Преступления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что преступления в сфере медицинского обслуживания населения значительно влияют на криминогенную обстановку страны . В связи с этим с каждым годом из-за халатного отношения медицинских работников к своим профессиональным обязанностям, возрастает число преступлений совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Взаимодействие международных и национальных нормативных актов в сфере здравоохранения
1.2 Цель и задачи уголовного законодательства по охране здоровья населения и безопасности граждан в Республике Казахстан
1.3 Понятие, система и виды преступлений в сфере медицинского обслуживания населения
1.4 Объективные и субъективные признаки преступлений совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения
1.5 Проблемы обстоятельств, исключающих преступность деяния в медицинской деятельности
2. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ
2.1 Преступления, совершаемые медицинскими работниками
2.2 Преступления, совершаемые в соучастии с медицинскими работниками
2.3 Проблема уголовной ответственности в связи с медицинским экспериментом в уголовном праве
3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Предупреждение преступлений в сфере медицинского обслуживания населения
3.2 Эффективность применения наказания за преступления, совершенные в сфере медицинского обслуживания населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 342.00 Кб (Скачать)

Наиболее удачной  представляется следующая редакция нормы об ответственности за незаконное экспериментирование:

«Незаконный эксперимент».

Нарушение установленных  правил проведения медицинского эксперимента, - наказывается арестом на срок до шести  месяцев или ограничением свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на срок до двух лет.

Те же действия, повлекшие тяжкие последствия, наказываются лишением свободы на срок до пяти лет  с лишением права заниматься медицинской  деятельностью на срок до двух лет  либо без такового.

В нашей стране, как и в странах СНГ, нет  единого нормативного акта, регулирующего  порядок и условия проведения медицинского эксперимента, что значительно  сужает возможности их проведения, способствует, согласно Конституции  РК, нарушению порядка и условий осуществления прав граждан на охрану здоровья. Принятие такого нормативного акта вызвано самой практикой.

По нашему мнению, с морально-этической и правовой точки зрения нельзя считать возможным  проведение не только экспериментов, но и изъятие органов для трансплантации у приговоренных к смертной казни, как это предлагается в печати.

Необходимо и  целесообразно принятие ряда важных нормативных актов, направленных на охрану важнейших прав человека - жизнь  и здоровье, телесную неприкосновенность и целостность.

 

3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ  ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО  ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

3.1 Предупреждение  преступлений в сфере медицинского  обслуживания населения

Правоохранительные  органы, органы здравоохранения частнопрактикующие врачи, представители общественности, занимающиеся охраной здоровья населения, отдельного гражданина обязаны иметь определенное представление о социальной ситуации в борьбе с преступлениями в сфере медицинского обслуживания населения. Данные о социальной ситуации должны быть заложены в концепцию борьбы с преступностью в целом.

Впервые в отечественной  литературе раскрываются основные причины  и условия, способствующие совершению преступления в сфере медицинского обслуживания населения.

Наиболее целесообразным является деление причин на общие, особенные и индивидуальные.

К общим причинам преступлений в сфере медицинского обслуживания относится сложившаяся  в экономике ситуация, приведшая  к общему ухудшению благосостояния народа, резкому падению индекса  человеческого развития. [62]

Болезненный переход от командной к рыночной экономики породил острые, доселе неизвестные нам в таких масштабах проблемы бедности и безработицы. Они создают питательную почву преступности, наркомании, порождают общественную депрессию и наращивают потенциал общественной нестабильности.

Этими процессами во многом определяется и наша слабая сторона - демографическая депопуляция, которая опасна с любой точки  зрения. Начиная с 1992 г., впервые за 50 послевоенных лет, наше население  стало сокращаться. [66]

Сегодня в Казахстане асоциальных групп больше допустимого, и количество их растет ежедневно, пополняясь, в том числе и работниками системы здравоохранения.

В медицинском  обслуживании населения мы сегодня  оказались в глубоком кризисе  не потому, что у нас плохая система организации здравоохранения или врачи профессионально несостоятельны, а потому, что мы, отойдя от системы бюджетного обеспечения, не успели еще создать четкую современную систему финансирования, адекватную рыночным отношениям.

Изыскание нелегальных  путей поощрения труда медицинских работников привело, в конечном счете, к моральному разложению отдельной части медицинского персонала. Очевидно, что этого можно было избежать, введя гибкую систему оплаты труда медицинских работников в зависимости от их квалификации и объема медицинского обслуживания, то есть, следуя разумным и исторически установившимся во всем мире правилам и традициям. С другой стороны, низкая материальная заинтересованность медицинских работников вела к снижению их квалификации и соответственно уровня медицинского обслуживания, к отставанию в процессе внедрения новых медицинских технологий. Значительная часть квалифицированных медицинских работников вообще покинула медицину. [62]

Нарушения безопасности (убийства, самоубийства, автоаварии, исчезновение людей, пожары, производственный травматизм, низкий уровень медицинской помощи) не исчерпывают всех видов нарушения права гражданина на жизнь. Сюда следует отнести бытовые травмы, авиационные катастрофы, крушение на железнодорожном и водном транспорте, гибель граждан и работников органов внутренних дел в процессе правоохранительной деятельности, а также при посягательствах со стороны невменяемых.

Однако одними лишь правовыми решениями нельзя существенно повлиять на обеспечение  безопасности граждан, так как корни беззащитности личности лежат значительно глубже - в общем, кризисе общества, порожденном тоталитарным режимом, ошибками в руководстве страной в постсоветский период, в крушении нравственных устоев уважения личности и низкой культуре подавляющего большинства населения и т.д. Процесс преодоления этого кризиса займет не одно десятилетие. В нем право будет играть преобразующую роль, но было бы ошибкой его преувеличивать.

Современная уголовная  статистика не дает государству и  обществу адекватного представления о положении дел с тяжкими преступлениями против личности, а также в сфере медицинского обслуживания населения. Медики всегда считались самыми законопослушными людьми нашего общества, несущими людям радость возвращенного здоровья, спасенной жизни, счастья материнства и т.п.

Чем шире разрастается латентность, тем легче манипулировать преступностью в ведомственных  интересах, так как, выборочно работая  с известным для общества резервом латентных преступлений, проще повысить или понизить любые показатели и, прежде всего, раскрываемость.

Борьба с латентной  преступностью - это, прежде всего, преодоление  недостатков работы правоохранительных ведомств. Речь должна идти о преодолении  пассивности и боязни граждан, которые  подвергаются преступным посягательствам, но терпят их, не обращаясь к властям. [45]

В области медицины, в частности в трансплантологии, у преступности имеются определенные криминологические особенности.

Низкие показатели здоровья граждан республики обусловлены  главным образом четырьмя важнейшими факторами: состоянием окружающей среды, профилактической работы, образом жизни и качеством первичной медико-санитарной помощи.

В стране пока не разработана цельная научно обоснованная концепция законодательных реформ в области здравоохранения, особенно в части урегулирования права на охрану здоровья населения. Принятая Государственная Программа «Здоровье народа - 2030», которая является значительным шагом вперед, но, тем не менее, ряд правовых вопросов она не решила.

Широко, масштабно  и наступательно необходимо вести борьбу по искоренению вредных для здоровья привычек - табакокурения, алкоголизма, наркомании и др.

Особая роль отводится профилактике заболевания  ВИЧ/СПИД, которое является «чумой ХХ века»; за заражение другого лица этим заболеванием установлена уголовная ответственность.

Следовало бы устранить  противоречия, содержащиеся в Законе «Об охране здоровья граждан в  Республике Казахстан», привести его  в соответствие с Конституцией РК. Считаем необходимым принятие Основ  Законодательства республики о профилактике правонарушений и преступлений. В законодательстве не должно быть коллизий норм, тем более в одном Законе (например, Закон РК «О браке и семье» не обязывает в обязательном порядке прохождение медико-генетического обследования лиц, вступающих в брак (ст. 12), хотя это просто необходимо в целях охраны их репродуктивного здоровья, лечения обнаруженных заболеваний для появления нормального здорового потомства. Обнаружение у одного из вступающих в брак болезни, «создающей реальную угрозу членам образованной семьи, личной и общественной безопасности», является основанием для признания брака недействительным в судебном порядке). [67]

Учитывая то, что преступность в этой области  медицины (трансплантологии) выходит  на международный, а на территории бывшего Союза ССР сохранилось «единое криминогенное пространство», и она приобретает черты организованности, своевременным стало установление взаимодействия между государствами-членами СНГ. С апреля 1992 г. оно осуществляется на основе Соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел в сфере борьбы с преступностью.

В октябре 1992 г. было заключено также Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между прокуратурами России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана. И, наконец, в Минске 22 января 1993 г. была подписана главами государств-членов СНГ Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.

Межгосударственная  программа совместных мер борьбы с организованной преступностью  на территории государств-участников СНГ была принята в июне 1999 г. в г. Астана (Республика Казахстан) на заседании Совета министров внутренних дел государств-участников СНГ.

В июне 1999 г. было подписано двустороннее Соглашение между Правительством РК и Правительством Чешской Республики о сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью, незаконным оборотом наркосредств и психотропных веществ, терроризмом и другими опасными видами преступлений. [68]

В январе 2000 г. была принята руководителями стран СНГ  Межгосударственная программа мер  борьбы с преступностью на 2000-2003 гг., Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2000 г. 1641 утверждена «Программа борьбы с преступностью в Республике Казахстан на 2000-2002 гг.», в которой подчеркивается, что необходим системный и комплексный подход в профилактике правонарушений, поиск новых, нетрадиционных форм и методов воздействия на преступность. [69]

Правовой блок Государственной Программы «Здоровье  народа - 2030» предполагает ст. 88 УК РК привести в соответствие со ст. 19 Закона «Об охране здоровья граждан в РК», распространив применение принудительного лечения болезней, передающихся половым путем в случаях уклонения от добровольного лечения; в ст. 90-92 УК РК включить соответствующие меры, обеспечивающие принудительное лечение у дерматовенеролога; в ст. 95 УК РК - соединение принудительного лечения болезней, передающихся половым путем с исполнением наказания, особенно ВИЧ-инфицированных.

Предполагается  также внести соответствующие изменения  и дополнения в законодательство об образовании, обеспечив безусловное обучение население профилактике болезней передающихся половым путем и СПИДа. [70]

В связи с  отсутствием правовой базы в Республике Казахстан до сих пор не начата реализация метадоновой программы, так как нет разрешения Правительства и Международной комиссии по контролю за наркотиками.

Настала необходимость  принятия Закона «О порядке проведения научного медицинского эксперимента», введения нормы об ответственности  за незаконное его проведение. Накопленные  солидные научные доказательства, подтверждающие, что клетки внутриутробного плода эффективны для лечения таких заболеваний, как рассеяный склероз, болезнь Паркинсона, диабет и других заболеваний наследственного характера.

Между тем никто  не знает, что делается с абортированным материалом у нас в больницах, роддомах; нужно пресекать подобные преступления.

В данной работе рассмотрены вопросы предупреждения преступности различными субъектами профилактики.

Большая роль в  предупреждении преступлений в целом  отводится органам внутренних дел. Основные задачи их (применительно к сфере медицинского обслуживания населения) связываются с выявлением, пресечением, предепреждением преступлений, осуществлением дознания и предварительного расследования, совместными мероприятиями с медиками при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Прокурорский  надзор является важной юридической  гарантией законности и обоснованности при принятии следователем или судом  решения о возбуждении уголовного дела в отношении правонарушения в медицинской деятельности.

«Врачебных дел» в истории судов страны очень  мало, тем не менее, деятельность судов  вносит свою лепту в общую превенцию  преступности.

Частные определения, выносимые в адрес администрации  учреждений и организаций здравоохранения, отдельных лиц медицинского персонала как процессуальное средство профилактики встречались во многих уголовных делах:

- по делам  об убийствах - по каждому третьему  делу;

- незаконное  производство аборта - по двум  делам;

- служебный подлог - по одному делу.

К специальному субъекту профилактики относится Агентство РК по делам здравоохранения, которое осуществляет ведомственный контроль за деятельностью подчиненных ему лечебных и учебных учреждений (больниц, поликлиник, санаториев, курортов, вузов, НИИ и т.д.).

Система ведомственного контроля качества медицинской помощи включает элементы, начиная от экспертизы процесса оказания медицинской помощи конкретным пациентам, кадровых вопросов, заканчивая контролем за реализацией управленческих решений.

Информация о работе Преступления в сфере здравоохранения