Преступления в сфере здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 16:17, дипломная работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что преступления в сфере медицинского обслуживания населения значительно влияют на криминогенную обстановку страны . В связи с этим с каждым годом из-за халатного отношения медицинских работников к своим профессиональным обязанностям, возрастает число преступлений совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННАЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Взаимодействие международных и национальных нормативных актов в сфере здравоохранения
1.2 Цель и задачи уголовного законодательства по охране здоровья населения и безопасности граждан в Республике Казахстан
1.3 Понятие, система и виды преступлений в сфере медицинского обслуживания населения
1.4 Объективные и субъективные признаки преступлений совершаемых в сфере медицинского обслуживания населения
1.5 Проблемы обстоятельств, исключающих преступность деяния в медицинской деятельности
2. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ МЕДИЦИНЫ
2.1 Преступления, совершаемые медицинскими работниками
2.2 Преступления, совершаемые в соучастии с медицинскими работниками
2.3 Проблема уголовной ответственности в связи с медицинским экспериментом в уголовном праве
3. МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Предупреждение преступлений в сфере медицинского обслуживания населения
3.2 Эффективность применения наказания за преступления, совершенные в сфере медицинского обслуживания населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (6).doc

— 342.00 Кб (Скачать)

Кроме того, в  учреждении, где отбывается срок осужденным, администрации учреждения запрещается  привлекать его к работам, связанным  с запрещенной деятельностью.

Нами были рассмотрены  особенности назначения наказания - лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, которое может быть назначено в качестве дополнительного наказания.

Целью этого  наказания является лишение виновного  привычного для него образа жизни. Важно подчеркнуть, что профессия медицинского работника требует огромных навыков, опыта. Лишение же человека права заниматься профессией, для получения которой им были приложены огромные усилия (при сравнении с другими вузами в медицинских вузах более продолжительное обучение), на наш взгляд, будет способствовать тому, что виновный и другие недобросовестные медицинские работники задумаются о том, совершать ли впредь правонарушения. [76 с. 34]

Каждый человек, как правило, стремится реализовать  свои амбиции, стать высокопрофессиональным специалистом в той или иной сфере деятельности. Медицинские работники, особенно врачи, всегда пользовались огромным уважением и почитанием среди населения. Истории известны целые потомственные династии медиков. Данная профессия всегда считались элитной, а люди «в белы халатах» принадлежали к интеллегенции. По крайней мере, так считалось всегда, и сегодня данное мнение является приоритетным. Введение такого наказания в качестве основного в санкцию ч. 1 ст. 266 УК Республики Казахстан будет также отражаться и на деловой репутации врача. Сегодня, в условиях развития рыночных отношений, конкуренции, очень трудно иметь постоянных клиентов-пациентов. Поэтому деловая репутация врача, целителя, фармацевтического производителя и т.п. всегда для данной категории лиц будет крайне важна. Кроме того, такой вид наказания необходим для того, чтобы виновный в совершении преступления медицинский работник в полной мере осознал свою вину.

Как заметил  В.П. Махоткин, приобретение новых профессиональных навыков требует не только прохождения обучения, но и более или менее длительного опыта практической работы. [80 с. 64]

Таким образом, делая выводы из вышеизложенного, мы приходим к мнению о том, что в  большинстве случаев суды назначают  условное наказание (из материалов судебной практики) за преступления, предусмотренное ст. 266 УК Республики Казахстан. Ограничение свободы и штраф находятся на втором месте, арест не применяется.

На наш взгляд, былобы целесообразным введение штрафа как дополнительного наказания в ч. 2 и ч. 3 ст. 266 УК Республики Казахстан.

Следовательно, несмотря на то, что ст. 266 УК Республики Казахстан предусматривает ответственность  за преступления, относящиеся к категории  небольшой тяжести, нам представляется, что нет необходимости применять принцип смягчения наказания. На наш взгляд. Было бы целесообразно ввести в санкцию ч. 1 ст. 266 УК Республики Казахстан лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве основного наказания.

По нашему мнению, введение такого вида наказания может достичь поставленных законодателем целей наказания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотренные в данной дипломной работе вопросы, позволяют сделать выводы о том, что под преступлением в сфере  медицинского обслуживания населения  следует понимать противоправное общественно опасное деяние, виновно совершаемое медицинским работником в нарушение профессиональных или служебных обязанностей, причинившее или могущее причинить существенный вред интересам личности и государства в сфере охраны здоровья населения, общественным отношениям в области медицинского обслуживания населения.

В начале данной работы была рассмотрена международно-правовая система здравоохранения. И здесь  возникает вопрос, каково же влияние  международных нормативных актов на национальное законодательство о здравоохранении? Необходимо отметить, что влияние международно-правовых норм закрепляющие право на здоровье, регулирующие отношения в области здравоохранения на национальное право, состоит в том, что в законодательстве Республики Казахстан о здравоохранении появляются новые принципы и нормы, которых раньше в нем не было.

Отрасль казахстанского законодательства о здравоохранении  признана на законодательном уровне. Так общеправовой классификатор  отраслей законодательства содержит подраздел «Законодательства о здравоохранении». [32]

Анализируя структуру  и содержание нормативных актов  в данной дипломной работе можно  констатировать, что в целом, законодательство о здравоохранении восприняло и  закрепило международные принципы и нормы международного права в области охраны здоровья. Данное утверждение подтверждается приданием праву на охрану здоровья конституционно-правового статуса (ст. 29 Конституции Республики Казахстан), что является общемировой тенденцией.

Таким образом, исследуя взаимодействие международных и национальных нормативных актов в области здравоохранения, мы можем прийти к следующим выводам, что в содержательном срезе основанием взаимодействия международно-правовых норм и норм национального законодательства в рассматриваемой области являются социальные функции международного здравоохранения.

Проанализировав практику законотворчества в области  охраны здоровья граждан, на сегодняшний  день принят ряд законов в этой области, их перечень составляет более 20 (Законов и Указов Президента Республики Казахстан, имеющих силу Закона). И как выяснилось, менее всего урегулированы отношения в области трансплантации органов и тканей.

Современное человечество должно нести коллективную ответственность  за сохранение своего генотипа и фенотипа. Поэтому уже сейчас следует принять меры, чтобы предотвратить перерождение и вырождение человека как биологического вида. Учет и использование открытий в биомедицине, генетике и генной инженерии должны быть поставлены на службу человечеству. В этом смысле все выдающиеся генетические открытия должны стать, как и величайшие ценности культуры, наследием всего человечества, предметом его всесторонней заботы и охраны.

Естественным  правом каждого человека является право  на гуманное лечение и уважение частной жизни. Мы считаем, что настало время настоятельного принятия полноценного Закона Республики Казахстан «О трансплантации органов и тканей человека», так как ст. 31 Закона РК «Об охране здоровья граждан в РК» не охватывает всех аспектов этой сложной медико-правовой проблемы.

Также в нашей  стране, как и в странах СНГ, нет единого нормативного акта, регулирующего  порядок и условия проведения медицинского эксперимента, что значительно  сужает возможности их проведения, способствует, согласно Конституции  РК, нарушению порядка и условий осуществления прав граждан на охрану здоровья. Принятие такого нормативного акта вызвано самой практикой.

Необходимо и  целесообразно принятие ряда важных нормативных актов, направленных на охрану важнейших прав человека - жизнь  и здоровье, телесную неприкосновенность и целостность, а именно:

а) о порядке  производства научных медицинских  экспериментов;

б) о порядке  проведения медицинских операций;

в) о донорстве  костного мозга;

Проекты Законов  «О трансплантации органов и тканей человека» подготовлены лишь в Кыргызстане и Беларуси. Необходим такой Закон и в нашей стране. Ведь должной правовой основы для трансплантации у нас пока нет.

Как отмечается в дипломной работе преступность в сфере медицинского обслуживания, обладает высоким уровнем латентности. Применительно к корыстным преступлениям это объясняется главным образом наличием обоюдных интересов врача и пациента, обусловленных невысокой заработной платой врача и определенным дефицитом медицинской помощи.

К общим же причинам преступлений в сфере медицинского обслуживания относится сложившаяся в экономике ситуация, приведшая к общему ухудшению благосостояния народа, резкому падению индекса человеческого развития.

В медицинском  обслуживании населения мы сегодня  оказались в глубоком кризисе не потому, что у нас плохая система организации здравоохранения или врачи профессионально несостоятельны, а потому, что мы, отойдя от системы бюджетного обеспечения, не успели еще создать четкую современную систему финансирования, адекватную рыночным отношениям.

Изыскание нелегальных  путей поощрения труда медицинских  работников привело, в конечном счете, к моральному разложению отдельной  части медицинского персонала. Очевидно, что этого можно было бы избежать, введя гибкую систему оплаты труда  медицинских работников в зависимости от их квалификации и объема медицинского обслуживания, то есть, следуя разумным и исторически установившемся во всем мире правилам и традициям. С другой стороны, низкая материальная заинтересованность медицинских работников вела к снижению их квалификации и соответственно уровня медицинского обслуживания, к отставанию в процессе внедрения новых медицинских технологий. Значительная часть квалифицированных медицинских работников вообще покинула медицину. [62]

В данной работе также подчеркивается, что неполнота «государственной статистики о регистрируемой преступности обусловлена также разобщенностью криминологических показателей, собираемых различными ведомствами, которые обладают правом возбуждения уголовных дел, ведения дознания и следствия».

К настоящему времени  уголовная статистика перестала  быть достоверным источником знаний. Государство утрачивает ориентиры  здравого смысла. Несмотря на общий  рост преступности, официальная статистика утверждает, что удалось сдержать ее.

Современная уголовная статистика не дает государству и обществу адекватного представления о положении дел с тяжкими преступлениями против личности, а также в сфере медицинского обслуживания населения. Медики всегда считались самыми законопослушными людьми нашего общества, несущими людям радость возвращенного здоровья, спасенной жизни, счастья материнства и т.п.

Чем шире разрастается латентность, тем легче манипулировать преступностью в ведомственных  интересах, так как, выборочно работая  с известным для общества резервом латентных преступлений, проще повысить или понизить любые показатели и, прежде всего, раскрываемость.

Борьба с латентной  преступностью - это, прежде всего, преодоление  недостатков работы правоохранительных ведомств. Речь должна идти о преодолении  пассивности и боязни граждан, которые подвергаются преступным посягательствам, но терпят их, не обращаясь к властям. [45]

Большая роль в  предупреждении преступлений в целом  отводится органам внутренних дел. Основные задачи их (применительно  к сфере медицинского обслуживания населения) связываются с выявлением, пресечением, предупреждением преступлений, осуществлением дознания и предварительного расследования, совместными мероприятиями с медиками при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Уголовное наказание - одно из необходимых правовых средств в борьбе с преступностью. При всей важности социально-экономических мер по предупреждению преступности, улучшению воспитательной работы нельзя не учитывать той значительной роли, какую играет в борьбе за искоренение преступных посягательств уголовное наказание. [72 с.3]

Надо также  отметить, что до сих пор человечество не придумало ни одного средства, которое  могло бы по своему оказываемому влиянию  заменить наказание в полной мере. Наказание является одной из действительных мер профилактики. Именно безнаказанность развращает больше всего.

В связи с  этим особую актуальность приобретает  исследование вопросов эффективности  наказания как средства предупреждения совершения посягательств в сфере  медицинского обслуживания населения.

Рассмотрев такие  виды наказания, как штраф, ограничение  свободы, арест, лишение свободы  и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Обосновывается вывод, что меры уголовного наказания, которые  ранее выступали в качестве основной формы борьбы с преступностью, в настоящее время все более должны сочетаться с мерами предупреждения преступлений.

Также, предлагается ввести в общую часть Уголовного кодекса Республики Казахстан статью, содержащую все определения и понятия, применяемые в Уголовном кодексе, как это имеет место в УПК РК, ГК РК и других законах, назвав ее «Основные понятия, применяемые в Уголовном кодексе» и охватив ею понятия свя

 

Список использованной литературы

“Казахстан - 2030” // Казахстанская правда. 1997. 11 октября.

Айгерим Туякбаева, науч.сотр. НИИ Академии МВД Республики Казахстан // Эффективность применения наказания за незаконное занятие  частной медицинской и фармацевтической деятельностью // Фемида 2006. № 8. С.32-34.

Информация о работе Преступления в сфере здравоохранения