Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………….3
1. Гигиеническое содержание сна……………………………….………........6
2. Режим питания……………………………………………………………....9
3. Гигиеническое содержание бодрствования детей…………………….....16
4. Гигиенические требования при проведении занятий……………….......21
5. Прогулка………………………………………………………………........24
Заключение…………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...…………36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

ФГБОУ ВПО  «Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

по дисциплине: «Основы педиатрии и гигиены детей

раннего и дошкольного возраста»

на тему: «Значение правильно организованного режима

для жизнедеятельности ребёнка» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                             Выполнила: студентка II курса

                     группы «А» заочного

                     отделения факультета

                     дошкольной и коррекционной

                     педагогики и психологии

                     Германова О.В.

                     Проверил: Каримова К.Г.  
                 
                 
                 
                 
                 
                 

     г. Чебоксары

     2011 г. 

     Содержание 

Введение………………………………………………………………….………….3

     1. Гигиеническое содержание сна……………………………….………........6

     2. Режим питания……………………………………………………………....9

     3. Гигиеническое содержание бодрствования детей…………………….....16

     4. Гигиенические требования при проведении занятий……………….......21

     5. Прогулка………………………………………………………………........24

Заключение…………………………………………………………………............32

Список  использованной литературы…………………………………...…………36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у  них не могут, как у взрослых, концентрироваться  только в определенных центрах, а  склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

       Для нормального развития нервной системы  детей и предупреждения раннего  или сильного утомления во время  бодрствования огромное значение имеет  правильная организация режима их жизни.

       Правильный  режим — это рациональное и  четкое чередование различных видов  деятельности и отдыха детей в  течение суток. Режим должен предусматривать  достаточное время (с учетом возрастных особенностей) для всех необходимых  элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулки, занятия и пр.) и при этом на протяжении периода бодрствования предохранять его организм от чрезмерного утомления.

       Чтобы обеспечить правильный режим в дошкольном учреждении, детей распределяют по группам. Каждая группа имеет свой режим, позволяющий обеспечить правильное развитие и воспитание ребенка.

       Изменяется  частота приемов пищи. Так, дети первого  месяца жизни получают пищу 7 раз  в сутки, от 1 до 5 месяцев — 6 раз, от 5 месяцев до года — 5 раз, от года до 7 лет — 4 раза. Соответственно продолжительность перерывов между приемами пищи постепенно увеличивается с 3,5 до 4—4,5 ч. В режиме детей до 1,5 года дневной сон повторяется несколько раз, он предшествует кормлению; после 1,5 года, когда время бодрствования детей увеличивается до 5—6 ч, они спят днем один раз, посла обеда.

       Во  время бодрствования с детьми от 3 месяцев до 3 лет проводят игры и непродолжительные занятия. Со второй младшей группы детского сада (дети 3—4 лет) вводятся систематические  общегрупповые занятия. Они проводятся строго по режиму: одно занятие в утренние часы, второе — вечером, после полдника. Продолжительность занятия с детьми младшей группы не более 10—15 мин, в средней группе (дети 4—5 лет) занятия проводят одно за другим, продолжительность их 15—20 мин каждое. С детьми старшей группы (дети 5—6 лет) проводят 5 занятий в неделю. Причем два дня по два занятия и три дня по три занятия. В те дни, когда проводят два занятия, продолжительность каждого — 25 мин; когда проводят три занятия в день, продолжительность их не должна превышать 15—20 мин. В подготовительной к школе группе (дети 6—7 лет) один день в неделю проводят два занятия по 30 мин каждое, четыре дня — по три занятия, продолжительность которых колеблется от 25 до 30 мин. Между занятиями обязательно должны быть перерывы не менее 10 мин каждый.

       С детьми до 1,5 года в зимнее время  прогулок не проводят, так как организация  их в условиях большого детского коллектива очень сложна. Потребность детей  в свежем воздухе обеспечивается за счет дневного сна, проводимого на открытых верандах или в спальнях с широко открытыми фрамугами или форточками. Дети старше 1,5 года гуляют в определенные часы: первый раз после игр и занятий, следующих за завтраком (2 ч), второй — после полдника (2—3 ч). Общая продолжительность прогулок 4—5 ч; у детей старше 3 лет свободное время после завтрака, на прогулках, после полдника заполняется не только играми. Часть его отводится на самообслуживание, дежурство по столовой, на работу в уголке природы, для выполнения трудовых поручений.

       Детей, перенесших тяжелые заболевания, а также страдающих хроническими болезнями, следует раньше укладывать и позже других поднимать, удлинять их прогулки на свежем воздухе, ограничивать продолжительность занятий, в некоторых случаях таким детям следует назначать дополнительное питание. В учреждениях санаторного типа подобные изменения режима распространяются на всех детей.

       В теплое время года можно значительно  увеличить пребывание детей на свежем воздухе за счет проведения многих видов деятельности на участке. В этот период ночной сон детей несколько укорачивается, а дневной соответственно удлиняется; продолжительность и характер занятий изменяются. В старшей группе второе занятие снимается.

       Переход из домашних условий в условия  дошкольного учреждения для многих детей достаточно труден, так как при этом часто происходит ломка уже установившегося стереотипа. Чтобы дети быстрее могли привыкнуть к новым условиям, воспитателям, медицинским сестрам заранее следует ознакомиться с домашним режимом каждого вновь поступившего ребенка и первые дни пребывания его в дошкольном учреждении придерживаться привычной для него продолжительности сна, частоты приемов пищи и пр., постепенно переводя на режим детского учреждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Гигиеническая организация сна 

         Бодрствование ребенка связано  с активной деятельностью —  возбуждением нервных клеток  головного мозга, возникающим  в основном под влиянием внешних  раздражителей, поступающих в  кору головного мозга через  соответствующие рецепторы (глаз, ухо, кожа и т.д.). Центральная нервная система детей раннего и дошкольного возраста еще слаба и во время бодрствования легко утомляется. Для восстановления нормального состояния нервных клеток огромное значение имеет правильно организованный и достаточно продолжительный сон ребенка. И. П. Павлов писал: «Сонливость и сон, можно сказать — сонное торможение, делит жизнь организма на бодрую и сонную фазы, на внешне активное и внешне пассивное состояние организма... Этим торможением достигается равновесие в частях организма, непосредственно обращенных к внешнему миру, равновесие между процессом разрушения запасных веществ органов при их работе и восстановления этих веществ при покое этих органов».

       Во  время сна у человека все жизненно важные центры (дыхание, кровообращение) работают менее интенсивно, а центры, ведающие движениями тела, при нормальном сне полностью заторможены и, следовательно, достаточно хорошо восстанавливают свою работоспособность.

       В детском учреждении надо обеспечить необходимую для каждой возрастной группы продолжительность сна, быстрое засыпание, крепкий сон и спокойное пробуждение детей.

       Детям, перенесшим тяжелые заболевания  или страдающим хроническими болезнями, а также легковозбудимым, с быстрой  утомляемостью надо спать в сутки  на 1—1,5 ч больше. Удлинить сон таких детей можно, укладывая их первыми и поднимая последними при дневном и ночном сне.

       Чтобы создать у детей положительное  отношение ко сну, движения ухаживающего за ними персонала должны быть спокойными, мягкими, речь тихой, ласковой. Не следует укачивать ребенка, петь ему песни, так как это может войти в привычку, без этого он не сможет быстро засыпать и спокойно спать.

       Лучшим  средством для быстрого засыпания  детей является свежий, прохладный воздух, поэтому дневной сон их проходит в зависимости от сезона и погоды или на верандах при широком доступе воздуха, или на участке под навесом, ночной — в хорошо проветренных помещениях, при постоянном поступлении в них свежего воздуха через фрамуги, форточки.

       В холодное время года фрамуги, форточки следует закрывать за 30 мин до сна детей, открывать во время сна и закрывать за 30 мин до подъема. В теплое время года дети спят (днем и ночью) в помещении при открытых окнах или на участке под навесом (температура воздуха не ниже 15° и безветренная погода). Матрасы проветривают непосредственно перед сном детей. В летние солнечные дни для защиты детей от перегревания на верандах и навесах сооружают солнцезащитные устройства (шторы, жалюзи и пр.). Одевать детей

       ко  сну на веранде или под навесом  надо с учетом температуры наружного воздуха и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

       Сон на воздухе требует специальной  одежды. Во время сна значительно  падают энерготраты организма, снижается  обмен веществ, несколько снижается  температура тела. Это требует  применения специальной одежды, обладающей высокими теплозащитными свойствами. Для сна детей на воздухе в переходное и холодное время года применяются спальные мешки. Они готовятся из ватной стежки или меха, покрыты внутренним и наружным съемными чехлами из хлопчатобумажной ткани. Состоит спальный мешок из длинной центральной части, двух полок и капюшона. На центральной части ребенок лежит. Полками и нижним концом центральной части он прикрывается сверху. Капюшон должен плотно прилетать к лицу. Имеется несколько размеров спальных мешков для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Спальный мешок для школьников также предусматривается нескольких размеров. Изучением микроклимата пододежного пространства доказала необходимость при низких температурах наружного воздуха на время сна в спальном мешке надевать дополнительную одежду. При температуре от +5 до --2° достаточно надеть полотняное белье. При температуре от --2 до --10° необходимо дополнительно одевать байковую пижаму.

       В дошкольных учреждениях с дневным  пребыванием детей при отсутствии спален-веранд дошкольники спят в групповых комнатах. Здесь для сна можно использовать раскладные кровати (раскладушки). Это облегчает подготовку групповых комнат ко сну детей и уборку помещений после подъема.

       В зависимости от температуры окружающего воздуха зимой дети спят на верандах в спальных мешках, в помещении — под ватным или байковым одеялом, в весенне-летне-осенний период и в прохладную погоду — под байковым или тканевым одеялом, а в жаркие дни — под одной простыней. Укладывание и подъем детей проводят в спокойной обстановке. Ребенка, впервые пришедшего в детское учреждение и еще не привыкшего к новым условиям, надо укладывать в последнюю очередь, чтобы он увидел, как ложатся другие дети.

       Во  время сна ребенок не должен лежать, укрывшись одеялом с головой, на животе, уткнувшись носом в подушку, на подушке лежит только голова, а не корпус ребенка. Вредно детям долго лежать на одном (правом) боку. Длительное пребывание тела ребенка в одном и том же положении может (ввиду большой эластичности его костей) привести к деформации черепа, грудной клетки, позвоночника, таза.

       Чтобы дети быстро засыпали и крепко спали, их укладывают всегда в одно и то же время. Пока они не заснули, недопустимы  яркий свет, громкие разговоры, игра на музыкальных инструментах, радио- и телевизионные передачи. Во время сна детей тихий разговор, негромкая музыка их не беспокоят. Эти правила воспитатели должны объяснить родителям. Родители, кроме того, должны знать, что детей перед сном нельзя обильно кормить и поить, особенно крепким чаем, кофе, какао, нельзя рассказывать им страшные сказки, недопустимы подвижные игры, просмотр телевизионных передач.1  
 
 
 

2. Режим питания 

       Психологический комфорт детей во время их пребывания в образовательном учреждении во многом зависит от того, как в нем организовано питание. Здесь важно все: качество предлагаемых детям блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приема пищи. Питание детей должно проходить как дома.

         Для правильного развития ребенка необходим рациональный режим питания. Дети должны есть в точно установленное время. К моменту приема пищи возбудимость пищеварительных желез возрастает, они начинают усиленно вырабатывать пищеварительные соки еще до того, как пища поступит в желудок. У ребенка появляется аппетит, он охотно съедает предложенную пищу. Продукты питания, поступившие в желудочно-кишечный тракт, быстро обрабатываются соками и хорошо усваиваются организмом. Правильная организация питания предусматривает поступление в организм необходимого количества продуктов определенного качественного состава. Это положение получило название концепции сбалансированного питания. Она предусматривает для каждого периода развития ребенка свою величину потребности в основных пищевых веществах и энергии с учетом физиологических особенностей организма и метаболических процессов, присущих ребенку данного возраста. Для детей характерна относительно высокая потребность во всех пищевых и биологических компонентах, что связано с интенсивным ростом, развитием и напряженностью обменных процессов, свойственных детскому организму. Дети в возрасте до 1 года выделены в особую группу в связи с тем, что интенсивность метаболических процессов на протяжении первого года жизни быстро меняется и это ведет к различной потребности в основных пищевых веществах в каждом квартале.

Информация о работе Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка