Преступления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что преступления в сфере медицинского обслуживания населения значительно влияют на криминогенную обстановку страны . В связи с этим с каждым годом из-за халатного отношения медицинских работников к своим профессиональным обязанностям, возрастает число преступлений совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Взаимодействие международных и национальных нормативных актов в сфере здравоохранения
1.2 Цель и задачи уголовного законодательства по охране здоровья населения и безопасности граждан в Республике Казахстан
1.3 Понятие, система и виды преступлений в сфере медицинского обслуживания населения
1.4 Объективные и субъективные признаки преступлений совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения
1.5 Проблемы обстоятельств, исключающих преступность деяния в медицинской деятельности
2. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ
2.1 Преступления, совершаемые медицинскими работниками
2.2 Преступления, совершаемые в соучастии с медицинскими работниками
2.3 Проблема уголовной ответственности в связи с медицинским экспериментом в уголовном праве
3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Предупреждение преступлений в сфере медицинского обслуживания населения
3.2 Эффективность применения наказания за преступления, совершенные в сфере медицинского обслуживания населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 342.00 Кб (Скачать)

В рамках Постановления  Правительства от 27 января 2000 г. «Об утверждении гарантированного объема бесплатной медицинской помощи» ведомственный контроль особо актуален.

Целью вневедомственного  контроля качества медицинской помощи является защита прав граждан на охрану здоровья, задачей - организация медицинской помощи и медико-экономической экспертизы по ее оказанию и оценке эффективности использования ресурсов здравоохранения. Субъектами этого контроля являются лицензионные комиссии, медицинские ассоциации, общества защиты прав потребителей. [67]

3.2 Эффективность  применения наказания за преступления, совершенные в сфере медицинского  обслуживания населения

Выборочное изучение судебной практики по делам о преступлениях  в сфере медицинского обслуживания населения показало, что при назначении наказания по 79 % дел судами учитывались только смягчающие обстоятельства, по 21 % дел - как смягчающие, так и отягчающие вину обстоятельства. Перечень смягчающих обстоятельств в законе дается в ст. 53 УК РК, он является примерным, поэтому судебная практика знает и другие обстоятельства, основанные на моральных воззрениях народа и правосознании судов. Как показал анализ, суды реже всего применяли такую меру наказания, как лишение свободы (всего 3 %).

Наказание в  виде «лишения права…» оказывает  карательно-воспитательное воздействие на тех лиц, которые виноваты в преступлениях, связанных с выполнением должностных обязанностей или профессиональных функций. По изученным делам дополнительное наказание применено только в отношении 24 % осужденных, хотя во многих случаях для его применения имелись все основания. [71]

Не менее важным на практике является и правильное исчисление сроков исполнения дополнительного  наказания в виде «лишения права…».

По изученному массиву уголовных дел к медицинским  работникам применялись наказания, не связанные с лишением свободы, а также дополнительные виды наказания, такие как лишение права, заниматься врачебной (лечебной) деятельностью, что является очень эффективным. Некоторые врачи до снятия судимости, чтобы не потерять квалификацию работали фельдшерами, акушерами, медсестрами.

Уголовное наказание - одно из необходимых правовых средств  в борьбе с преступностью. Как  справедливо отмечал И.М. Гальперин, при всей важности социально-экономических  мер по предупреждению преступности, улучшению воспитательной работы нельзя не учитывать той значительной роли, какую играет в борьбе за искоренение преступных посягательств уголовное наказание. [72 с.3] Возможно, сегодня, при изменившихся политических, экономических, социальных условиях, это звучит пафосно, но все это объяснимо партийной идеологией и искренней верой в полное искоренение преступности, и, несмотря на вышеизложенное, рациональное зерно в этом утверждении имеется.

Уголовная политика Республики Казахстан имеет двухвекторную  направленность: с одной стороны, ужесточение ответственности за совершение особо опасных для общества и государства преступлений и второй вектор - это смягчение, гуманизация, наказания за преступления, не представляющие большой общественной опасности, гуманное отношение к лицам, совершившим нетяжкие преступления. [73 с. 5]

В связи с  этим особую актуальность приобретает  исследование вопросов эффективности  наказания как средства предупреждения совершения посягательств в сфере  медицинского обслуживания населения.

Незаконное занятие  частной медицинской практикой  или фармацевтической деятельностью  означает деятельность лица, не имеющего на избранный вид деятельности лицензии. По смыслу статьи, незаконным будет  не только занятие медицинской практикой  либо фармацевтической деятельностью без получения лицензии, но и продолжение такой деятельности после окончания срока выданной лицензии либо изменение вида деятельности по сравнению с указанным в лицензии без изменения самой лицензии. [74 с. 86]

Так, анализ санкций  ст. 266 Уголовного кодекса Республики Казахстан показал, что основными наказаниями, которые могут быть назначены за незаконное занятие частной медицинской или фармацевтической деятельностью, незаконную выдачу либо подделку рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ, являются:

- штраф в размере  от двухсот до пятисот месячных  расчетных показателей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за  период от двух до пяти месяцев;

- арест на  срок от трех до шести месяцев;

- лишение свободы  на срок до трех лет.

Санкция ч. 2 ст. 266 УК Республики Казахстан предусматривает  наказание в виде:

- ограничения  свободы на срок до пяти  лет;

- лишения свободы  до пяти лет.

Санкция ч. 3 ст. 266 УК Республики Казахстан предусматривает наказание в виде:

- лишения свободы  на срок до двух лет с  лишением права занимать определенные  должности или заниматься определенной  деятельностью на срок до трех  лет или без такового.

Согласно ст. 40 УК Республики Казахстан, штраф есть денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных Уголовным кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству месячных расчетных показателей, установленных законодательством в действующих на момент назначения наказания размерах, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период на момент совершения им преступления.

Изучение практики применения штрафа показало, что по частоте применения судами он стоит  на третьем месте после лишения  свободы и условного осуждения. [75 с. 70-71]

Исходя из этого, можно предположить, что высокая  эффективность штрафа дает основания  считать данный вид наказания  перспективным, так как при его  назначении осужденный подвергается определенным материальным лишениям, выраженным в денежной форме, а материальные стимулы, как известно, всегда имели большое значение для общества. Вместе с тем применение наказания в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести продолжает устойчиво держаться на достаточно высоком уровне. Наказание в виде лишения свободы за совершение данных преступлений продолжает оставаться основным и назначается в 59,8 % случаев.

Штраф по своей  природе является высокоэффективным  видом наказания. С учетом применения законодателем в санкциях норм действующего уголовного закона в зависимости от степени и характера общественной опасности преступления, объекта посягательства, а также практики применения штрафа судами и социальных предпосылок целесообразно расширение использования штрафа. [75 с. 82-83, 154]

Ограничение свободы  состоит в наложении на осужденного  судом определенных обязанностей, ограничивающих его свободу, и отбывается по месту  его жительства под надзором специализированного  органа без изоляции от общества сроком от одного года до пяти лет. В случае замены иного наказания (привлечения к общественным работам или исправительным работам) ограничением свободы оно может быть назначено на срок не менее года (ст. 45 УК Республики Казахстан).

На наш взгляд, применение такого наказания, как ограничение свободы, дублирует условное осуждение в принципах его применения. Изучение материалов судебной практики показывает, что, как правило, за незаконное занятие частной медицинской или фармацевтической деятельностью суды назначают такой вид наказания, как лишение свободы. Исходя из анализа материалов судебной практики, получается, что ограничение свободы является как бы невостребованным наказанием. Кроме того, наличие данного вида наказания влечет за собой увеличение объемов нагрузки инспекторов уголовно-исполнительной системы. Вопрос стоит о целесообразности сохранения данного наказания в системе наказаний. [76 с. 33]

Арест - содержание осужденного в условиях строгой  изоляции от общества на весь срок назначенного наказания (ст. 46 УК Республики Казахстан). Арест устанавливается на срок от одного до шести месяцев. В случае замены привлечения осужденного к общественным работам, исправительным работам или штрафу арестом он может быть назначен на срок не менее месяца (ч. 2 ст. 46 УК Республики Казахстан).

Согласно Закону Республики Казахстан от 13 декабря 1997 года №209 - 1 «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Республики Казахстан», арест будет применяться по мере создания необходимых условий для исполнения наказания не позднее 2008 года. В связи с этим на данный момент арест не назначается судами.

Лишение свободы  состоит в изоляции осужденного  от общества путем направления его  в колонию-поселение или помещение  в исправительную колонию общего, строгого, особого режима или в  тюрьму (ч. 1 ст. 48 УК Республики Казахстан).

Преступление, предусмотренное  ст. 266 УК Республики Казахстан, является преступлением небольшой тяжести. Лишение свободы назначается  сроком до трех лет, а при отягчающих обстоятельствах - до пяти лет. Судами, как правило, назначается условное осуждение. При назначении наказания в виде условного осуждения согласно ст. 63 УК Республики Казахстан назначается испытательный срок. Таким образом, виновное лицо отбывает наказание условно.

По результатам  специальных исследований Д.С. Чукмаитова, опрос судей и других работников правоохранительных органов показал, что большинство из них высказались за расширение применения наказаний, не связанных с лишением свободы. В свою очередь, за целесообразность установления минимального срока лишения свободы до одного года высказалось 88 % судей. В прцессе изучения мнения судей выяснилось, что они также не против замены краткосрочного лишения свободы условным осуждением, исправительными работами, штрафом, но тем не менее продолжают отдавать предпочтение краткосрочному лишению свободы за преступления небольшой и среднейтяжести. По справедливому утверждению Д.С. Чукмаитова, данная ситуация связана в основном с таким явлением, как психологический консерватизм правового мышления судей. [77 с. 243-244]

Следующим видом наказания, предусмотренным в ст. 266 УК Республики Казахстан, является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Оно может применяться в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. Такое наказание является действенным средством предупреждения совершения новых преступлений.

По мнению Ю.В. Бышевского, А.И. Марцева, лишение осужденного  права занимать определенные должности  или заниматься определенной деятельностью  охраняет общество от возможности злоупотребления осужденным этим правом. [78 с. 34]

В соответствии со ст. 41 УК Республики Казахстан лишение  права занимать определенную должность  или заниматься определенной деятельностью  состоит в запрещении занимать определенные должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Лишение права  занимать определенные должности означает необходимость увольнения работающего  с той должности, занимать которую  ему запрещено судом, и одновременно запрещение занимать аналогичную должность в другом месте. Лишение права заниматься определенной деятельностью означает запрещение заниматься ею в качестве профессиональной (например, врачебной) либо иной, осуществляемой вне рамок профессии (например, любительским вождением автомобиля). [79 с. 31]

Мы полностью  разделяем мнение И.М. Гальперина, Ю.Б. Мельниковой о том, что лишение  права заниматься определенной деятельностью  является более тяжелым видом  наказания, чем лишение права  занимать определенные должности. Это объясняется тем, что виновное лицо лишается права заниматься профессиональной деятельностью, а в случае назначения наказания занимать определенные должности лицо теряет возможность занимать определенные должности, при этом сохраняя возможность заниматься другой аналогичной деятельностью. [79 с. 33]

Лишение права  занимать определенную должность или  заниматься определенной деятельностью  устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного  вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания (ч. 2 ст. 41 УК Республики Казахстан).

Данное наказание  может быть назначено в качестве дополнительного наказания и  в случае, когда оно не предусмотрено  соответствующей статьей Особенной части. Это возможно по усмотрению суда, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ч. 3 ст. 41 УК Республики Казахстан).

При назначении этого наказания в качестве дополнительного  к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части  или лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказания, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия. Наказание в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью может быть назначено в качестве дополнительного наказания к другим основным видам наказания, при условном осужденииего срок исчисляется с момента вступления приговора в законную силу (ч. 4 ст. 41 УК Республики Казахстан).

В случае назначения этого наказания в приговоре  суд должен четко определить должность  или деятельность, которой запрещено заниматься осужденному.

Информация о работе Преступления в сфере здравоохранения