Полноценный сон как фактор успешного обучения школьников МОУ «Общеобразовательная Сурская средняя школа №2»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:31, реферат

Описание работы

Цель: Выявить необходимые условия для организации правильного здорового сна.

Гипотеза: Предполагаем, что одним из обязательных условий воспитания здорового человека является создание условий для здорового полноценного сна, который должен быть оптимальным по своей продолжительности и качеству, что обеспечит нормальное развитие нервной системы и других систем растущего организма.

Работа содержит 1 файл

исслед работа сон..doc

— 173.00 Кб (Скачать)

В результате наблюдений, было выявлено, что в большинстве случаев причиной низкой обученности, является неправильная организация отдельных моментов режима дня школьников, главным образом приготовления домашних учебных заданий и проведения свободного времени

     Для решения  следующей задачи нами детям предлагалась анкета «Организация сна школьников». См. приложение №1 . Ребята письменно размышляли о влиянии сна на организм человека. Результаты анкетирования показаны в таблице 2.2.

                  

Организация сна школьников 5, 6 классов                                    Таблица2.2. 

 
 
Вопрос
Данные  по классам
5 класс 6 класс
1 В какое время  Вы ложитесь спать?  В 21ч –  10 чел.

После 21 ч. – 6 чел 

В 21ч – 18 чел.

После 21 ч. – 6 чел

2 В какое время  Вы просыпаетесь утром? В 7. 00. – 9 чел.

В 7. 30. – 7 чел.

В 7. 00. – 20 чел.

В 7. 30. – 4чел.

3 Спите ли Вы днём? Если да, то сколько времени? Спят – 3 чел

Сколько 2 часа

Спят –  нет

Сколько  - нет

4 Быстро ли Вы засыпаете? Сколько времени у  Вас уходит на период засыпания? Да быстро – 5 чел

Сколько времени  – 15 мин.

Да быстро – 11 чел

Сколько времени  – 15 мин.

 
 
5
Просыпаясь, как Вы себя чувствуете?
бодрым; 5 чел. 4 чел.
вялым; 10 чел. 12 чел.
раздражительным; 2 чел. 3 чел.
капризным; 1 чел. 1 чел.
выспавшемся; 2 чел. 2 чел.
  не выспавшемся 14 чел. 22 чел.
6 Дольше ли Вы спите в выходные дни? На сколько? Да – 9 чел.

На сколько  – на 3 ч.

Да – 15 чел.

На сколько  – на 3 ч.

7 Соблюдаете  ли Вы режим сна? Да – 4 чел. Да – 8 чел.
8 Есть ли у  Вас своё спальное место? Да – 16 чел. Да – 24чел.
 
 
9
Как Вы засыпаете?
в тишине и в темноте; 10 чел. 20чел.
с телевизором  или музыкой; 1 чел. 2 чел.
с книгой; - 1 чел.
когда кто-нибудь находится рядом. 5 чел. 1чел.
10 Сколько времени  в день Вы проводите у телевизора или компьютера? У телевизора – 3 ч

У компьютера – 2 ч.

У телевизора – 4 ч.

У компьютера – 3 ч.

11 Как Вы считаете, Вам хватает того времени, что  вы спите на то, чтобы выспаться? Да – 2 чел. Да – 5 чел.
12 Мучаетесь ли вы бессонницей? Да – 2 чел. Да – 1 чел.
13 В какое время  Вы выполняете домашнее задание, сколько времени оно у Вас занимает? После 19 ч. – 16 чел

2 – 3 часа  – 10 чел.

После 19 ч. – 20чел

2 – 3 часа  – 15 чел.

 

     Проведённое нами исследование изучения влияния сна на организм человека показало, что значительная часть детей недосыпает:5 класс – 87%, 6 класс – 79% опрошенных. См. Приложение № 2. Из теоретического анализа литературы мы выявили, что продолжительность сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Наши исследования показали, что есть дети которые (в данном случае в 5 и 6классах) спят меньше 8 часов. (5 класс – 39,3% опрошенных, 6 класс – 57,1% опрошенных).См. Приложение №2.

     В большинстве случаев причиной является неправильная организация отдельных  моментов режима дня школьников, главным  образом приготовления домашних учебных заданий и проведения свободного времени. Эти данные подтверждаются нашей статистикой, которую мы видим в Таблице 2.3. 

     Выполнение  домашних занятий                   Таблице 2.3.

В какое время Вы выполняете домашнее задание, сколько времени оно у Вас занимает? После 19 ч. – 16 чел

2 – 3 часа  – 10 чел.

После 19 ч. – 20чел

2 – 3 часа  – 15 чел.

 

     Потребность детей во сне тем больше, чем  младше ребёнок; вместе с тем она  зависит и от физического развития, и от состояния здоровья (дети с  ослабленным здоровьем нуждаются в более продолжительном сне). В среднем оптимальную продолжительность сна для здорового школьника (с отклонением порядка 30 минут) можно определить по формуле: 16-В/2, где В-возраст в годах. Отсюда получается, что школьники начальных классов должны спать 11-12 часов в сутки, средние школьники – 9-10 часов и старшеклассники – 8-9 часов 

     Частой  причиной нарушения сна у школьников является просмотр ими поздних телевизионных передач, посещение гостей в вечерние часы, что соответствует и нашему исследованию. См Приложение №3. Подсчитано, что за счёт увлечением телепередачами дефицит сна у подростков достигает 12-16 часов в неделю, в результате развивается так называемая «голубая болезнь» - переутомлённость, заметно сказывающаяся на состоянии здоровья. Она проявляется головными болями, сонливостью, недомоганием, и как результат, снижением успеваемости. Установлено чрезвычайно неблагоприятное влияние недосыпания на высшую нервную деятельность школьников. Эти нарушения вначале носят обратимый характер и исчезают при установлении правильного режима сна. Длительное недосыпание может привести к переутомлению.

     В то же время следует отметить, что  организовать такую продолжительность  сна на практике почти нереально, особенно для учащихся средних классов. Действительно, для того, чтобы пятиклассник, занимающийся в первую смену и встающий в 7-7.30 часов утра, проспал необходимые 9 - 10 часов, его нужно уложить спать в 8-8.30 часов вечера. Да и большинство старшеклассников не ложатся спать в 10 часов вечера, для того чтобы проспать рекомендованные 9 часов. Дневной сон продолжительностью 1-1,5 часа, рекомендуемый ученикам начальных и средних классов и детям с ослабленным здоровьем, к сожалению, организуется редко.

     В связи с изложенным делается очевидным, что большое значение имеет не только продолжительность сна, которая во многом индивидуальна, сколько его глубина, а последняя в свою очередь, зависит от его правильной организации

2.2.Условия, необходимые для полноценного сна.

Таким образом, при анализе теоретической литературы и проведённого нами исследования, мы сделали вывод, о том, чтобы  полноценный сон способствовал успешному обучению школьников необходимо для этого создать определённые условия.

     Только  при соблюдении определённых условий сон будет достаточно глубок Чтобы сон был глубоким, надо за час до него прекратить физические упражнения, подвижные игры, просмотр телевизора.

     Большое значение имеют устройство и содержание постели. Прежде всего, постель должна быть удобной и достаточно просторной. У каждого члена семьи должна быть своя отдельная постель. Не рекомендуется спать на чрезмерно мягком матраце и перине. Кровать школьника должна быть не менее чем на 20-25 см длиннее его роста.

     Немаловажное  значение в организации полноценного детского сна играют постельное бельё и ночная одежда. Чистое, из натуральных материалов (хлопок, лён), без складок и рубцов постельное бельё не раздражает кожу, располагает к глубокому сну и обеспечивает полноценный отдых. Ночная одежда (рубашка, пижама) из натуральных тканей, без грубых швов и тугих резинок обеспечивает хороший теплообмен. Ребёнок не должен спать в том белье (майка, трусы), в котором провёл день.

     Гигиена сна тесно связана с рациональным питанием. Не только перееданием перед сном, но и крепкий чай или кофе нередко вызывают плохой сон. Необходимо также соблюдать и определённый вечерний режим питания: легкий ужин – не позднее, чем за 2 часа до сна. Нежелательно давать перед сном шоколад, крепкий чай, кофе, обильное питьё.

Плохо спать в душной комнате, т.к. воздух в непроветренном помещении, кроме пыли, содержит много углекислого газа, который раздражает нервные окончания дыхательных путей, что приводит к возникновению в коре головного мозга очага возбуждения, препятствующего распространению торможения. Если в комнате прохладно, ребёнок засыпает быстрее. Сон его глубже, а работоспособность на следующий день выше, он чувствует себя значительно бодрее.

     Гигиенисты  рекомендуют в общих жилых  комнатах, где едят, занимаются, отдыхают, такую температуру воздуха: 18-20°С тепла в средней климатической полосе, 21-22° С – на севере и 17-18° С – на юге страны. А вот для спальных комнат желательна температура на 4-6° С ниже.

     Во  время сна до минимума должны быть сведены отрицательные влияния таких раздражителей, как яркий свет, шум (громкие разговоры, включенный телевизор).См. Приложение №3. Чтобы сон школьника был полноценным отдыхом, нервные клетки головного мозга могли хорошо отдохнуть и восстановить свою работоспособность, необходимо соблюдение определённых гигиенических правил. Важнейшее из них – соблюдение режима сна, т.е. отход ко сну и подъём всегда в одно и то же время.

     Учёными установлено, что при откладывании сна на 3 часа сообразительность  и память ослабляются почти в 2 раза. Поэтому ложиться спать вовремя, – один из важнейших законов гигиены школьника. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Рекомендации   для  школьников  по правильной  организации сна.

При соблюдении необходимых правил сон школьника  будет полноценным, поможет восстановить его силы к следующему трудовому  дню. Проделав эту теоретическую и практическую работу, мы предлагаем следующие рекомендации:

  1. Соблюдать режим сна.
  2. Соблюдать гигиенические требования перед сном.
  3. Уменьшить время нахождения перед телевизором и компьютером до 0,5 часа в день.
  4. Рационально питаться перед сном.
  5. Свести к минимуму воздействие отрицательных раздражителей перед сном

    (см. Публикация 1).Приложение №4 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Заключение

     В данной работе  рассмотрена тема «Полноценный сон как фактор успешного  обучения»

      В настоящее время эта проблема актуальна, т.к.

  • проблемой современной школы является снижение качества обученности  школьников;
  • ускорение темпа жизни в современном мире влияет на режим дня человека;
  • нарушения режима сна, его гигиена и, как следствие этого, различные расстройства в виде сонливости или бессонницы у взрослых, и у детей.

Различные аспекты данной проблемы изучаются  в медицине, валеологии, психологии. Особенности полноценного сна  влияющего  на здоровье человека изучали : З.Фрейд,  К.Г. Юнг, И.П. Павлов, И.Р. Тарханова и многие другие.

     Цель  нашей работы заключалась в том, чтобы выявить необходимые условия для организации правильного здорового сна.

     Было  выявлено, что сон – естественный отдых для организма, поддерживающий нормальную жизнедеятельность. Сон делится на фазы или стадии. Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной.

Для того чтобы воспитать здорового человека является создание условий для здорового  полноценного сна, который должен быть оптимальным по своей продолжительности и качеству, что обеспечит нормальное развитие нервной системы и других систем растущего организма.

Это утверждение  было доказано в нашей работе практически. В процессе опытно – экспериментальной работы мы дали оценку потребностей в полноценном сне школьников  как факторе успешного обучения, нами были выявлены условия для здорового полноценного сна как фактора успешного обучения.

     Было  выявлено, что у большей части  респондентов 5 и 6 классов организован  не правильный режим сна, что влияет на успешность  обучения учащихся этих классов. Этот вывод, позволяет нам в рамках нашего  исследования предполагать, что большее значение имеет не только продолжительность сна, которая во многом зависит от его правильной организации. Только при соблюдении определённых условий сон будет достаточно глубок, что обеспечит нормальное развитие человеческого организма. Так же нами были предложены рекомендации по организации полноценного сны, который будет благотворно влиять на успешное обучение школьников. Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что организация полноценного сна способствует успешному обучению школьников:

Информация о работе Полноценный сон как фактор успешного обучения школьников МОУ «Общеобразовательная Сурская средняя школа №2»