нарушение зрения (близорукость), осанки, малокровие. Дети дошкольного возраста значительно быстрее взрослых утомляются в душном, плохо проветренном помещении. Объясняется это тем, что благодаря усиленному росту и развитию организма потребность в кислороде у них значительно выше, а сопротивляемость неблагоприятным влияниям среды ниже, чем у взрослых. Поэтому помещение, где проводятся занятия, должно особенно хорошо проветриваться, иметь температуру воздуха 18-20°, а относительную влажность - 40-60% .

       Для выработки правильной, непринужденной, прямой посадки с легким наклоном головы (с ней связано большинство  занятий) важно каждому ребенку  подобрать подходящую мебель и научить  пользоваться ею.

       Сидя  за столом, ребенок должен держать тело в определенном положении, при этом напрягаются мышцы шеи и спины. Напряжение мышц особенно велико в тех случаях, когда ребенок сидит не прямо, а с наклоном вперед.

       Чтобы уменьшить напряжение шейных и спинных  мышц, возникающее при наклонном  положении туловища, ребенок стремится опереться грудью о край стола, за которым сидит. Такая посадка быстро утомляет ребенка, так как грудная клетка сдавливается, глубина дыхания, а следовательно, и поступление кислорода в ткани и органы уменьшается. Привычка сидеть с опорой на грудную клетку может привести к деформации грудины, к появлению сутулости и близорукости.

       Прямая  посадка является более устойчивой и менее утомительной, так как  центр тяжести тела при этом положении  находится над точками опоры. Однако и прямая посадка может быстро утомить ребенка, если стул не соответствует пропорциям его тела и не имеет спинки, на которую можно опереться.

       Статическое напряжение мышц при посадке можно  уменьшить, равномернее распределив  напряжение мышц. Для этого важно увеличить количество точек опоры: надо сидеть прямо, не на краю, а на всем сидении, глубина которого должна быть не менее 2/3 бедра сидящего, а ширина — превышать ширину таза на 10 см; опираться ногами о пол, спиной о спинку стула, предплечьями о крышку стола. Плечи при правильной посадке должны быть на одном уровне и располагаться параллельно крышке стола.

       Для того чтобы при посадке можно  было опираться ногами о пол, держа  бедра по отношению к голеням  под прямым углом, высота сиденья  стула над полом должна быть равной длине голени сидящего вместе со стопой (измерять следует от подколенной впадины, прибавляя 8-10 мм на высоту каблука).

       Если  сиденье излишне высокое, положение  тела сидящего не будет устойчивым, так как он не сможет опереться  ногами о пол, при слишком низком — сидящему придется либо отводить ноги в сторону, что нарушит правильную его посадку, либо убирать их под сиденье, что может вызвать нарушение кровообращения в ногах, поскольку сосуды, проходящие в подколенной впадине, будут зажаты. Высота стола над сиденьем (дифференциация) должна позволять сидящему свободно, без поднимания или опускания плеч, класть руки (предплечья) на стол. При слишком большой дифференциации, работая за столом, ребенок поднимает плечи (особенно правое плечо), при слишком малой - сгибается, сутулится, слишком низко наклоняет голову, чтобы рассмотреть предмет.

       Чтобы во время занятий можно было опираться  спиной о спинку стула и при  этом хорошо видеть предметы и выполнять  ту или иную работу, «дистанция спинки», т. е. расстояние между спинкой стула и краем стола, обращенного к сидящему, должна на 3—5 см превышать переднезадний диаметр его грудной клетки. При этом расстояние между отвесными линиями, опущенными от переднего края сиденья стула и от края стола, или дистанция сиденья, становится отрицательной, то есть край стула на 2-4 см заходит под край стола.

       Если  отсутствует расстояние между краями стола и стула (нулевая дистанция) или дистанция сиденья положительная (стул несколько отодвинут от края стола), опираться на спинку стула  при выполнении какой-либо работы за столом невозможно.

       Воспитатели во время занятий должны следить за правильной посадкой каждого ребенка. Требовать от детей правильной посадки за столом можно лишь при условии соответствия мебели росту и пропорциям тела ребенка. Некоторые части тела ребенка при его нормальном развитии находятся в определенном соотношении с длиной всего тела, поэтому рост принимается за основную величину, из которой исходят при определении размеров мебели.

       Для дошкольных учреждений утверждены определенные виды и размеры столов и стульев:

         столы четырехместные - для детей 1,5-5 лет;

         столы двухместные с изменяющимся  наклоном крышки и ящиком для учебных пособий - для детей 5-7 лет;

         столы двухместные трапециевидной  формы для детей от 1,5 до 4 лет  (дополнительные);

         столы одноместные - для использования в быту.

         Стулья должны быть профилированными по форме бедер и ягодиц с углублением 10-15 мм, расположенным от переднего края сиденья на 2/3-4/5 минимальной его глубины. Допускается непрофилированное сиденье с наклоном 3° в сторону спинки. Передний край сиденья заглублен. Допускается и непрофилированная спинка стула с углом отклонения в верхней части в 12-18°.

       Во  время занятий в групповой  комнате надо правильно расставить мебель. Столы и стулья должны стоять на таком расстоянии друг от друга, чтобы воспитатель во время занятий мог свободно подойти к каждому, а каждый ребенок имел возможность, отодвинув стул в сторону, выйти из-за стола, не мешая соседу.

       Для лучшего естественного освещения  четырехместные столы желательно расставлять  в два ряда, узкой частью к окнам, двухместные - в три ряда. Зимой столы ставят ближе к окнам (50 см от окна), весной для предохранения глаз детей от ярких лучей солнца отодвигают в глубь помещения.

         Детей сажают за соответствующие  их росту столы так, чтобы  самые маленькие и с пониженным  слухом находились ближе к воспитателю, с дефектами зрения - ближе к источнику света и доске. Нельзя сажать детей спиной к свету. Сидящих во время занятий напротив или справа от источников света время от времени следует пересаживать на места тех, которые сидят по отношению к свету правильно.

       В групповой комнате, где проводят те или иные занятия, должна быть создана  деловая обстановка, соблюдается  тишина (разрешаются только негромкие  разговоры, связанные с процессом  выполнения работы). Если воспитатель  объяснение сопровождает рассматриванием картинок, игрушек, натуры, он должен быть хорошо виден детям, поэтому не следует становиться между простенками окон, где освещение резко снижено. Пособия, которые используют на занятиях, должны быть яркими, реалистичными, каждая деталь, изображенная на них, видна без напряжения зрения на расстоянии не менее 8 м, формат рисунков для рассматривания должен быть 32 X 21 см. Чтобы не утомлять детей, объяснение воспитателя не должно быть многословным (во второй младшей группе - не более 2-3 мин, в средней - 4-5 мин и в старших – 5-7 мин).

       Во  время занятия с детьми 3-5 лет не рекомендуется их торопить, требовать быстрого окончания работы. Это может вызвать у них излишнюю нервозность. В старшей и подготовительной группах можно примерно за 5 мин до конца занятий напомнить о том, что время занятий истекает. На рассмотрение готовых работ во второй младшей группе выделяется не более 1-2 мин, а в остальных- 3-5 мин. Старшие дошкольники сами убирают после занятий пособия. На эту работу они не должны тратить более 5-7 мин.3 
 
 
 

4. Гигиенические требования при проведении занятий 

       На  занятиях рисованием правильное прежде всего нужно научить ребенка  правильно держать в руке карандаш и пользоваться им. Карандаш или  кисть надо держать в правой руке между большим и средним пальцами, придерживая их сверху указательным пальцем. Надо следить, чтобы дети держали карандаш или кисть без напряжения, линии на бумаге проводили без особого нажима. При этом мышцы руки будут меньше напрягаться, ребенок сможет дольше и с удовольствием рисовать.

         В начале обучения рисованию  не рекомендуется предлагать детям штриховку больших изображений, так как это утомляет руку. Лишь тогда, когда у детей кисть руки разовьется, окрепнут мышцы и появятся некоторые навыки (приблизительно к 5-6 годам), поверхность для штриховки можно увеличить. Надо наблюдать за тем, чтобы дети делали штриховку без спешки, не в одном, а в разных направлениях: горизонтально, вертикально и круговыми линиями. Это снижает напряжение мышц кисти и пальцев правой руки. При штриховке, как и при рисовании, карандаш следует держать свободно, не нажимая слишком сильно, без напряжения вытягивать пальцы, работать кистью руки, а не предплечьем.

         В процессе занятий ребенок  не должен прижиматься грудью  к крыше стола. Предплечья лежат  на столе, кистью правой руки  вместе с карандашом ребенок  свободно двигает по бумаге и столу, левой рукой придерживает рисунок.

       Во  второй младшей группе для рисования  детям дают цветные карандаши (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый и  черный) или краски. В средней  и старшей группах (дети уже хорошо знакомы с шестью цветами) набор карандашей увеличивают: прибавляют оранжевый, светло-зеленый, фиолетовый, голубой, розовый и темно-красный.

       Дети  старших групп могут пользоваться мягкими простыми графитными карандашами («Школьный», «Искусство», № 1, 2), дающими  тонкую черную линию. Твердые карандаши требуют значительных усилий при рисовании, оставляют бледные, плохо различимые линии, и поэтому пользование ими в дошкольных учреждениях нежелательно.

       Детям дошкольного возраста довольно сложно самостоятельно разводить краски (при  помощи кисти, смоченной в воде). Для них эта работа утомительна, требует хорошо координированных движений, которыми дошкольники недостаточно владеют. Краску разводят предварительно сами воспитатели. Она должна быть такой густоты, чтобы могла хорошо держаться на кисточке. Лучше всего краски разливать в банки с низкими краями и ставить их на столы, чтобы дети могли видеть их цвет. Удобны для рисования кисти волосяные с мягким, эластичным ворсом (беличьи, хорьковые). В детском саду пользуются тонкими (№ 1-8) и толстыми (№ 8-16) кистями. Детям 3-4 лет рекомендуется давать кисти № 12-14. Такие кисти оставляют яркий, хорошо заметный след, облегчают передачу формы предмета. Детям средней и старшей групп даются тонкие и толстые кисти. Во время и после окончания занятия, чтобы не пачкать стол и окружающие предметы красками, кисти следует класть на подставки из плотного картона, которые могут приготовить сами ребята.

         Для рисования детям дают белую  плотную бумагу, немного шероховатую,  которая не просвечивает и  не промокает. Можно использовать плотную писчую бумагу. Глянцевая бумага для занятий по рисованию не годится, так как длительная работа с нею утомляет глаза. Карандашные детские рисунки не должны быть слишком большими, так как необходимость закрашивать большую плоскость утомляет ребят. Работа кистью менее утомительна, и рисунки, выполняемые красками, могут быть крупнее. Дети средней, старшей и подготовительной к школе группы пользуются бумагой форматом 15X10 см. Для сюжетного рисования нужна бумага несколько большего формата: 28X20 см.

       На  занятиях лепкой используют мягкий, эластичный материал - пластилин, глину. Каждому ребенку дают чистую фанерную дощечку, на которой он должен работать. Надо следить за тем, чтобы дети не пачкали окружающие предметы.

       На  первых занятиях аппликацией воспитатели обучают детей умению вкладывать в кольца ножниц пальцы, сжимать и разжимать рычаги, добиваясь того, чтобы ножницы хорошо резали бумагу. Ножницы, которыми пользуются дети, должны быть легкими, небольших размеров (по руке ребенка), с тупыми концами.

       Во  время занятий лепкой и аппликацией дети сидят на расстоянии 3-5 см от стола; в этом случае их руки могут действовать свободно.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка