Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии у детей весьма незначительна. Кроме того, нервные процессы у них не могут, как у взрослых, концентрироваться только в определенных центрах, а склонны распространяться по всей коре головного мозга. Следствием такого состояния является быстрое утомление нервной системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………….3
1. Гигиеническое содержание сна……………………………….………........6
2. Режим питания……………………………………………………………....9
3. Гигиеническое содержание бодрствования детей…………………….....16
4. Гигиенические требования при проведении занятий……………….......21
5. Прогулка………………………………………………………………........24
Заключение…………………………………………………………………............32
Список использованной литературы…………………………………...…………36

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 178.00 Кб (Скачать)

5. Прогулка 

       Благоприятное воздействие на нервную систему  оказывают прогулки на воздухе: они улучшают аппетит, сон, настроение. В летнее время большую часть времени дети должны находиться на воздухе. Зимой прогулки проводят два раза в день, в специально выделенное для этого время. Лишь для детей до 1,5 года прогулки заменяются сном на свежем воздухе.

       С раннего детства (первая младшая  группа) детей приучают самостоятельно одеваться и раздеваться. На первых порах воспитатель показывает, как  это надо делать, и помогает ребенку  одеться. Старшие дети помогают одеваться  малышам. Взрослые обязаны внимательно следить за тем, чтобы все дети были одеты в соответствии с температурой наружного воздуха. Во избежание перегрева одетых детей немедленно выводят на участок.

       Польза  от прогулки во многом зависит от ее организации, оснащения и эмоционального настроя. Дети получают много впечатлений от окружающей природы и, главное, возможность активно двигаться. В зависимости от возраста детей, климата, погоды и условий функционирования детского учреждения во время прогулки организуются различные игры (игры с правилами, творческие, строительные игры), спортивные развлечения (катание на санках, лыжах и коньках).

       Прогулки  па свежем воздухе можно проводить  и за пределы детского учреждения. В это время дети знакомятся с  природой, учатся преодолевать препятствия, приобретают способность хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Помимо познавательного значения, такие прогулки тренируют сердечно-сосудистую систему и двигательный аппарат.

       В летнее время с детьми дошкольного  возраста проводят экскурсии (или ранним утром, после завтрака, или после полдника, т. е. в то время, когда не слишком печет солнце). Детей ослабленных и имеющих плоскостопие на экскурсию брать не следует. Гигиенические требования к детской одежде основываются на возрастных анатомо-физиологических особенностях детей. Для того чтобы дети охотно оставались на прогулке положенное по режиму время, необходимо им создать условия для разнообразной деятельности.

         По мере развития дети осваивают  новые движения, совершенствуют  приобретенные двигательные умения и навыки. Одежда их должна соответствовать величине и пропорциям тела, давать. свободу движениям. Эти качества обеспечиваются размером и покроем одежды. Тесная одежда ограничивает движения, затрудняет кровоток, а иногда препятствует свободном дыханию. Все это мешает росту и развитию. Из одежд детей следует исключить тугие пояса, узкие проймы, опоясывающие резинки. Основную тяжесть одежды необходимо переносить на плечи. Слишком свободная, большая по размера одежда также затрудняет движения. В соответствии с возрастными стандартами физического развития установлены стандартные размеры детской одежды. Один размер одежды может быть использован для детей с разницей в росте не более 10--12 см.

         Одежда детей должна соответствовать  погоде и температуре воздуха Одежда служит человеку для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность тела от механических повреждений и загрязнений.

       Детскому  организму свойственно несовершенство терморегуляторной функции, тем  более выраженное, чем моложе ребенок. Одежда ребенка должна обладать высокими теплозащитными свойствами, предохранять тело от охлаждения, но вместе с тем она не должна способствовать и перегреванию. Лишь при строгом соответствии одежды температурным условиям окружающей среды обеспечиваются оптимальные условия для поддержания постоянства температуры тела без напряжения механизмов терморегуляции.

       Имеются все основания полагать, что у  детей кожное дыхание имеет больший  удельный вес, чем у взрослого, поскольку  кожное дыхание осуществляется путем диффузии кислорода и углекислого газа через стенки капилляров, оплетающих выводные протоки потовых желез, а у детей поверхность тела относительно больше, чем у взрослого, капиллярная сеть более густа, просвет капилляров шире. Поэтому высокая степень воздухопроводности -- важное свойство детской одежды.

       Гигиенические требования к одежде для пребывания на воздухе зависят от времени  года и климатических условий.

       Летом в теплые и жаркие дни одежда состоит  из 1--2 слоев. Свободный покрой ее обеспечивает широкий доступ воздуха к поверхности тела. На пошив используются ткани, обладающие высокой воздухопроводностью: тонкие сорта хлопчатобумажной, шелковая, льняная. На юге для предохранения от чрезмерной радиации целесообразно шить одежду из льняных тканей, очень мало пропускающих ультрафиолетовые лучи. В средней полосе и северных широтах, где отмечается недостаток ультрафиолетовой радиации, лучше использовать ткани из искусственного шелка, пропускающие значительную часть ультрафиолетовых лучей. Чтобы предупредить перегревание, применяются ткани светлых тонов. Во время пребывания на солнце обязательно надевать легкий головной убор (панаму, косынку).

       В переходное время года следует надевать теплый шерстяной трикотажный костюм или осеннее пальто. В дошкольном возрасте пальто может быть заменено комбинезоном из водоотталкивающей ткани на шерстяной подкладке.

       Верхняя одежда, предназначенная для холодного  времени года, должна обладать высокими теплозащитными свойствами, отличаться малой воздухопроницаемостью и малой гигроскопичностью. На пошив верхней зимней одежды может быть использован мех, обладающий этими качествами. Но мех быстро загрязняется, тяжел и дорог. Зимняя верхняя одежда может состоять из нескольких слоев, в сумме обеспечивающих необходимые свойства. для первого (верхнего) слоя используется ткань с малой гигроскопичностью, для второго слоя - легкая ткань малой воздухопроницаемости. Третий слой в основном обеспечивает теплозащитные свойства; Для этой цели подходящей является рыхлая пористая ткань -- вата или ватин (лучше шерстяные). Меховой воротник у пальто, меховая или из толстого ворсистого шерстяного трикотажа шапка обеспечивают комфортные условия при низкой температуре. Однако такая одежда довольно тяжела и толста, она ограничивает подвижность детей. Лучшие условия для свободы движений создаются при ношении комбинезонов. Появление новых синтетических тканей открывает перспективу создания более легкой и теплой зимней одежды.

       Спортивные  занятия сопровождаются высоким  теплообразованием и усиленным потоотделением. В связи с этим спортивная одежда должна быть максимально облегченной. Для занятий в гимнастическом зале и летом на участке используются майка, трусы или короткие шаровары и тапочки. Зимняя спортивная одежда состоит из нижнего белья, шерстяного трикотажного костюма, шерстяной шапки и специальной обуви. Шерстяной трикотаж является незаменимым для изготовления этой одежды. Шерстяная ткань хорошо впитывает влагу с поверхности тела, при этом сохраняет свои теплозащитные свойства, так как в ее порах остается значительное количество воздуха. Испарение влаги с поверхности ткани происходит медленно, в связи с этим охлаждение тела невелико. В ветреную погоду поверх шерстяного костюма надевают куртку из ветрозащитной ткани.

       Обувь также предохраняет организм от неблагоприятных метеорологических влияний и от механических повреждений. Будучи нерационально построенной, она может препятствовать нормальному функционированию стопы и приводит к различным деформациям -- плоскостопию, искривлению пальцев, и др. Известно, что не только у взрослых, но и у детей довольно часто возникают, уплощения стопы, деформации пальцев, потертости. Обувь может препятствовать нормальному развитию стопы.

       К детской обуви предъявляются  гигиенические требования, основывающиеся на морфологических и функциональных особенностях детской стопы. Особенностью детской стопы является ее высокая податливость. Центры окостенения в костях стопы появляются еще во внутриутробный период, но оссификация затягивается на весь период. В дошкольном возрасте стопа находится еще на ранней стадии окостенения. У детей довольно поверхностно заложены сосуды на тыле стопы. В соответствии с этим обувь должна быть достаточно свободной, и материал, из которого она делается, должен быть мягким, податливым.

       В детском возрасте стопа довольно быстро растет. Среднегодовой прирост  стопы у дошкольника равен  в среднем 10--11 мм. В возрасте 7--9 лет  прирост уменьшается, составляя  в год около 4 мм, в предпубертатный  период -- вновь увеличивается. Разница  между соседними номерами обуви составляет 6,67 мм. Исходя из этого, в додшкольном возрасте примерно через каждые полгода следует менять номер обуви, в последующем смена номера обуви осуществляется через большие отрезки времени. К 15--16 годам у девушек и к 17--18 годам у юношей в основном прекращается рост стопы, размер обуви стабилизируется.

       Стопа у детей раннего и дошкольного возраста имеет своеобразнуюо радиальную форму, она наиболее широка в пальцевой части. Эта особенность детской стопы требует придания обуви определенной формы. Стелька должна иметь прямой внутренний край и наиболее широкий размер в носочной части. Ширина носочной части составляет около 40% длины стельки. Конфигурация стельки в обуви для школьников меняется, но ношение узконосой обуви детьми младшего и среднего школьного возраста также недопустимо.  

       В раннем возрасте в подошвенной части  имеется жировая подушка, которая  к 5--б годам исчезает. Целесообразно  поверхность стельки моделировать по форме следа стопы.

       Высокий каблук недопустим в детской обуви. Стояние на высоком каблуке вызывает перенос центра тяжести вперед. Организм компенсирует это отклонением корпуса назад. При этом изменяется положение позвоночника и таза, затрудняется сохранение устойчивости положения тела при ходьбе, быстрее наступает утомление. длительное пользование высоким каблуком приводит к нарушению положения костей та- за и нарушению формирования правильной осанки. Каблук в Детской обуви не должен быть выше 8 мм.

       Определенные  требования предъявляются не только к материалу, из которого готовится верх обуви, но и к материалу подошвы. Подошва должна быть достаточно податливой и гибкой. Существенное влияние на ходьбу оказывает жесткость низа обуви. Под жесткостью низа понимают сопротивление изгибу в пучковой части (часть стопы на уровне линии, соединяющей головки первой и пятой плюсневых костей) до угла в 25°, выраженное в килограммах. Исследования показали, что у детей значительное затруднение в ходьбе возникает при жесткости низа обуви свыше 4 кг.

       Материал, из которого шьют обувь, должен обеспечивать благоприятные условия микроклимата вокруг стоны, он должен быть паропроницаем и предохранять от проникновения влаги извне. Этим требованиям лучше других материалов отвечает кожа. Резиновая подошва может употребляться только с хорошей кожаной стелькой.

       Валенки следует носить только на улице в  холодное время года.

       Прогулка, достаточно длительная, проводимая ежедневно, — важнейшее средство оздоровления ребенка, его полноценного и физического  развития. В холодное время года ребенок должен гулять не менее 3-4 часов в день. Если погода неблагоприятная, то прогулку можно сократить, но не отменять. Вопрос о погоде (температуре воздуха, его влажности, силе ветра), при которой ребенок с пользой для себя может зимой гулять, не является окончательно решенным. Во многом его решение зависит от природных условий, в которых ребенок живет. Например, на севере нашей страны, где зима и длительна, и сурова, дети старшего дошкольного возраста гуляют при морозе 30—35 . В детских садах Норильска, в которых воспитываются дети, приехавшие не только из средней полосы, но и из южных районов СНГ, дети старшего дошкольного возраста выходят на прогулку, если нет ветра, и при минус 40. Естественно, в сильные морозы дети гуляют меньше, чем в другие дни. Перед прогулкой лицо ребенка смазывают вазелином. Если он озяб, ему предлагают зайти на короткое время (минут на пять) в помещение и погреться. Но даже 15—20-минутные прогулки при очень низкой температуре воздуха дают хорошую эмоциональную и физическую зарядку.

         В холодное время года подвижность иных детей ограничивают тем, что неправильно одевают их, слишком кутают. Натягивая на ребенка «сто одежек», родители руководствуются добрыми побуждениями: «Иначе простынет, заболеет». А на самом деле ребенок, которому громоздкая одежда мешает играть со сверстниками, перебрасываться снежками, лепить снежных «баб», кататься на санках с горки, не только лишается радости этих забав, но начинает существенно отставать в физическом развитии. У таких детей снижается приспособляемость организма к холоду, к жаре, сопротивляемость к воздействию вредных микроорганизмов. Они зачастую либо слишком худенькие, либо излишне полные. Негармоничное физическое развитие приводит к задержке в совершенствовании двигательных навыков.

         Нередко прогулки сокращаются, так как замерз взрослый, который гуляет вместе с детьми, ведь он двигается значительно меньше их. Поэтому очень важно, чтобы и взрослый был одет и обут соответствующим образом.

         Для воспитания у детей положительного  отношения к прогулкам важно, что говорят о погоде взрослые. Если родители весело сообщают: «Сегодня хороший морозец», «Ветер, но он нам не страшен», «Дождик идет, но это не беда», - то их положительное Отношение к любой погоде передается и ребенку. Если же взрослые высказывают тревогу и неудовольствие по поводу сильного мороза, ветра, дождя, то это не может остаться не замеченным ребенком.

         Но в основном отношение ребенка  к прогулке определяется ее  содержанием, в частности представляемой  ему возможностью упражняться  в различных видах движений. Совместные игры детей, катание с горок на санках, на дощечках, стоя, ходьба на лыжах, катание на коньках делают прогулку особо привлекательной.

       Комплексное воздействие прохладного воздуха  и физических упражнений является эффективным  методом закаливания, тренировки важнейших функций организма.

         С наступлением теплых весенних  дней дети почти целые дни  проводят на свежем воздухе.  Весной также очень важно следить,  чтобы ребенок был одет по  погоде, которая нередко резко  колеблется не только от одного  дня к другому, но и на протяжении дня. Если родители не спешат облегчить одежду ребенка, то в зимней он перегревается. Ему тяжело, он расстегивает, а иногда и снимает пальто - а вот это уже может привести к заболеванию. Одежду надо облегчать постепенно: вначале сменить шубу или теплое пальто на весеннее пальто с вязаной кофточкой или фуфайкой, потом освободить ребенка от рейтуз, теплых носков и т. д. Позднее, в еще более теплые дни можно разрешить ребенку ходить с открытыми руками и ногами и, наконец, в трусах. Летом, когда у детей создается привычка ходить легко одетыми, можно и в прохладные дни оставлять их в более легкой одежде. Между тем в такие дни некоторые заботливые матери надевают на детей и платье, и колготки, и другие теплые вещи, не обращая внимания на энергичные протесты детей. В этой «полемике», по существу, правы дети - закаленная кожа уже не нуждается в такой «защите».

Информация о работе Значение правильно организованного режима для жизнедеятельности ребёнка