Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что преступления в сфере медицинского обслуживания населения значительно влияют на криминогенную обстановку страны . В связи с этим с каждым годом из-за халатного отношения медицинских работников к своим профессиональным обязанностям, возрастает число преступлений совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Взаимодействие международных и национальных нормативных актов в сфере здравоохранения
1.2 Цель и задачи уголовного законодательства по охране здоровья населения и безопасности граждан в Республике Казахстан
1.3 Понятие, система и виды преступлений в сфере медицинского обслуживания населения
1.4 Объективные и субъективные признаки преступлений совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения
1.5 Проблемы обстоятельств, исключающих преступность деяния в медицинской деятельности
2. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ
2.1 Преступления, совершаемые медицинскими работниками
2.2 Преступления, совершаемые в соучастии с медицинскими работниками
2.3 Проблема уголовной ответственности в связи с медицинским экспериментом в уголовном праве
3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Предупреждение преступлений в сфере медицинского обслуживания населения
3.2 Эффективность применения наказания за преступления, совершенные в сфере медицинского обслуживания населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В России, Казахстане, Белоруссии, Кыргызстане, Таджикистане имеются нормы о принуждении к даче органов и тканей для трансплантации, торговле несовершеннолетними (кроме Узбекистана): а) убийство и б) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью в целях незаконного получения органов и тканей для трансплантации.
В УК Узбекистан в этих статьях (ст. 97, 104) в качестве самостоятельного признака выделяют «использование частей трупа».
В УК Белоруссии, УК Кыргызстана, кроме того, имеется норма о «Нарушении порядка трансплантации органов или тканей человека». В УК Узбекистана ст. 133 «Изъятие органов или тканей человека», которая гласит: «Изъятие органов или тканей умершего человека в целях их трансплантации, консервации в научных или учебных целях без прижизненного согласия на это умершего или без согласия с его близкими родственниками …». [15]
На наш взгляд следует расширить круг деяний, связанных с трансплантацией органов и тканей человека.
Прежде всего, уголовно-правовой запрет необходимо наложить на осуществление коммерческой деятельности с органами и тканями человека, так как такие действия являются общественно опасными и поэтому должны быть признаны уголовнопротивоправными.
Запрет на бизнес на органах и тканях человека не затронул пока иных форм возмездных отношений, являющихся общественно опасными и посягающими на права человека. Например, затраты труда по консервации органов составляют только стоимость услуг, связанных с трансплантацией, а не органа или ткани, изъятых для пересадки. Тело человека - не хранилище для органов и тканей, оно должно быть защищено, и после смерти. [63]
Более сложной является проблема определения правомерности изъятия органов и тканей у живых доноров. Ряд авторов (М.И. Авербах, В.А. Глушков, Н.А. Маргацкая) определяют правомерность изъятия органов и тканей у живых доноров, исходя из института крайней необходимости. С этим нельзя согласится, так как это неприемлемо в отношении действий по изъятию органов и тканей у живых доноров. Если на такие операции распространить признаки института крайней необходимости, то умерщвление одного донора, изъятие всех или нескольких трансплантатов (один человек, отдав все свои органы и ткани, как свидетельствует медицинская наука, может спасти жизнь около 400 человек) можно было бы считать правомерными и общественно полезными действиями, так как вред, предотвращенный в таком случае, якобы больше вреда причиненного. [7]
Оправданный профессиональный риск возможен, если изъятие органов и тканей у живых доноров допускается лишь тогда, когда оно направлено на достижение общественно полезной цели - спасение жизни пациента (ст. 35 УК РК). Риск будет обоснованным только в том случае, если медицинский работник предпринял возможные и достаточные меры для предотвращения вреда жизни и здоровью донора, исходя из современных медицинских знаний и опыта. Однако о профессиональном риске в таких случаях можно говорить лишь тогда, когда на такую операцию имеется, как правило, письменное согласие реципиента.
При разграничении умышленного убийства от причинения смерти по неосторожности (когда смерть человека преждевременно определена) возникает ситуация присутствия врачебной ошибки.
Все преступления в сфере трансплантации органов и тканей человека (предусмотренных новым Уголовным кодексом и предлагаемых) сгруппированы следующим образом: по форме вины, субъекту преступления, причинению вреда или опасности причинения вреда жизни и здоровью.
В случаях изъятия для пересадки органа у трупа медицинские работники производят ряд действий, как:
- забор нужного органа;
- консервация его для последующей пересадки;
- хранение (если донорский банк в этом же месте);
- транспортировка (по запросу места ожидания);
- заготовка (для банка донорских органов) в большом количестве;
- подготовка
доставленного органа для
- сама пересадка органа или трансплантация. [42]
В связи с этим предполагается дополнить Уголовный кодекс Республики Казахстан статьями, предусматривающими ответственность за: «Нарушение правил забора, заготовки, консервации, хранения, транспортировки трансплантатов и иных правил обращения с ними»; «Незаконную куплю или продажу трансплантатов или другие сделки, осуществленные на возмездной основе»; «Нарушение правил неприкосновенности тела умершего человека».
Кроме того, следует установить уголовную ответственность за преступления, связанные с репродуктивной деятельностью человека, так как прогресс медицины, генной инженерии биологии и т. д. сделал возможным вторжение науки в тайны природы. Современная защита от преступных посягательств человеческих плода и эмбрионов, половых клеток созвучна с защитой их нормами морали, этики. Эти преступления против здоровья личности совершаются с прямым умыслом только специальными субъектами.
Производство же имплантации эмбриона, медицинская стерилизация, искусственное оплодотворение в настоящее время ненаказуемо в уголовном порядке. Поэтому предлагается ввести в Уголовный кодекс Республики Казахстан такую норму. В соответствии с Законом «Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан» медицинские мероприятия в целом по производству перечисленных операций одинаковы, по общим правилам они должны производиться только с письменного согласия пациентки (пациента).
Рассмотрен такой состав как «Подмена ребенка» (ст. 134 УК РК). Судебно следственная практика свидетельствует, что субъектами подмены ребенка являются работники родильных домов, домов ребенка и т. д., лица, оказывающие помощь при родах или уходе за новорожденным вне медицинского учреждения.
Один ребенок заменяется другим, что возможно лишь в отношении новорожденного, когда он находится в родильном доме или доме ребенка. Реже это преступление может быть совершено в других местах (например, подмена ребенка, который родился дома, после смерти матери).
Наряду с медицинскими работниками субъектами может быть мать новорожденного или другие родственники.
Сокрытие или искажение информации об обстоятельствах (событиях, фактах, явлениях), создающих опасность для жизни и здоровья людей (ст. 268 УК РК) является отдельным составом преступления. Согласно п. 2 ст. 31 Конституции Республики Казахстан, «сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом», что явилось юридическим основанием для введения в Уголовный кодекс рассматриваемой нормы.
Опасность таких
действий состоит в том, что упускается
возможность или
Криминализация сокрытия информации об этих обстоятельствах является прямым следствием требований Закона Республики Казахстан от 5 июля 1996 г. «О чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера», Закона РК от 18 марта 1997 г. «Об экологической экспертизе».
Сведения такого характера, согласно ст. 17 Закона РК «О государственных секретах», не признаются государственными секретами. «Не подлежат засекречиванию сведения:
1) о чрезвычайных
ситуациях и катастрофах,
2) о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности». [64]
Субъект преступления - не только медицинские работники спецслужб (аварийной, пожарной, ГКЧС, санитарной и т.п.), работники различных государственных инспекций, должностные лица предприятий, учреждений, организаций, на которых функционируют опасное производство, которые обязаны в силу служебных обязанностей обеспечить население указанной информацией.
Причинение смерти по неосторожности (ст. 101 УК РК) является результатом грубого нарушения профессиональных правил, невнимательности, неосмотрительности медицинского работника. Это преступление совершается, по нашему мнению, скорее всего по преступному невежеству, нежели небрежности.
Преступления
против здоровья, представляя в целом
высокую степень общественной опасности,
являются одними из распространенных
в общей структуре
Здоровье человека как определенное физиологическое состояние организма, когда все его системы, части и органы функционируют в норме, является важнейшим социальным благом и охраняется государством. Тем не менее, такие преступления совершаются медицинскими работниками.
Заражение венерической болезнью (ст. 115 УК РК) является специфическим видом преступления против здоровья, совершаемое с прямым или косвенным умыслом. Переносчиком этого инфекционного (венерического) заболевания может быть и медицинский работник, неразборчивый в своих партнерах, знающий об этой болезни, причем занимающийся самолечением, но, тем не менее, заражающий других. Преступления эти в основном латентны, поэтому в статистике многие факты не регистрируются.
2.3 Проблема уголовной ответственности в связи с медицинским экспериментом в уголовном праве
Для любого научного эксперимента подобного рода необходимо соблюдение ряда условий, выработанных практикой:
а) предварительное глубокое теоретическое изучение и обсуждение проблемы;
б) постановка опытов с животными;
в) согласие лица на эксперимент.
Если эти предварительные условия соблюдены, надежность эксперимента для участвующих в нем лиц доказана, хотя и не исключается случайность, возможен сам эксперимент с людьми.
Медицинский эксперимент имеет также социальный и правовой аспект, который органически сочетает интересы личности и общества.
Рассмотрены условия правомерности стадий (ступеней) внедрения новых методов диагностики и лечения: биомедицинское исследование (эксперимент), клинический (терапевтический) эксперимент, способ лечения (внедрение в практику сразу после эксперимента).
Еще на ХХVII сессии
Всемирной медицинской
Специфика медицинских
экспериментов состоит в том,
что они не могут быть окончательно
завершены в искусственных
В зависимости от преследуемых целей следует различать вмешательства в функционирование человеческого организма двух видов: во имя развития науки и для оказания помощи конкретному больному. Первые направлены на решение научно-исследовательских задач и, как правило, не связаны с оказанием медицинской помощи человеку, а напротив, могут причинить ущерб его здоровью. [65]
В ряде стран частными фирмами и государственными учреждениями проводятся опыты по трансформации личности человека (разрушение памяти, разума), модификация его поведения (испытание средств, вызывающих панику, шок, безразличие, агрессивность), созданию нового человека (пересадка мозга, человеческой головы).
Поскольку при медицинских опытах на здоровых людях возникает опасность для таких важных благ, как жизнь и здоровье, необходимо, чтобы вопросы допустимости экспериментов, их границ и условий проведения, степени риска и т.д. были реально урегулированы правом, были бы гласными, доступными общественному контролю.
В работе проводится граница между риском и необходимостью при проведении медицинского эксперимента.
Правовое регулирование профессиональной деятельности медицинских работников слабо разработано, поэтому даже в случаях обычного традиционного медицинского лечения судебно-следственная практика встречается со значительными трудностями при квалификации фактов ненадлежащего лечения, разграничении преступления, врачебной ошибки и несчастного случая.
В медицинской и юридической литературе нет пока единой точки зрения по поводу понятия «врачебная ошибка». Между тем единообразное юридическое понятие врачебной ошибки имеет теоретическое и практическое значение. Ошибка ошибке рознь, поэтому необходимо различать противоправные виновные деяния медицинских работников (учреждений) и невиновное причинение вреда пациенту.
Ответственность за проведение незаконного эксперимента должна наступать в любом случае независимо от причинения тяжких последствий для жизни и здоровья потерпевшего как за умышленное преступление против жизни и здоровья человека. [65]