Полноценный сон как фактор успешного обучения школьников МОУ «Общеобразовательная Сурская средняя школа №2»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:31, реферат

Описание работы

Цель: Выявить необходимые условия для организации правильного здорового сна.

Гипотеза: Предполагаем, что одним из обязательных условий воспитания здорового человека является создание условий для здорового полноценного сна, который должен быть оптимальным по своей продолжительности и качеству, что обеспечит нормальное развитие нервной системы и других систем растущего организма.

Работа содержит 1 файл

исслед работа сон..doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Введение

     Однажды я проснулась в плохом настроении. Мне показалось, что я не выспалась, в школу идти не хотелось, хотя я  всегда ходила туда с удовольствием. Я задумалась: «Что это: результат  плохого сна? Зачем человеку нужен  сон? Может быть, можно обойтись без него? Интересно, влияет ли сон на человека в течение его рабочего дня и, наоборот, как проведённый день влияет на наш сон?»

Поставив перед  собой эти вопросы, я решила вместе со своим руководителем провести исследование и проанализировать, как полноценный сон влияет на успешность обучения.

Понять природу сна человек пытается  с давних времён, чуть ли ни с того самого момента, как ощутил себя разумным.

Актуальность  данной темы обусловлена следующим:

  • проблемой современной школы является снижение качества обученности  школьников;
  • ускорение темпа жизни в современном мире влияет на режим дня человека: уменьшение времени  для отдыха.
  • Нарушения режима сна, его гигиена и, как следствие этого, различные расстройства в виде сонливости или бессонницы у взрослых, и у детей.

Здоровый  полноценный сон человека, в частности  ребёнка, является необъемлемым компонентом здорового образа жизни.

     Различные аспекты данной проблемы изучаются в медицине, валеологии, психологии. Особенности полноценного сна влияющего на здоровье человека изучали : З.Фрейд,  К.Г. Юнг, И.П. Павлов, И.Р. Тарханова и многие другие.

     Практическая значимость и проблемы определили  тему исследования « Полноценный сон  как фактор успешного обучения школьников МОУ «Общеобразовательная Сурская средняя школа №2».

      Объектом  исследования данной работы являются учащиеся  школы.

      Предмет исследования: Особенности полноценного сна.

  Цель: Выявить необходимые условия для организации правильного здорового сна.

Гипотеза: Предполагаем, что одним из обязательных условий воспитания здорового человека является создание условий для здорового полноценного сна, который должен быть оптимальным по своей продолжительности и качеству, что обеспечит нормальное развитие нервной системы и других систем растущего организма.

         Поставленная нами цель обусловила постановку следующих задач:

1.Изучить теоретические положения по заявленной теме.

2. Провести исследование по теме: «Организация сна школьников».

3. Разработать рекомендации для школьников по правильной организации сна.

Методы  исследования:

теоретический анализ литературы, наблюдение, беседа

Глава 1.  Научные основы понятия полноценного здорового сна 

    1. Основы полноценного здорового сна школьников

Современная наука  придает чрезвычайно большое значение  полноценному  здоровому сну, считая его основой здорового образа жизни.

     История научного изучения природы сна насчитывает  много десятилетий, однако на вопрос, почему мы спим, окончательного ответа ещё нет. А вот на вопрос, почему сон бывает по ночам, исчерпывающий  ответ даёт биоритмология. Вероятно, исторически ночной сон возник у человека и большинства животных в результате приспособления их к тёмной части суток, поскольку вести ночью активный образ жизни гораздо сложнее. Для этого необходимы повышенная острота зрения в темноте, более хороший слух и обоняние. Вынужденное отсутствие активности в ночное время побуждало наших далёких предков к пассивному отдыху, назначением которого была наиболее полная разгрузка физиологических систем организма, энергично функционирующих днём.

     Ежедневное погружение в это кажущееся загадочным состояние всегда вызывало много догадок, легенд, размышлений. Лишь строго научное изучение этого явления стало давать реальные результаты. Сейчас мы переживаем период бурного накопления знаний в этой области. С наступлением темноты большинство людей ложатся, принимают удобную позу и засыпают до утра. После восхода солнца они просыпаются и со свежими силами приступают к своим делам, которыми занимаются в течение всего дня до вечера, а устав, снова засыпают, чтобы получить необходимую порцию “отдыха” и “восстановления сил” во время сна. Подобное чередование бодрствования и сна присуще всем людям независимо от их интеллекта, массы тела, роста, расовой принадлежности или места жительства. Дети спят значительно дольше, чем взрослые, а у пожилых людей общая длительность сна значительно снижается.

     Еще недавно ученые говорили, что сон - это отдых нервных клеток коры головного мозга. Говоря точнее, это  процесс охранительного торможения, захватывающий клетки - нейроны коры и постепенно распространяющийся на более глубокие участки мозга. При этом нейроны перестают отвечать на приходящие к ним сигналы раздражения, находятся в состоянии торможения. 
Таким образом, ответственными за сон признавались клетки коры головного мозга. В настоящее время существуют и другие определения понятия сна, в зависимости от того, кто эту проблему изучает. 
По определению Большой Советской Энциклопедии, сон - это периодическое физиологическое состояние мозга и организма человека и высших животных, внешне характеризующееся значительной обездвиженностью и отключением от раздражителей внешнего мира. Субъективно у человека при этом угнетается сознаваемая психическая активность, периодически восстанавливающаяся при переживании сновидений, часто с последующим их забыванием.  
Для психиатров сон (somnus) – функциональное состояние мозга и всего организма человека и животных, имеющее отличные от бодрствования специфические качественные особенности деятельности центральной нервной системы и соматической сферы, характеризующиеся торможением активного взаимодействия организма с окружающей средой и неполным прекращением (у человека) сознаваемой психической деятельности.

     Таким образом, сон – естественный отдых для организма, поддерживающий нормальную жизнедеятельность.  Треть жизни человека проходит в состоянии периодически поступающего ежесуточного сна.

     После напряжённого учебного дня школьнику  нужны -  хороший отдых и полноценный  сон. Такой сон обеспечивает нервным  клеткам головного мозга и  всему организму достаточный отдых, вызывает чувство бодрости, поддерживает хорошую работоспособность.

     По  современным данным сон, представляет собой разлитое торможение, которое  возникает в коре полушарий головного  мозга и является активным нервным  процессом, оберегающим нервные  клетки от перевозбуждения, истощения и разрушения. Во время сна происходит изменение всей жизнедеятельности организма. Замедляется ритм сердечной деятельности, понижается артериальное давление, уряжается дыхание, расслабляется мускулатура, уменьшается потоотделение, понижаются обмен веществ, функция пищеварения.

     Мозг  отдыхает, но не бездействует. Нормальный сон обеспечивает организму полноценный  отдых, так как во время сна  обменные процессы направлены на восстановление энергетических ресурсов человека.

1.2.Фазы сна.

В 1953 г. американские физиологи Азеринский и Клейтмен открыли так называемую фазу быстрого сна, показав тем самым, что сон является сложным и неоднородным состоянием.  
Исследователи сна добыли эти сведения с помощью электроэнцефалографа. 
Этот прибор регистрирует слабые электрические импульсы мозга и записывает их в виде электроэнцефалограммы (сокращенно ЭЭГ). Подобно тому, как стереосистема усиливает импульсы, зафиксированные в фонографической записи, а затем передает эту информацию на громкоговорители в виде звука, электроэнцефалограф преобразует наши мозговые волны в графические картины, которые исследователь может увидеть и расшифровать.  
Независимо от того, спим мы или бодрствуем, мозг непрерывно посылает разнообразные импульсы. Когда мы работаем, мозг выдает импульсы определенного типа. В состоянии релаксации генерируются те же альфа-волны, что и в зоне сумерек. Когда мы спим, волны изменяются в соответствии с различными стадиями сна. Перья электроэнцефалографа 
выписывают эти изменяющиеся импульсы на движущейся бумажной ленте.

     Сон, как физиологическое состояние, цикличен. В норме у здоровых людей  один цикл длится 90-100 минут. То есть, в  рекомендуемые взрослому человеку для полноценного отдыха 8 часов  сна укладываются примерно 5 таких  циклов. Каждый цикл состоит из двух фаз - «медленного» и «быстрого» сна. Эти фазы удалось обнаружить в результате исследований электроэнцефалограммы мозга спящих людей и животных.  
В фазе «медленного» сна снижается количество ударов сердца в минуту, по сравнению с состоянием бодрствования, дыхание становится более медленным, мышцы расслабляются. Именно в этой фазе организм отдыхает и восстанавливается. Разбудить человека, когда он находится в данной фазе сна, бывает довольно трудно, а, проснувшись, он не будет помнить своих сновидений.

       Чтобы восстановиться физически, человеку достаточно 3-4 часов «медленного» сна. Таким образом, сохранившиеся свидетельства о жизни некоторых великих людей, где утверждается, что они спали не более 3-4 часов в сутки, звучат вполне убедительно. Для фазы «быстрого» сна характерны подергивания тела, быстрые движения глаз, неравномерность дыхания и биения сердца, подъем кровяного давления. Если в фазе «быстрого» сна разбудить человека, то он скорее всего будет помнить свои сновидения. Именно в этой фазе мы видим сны. 
Для человека лишение «быстрого» сна, то есть, сна со сновидениями, может быть драматичным. Внешне это проявляется в вялости, рассеянности, плаксивости, раздражительности. 
При нормальном 8-часовом сне продолжительность фаз меняется с каждым циклом. В первом цикле, сразу после засыпания, наблюдается в основном «медленный» сон, а «быстрый» чаще всего отсутствует. В следующем цикле длительность «медленного» сна сокращается и появляется фаза «быстрого» сна, длящаяся всего несколько минут. Происходит постепенное увеличение длительности «быстрого» и сокращение «медленного» сна, в результате чего к моменту пробуждения большую часть цикла занимает «быстрый» сон. Именно поэтому, просыпаясь естественным образом (не по звонку будильника или от того, что кто-то трясет за плечо), мы довольно часто можем вспомнить свои сны. 
Полноценность сна определяется тремя основными качествами: периодичностью, продолжительностью и глубиной.

     Периодичность подразумевает вполне определённое время отхода ко сну и подъёма -  это вырабатывает привычку сразу просыпаться, а также быстро и крепко засыпать именно в это время

     Продолжительн сна определяется временем, необходимым для полноценного отдыха. Однако лишь одна продолжительность сна не характеризует целиком его гигиеническую полноценность.

     Сон должен быть глубоким, только тогда он приводит к восстановлению нервной энергии. В течение первого часа глубина сна быстро нарастает и держится таковой до утра. Перед пробуждением сон становится чутким.

Во многом хорошее самочувствие, работоспособность и стремление жить полной жизнью зависят от того, насколько полным было восстановление физических, интеллектуальных и душевных сил во время сна. В то же время качество и длительность сна во многом определяются 
событиями, происходящими в жизни человека в течение дня.
 
 

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по выявлению  условий полноценного сна как фактора  успешного обучения школьников.

2.1. Оценка потребностей  в полноценном  сне школьников  как факторе успешного обучения в ОУ.

В процессе теоретического анализа  проблемы, было выявлено, что полноценный сон влияет на успешность обучение.

В процессе опытно – экспериментальной работы мы попытались дать оценку потребностей в полноценном сне школьников  как факторе успешного обучения, нами были выявлены условия для здорового полноценного сна как фактора успешного обучения.

Нам хотелось узнать, что думают о полноценном  сне как факторе успешного  обучения учащиеся нашей школы. Нами были опрошены дети 5 и 6 класса. Общее количество учащихся составляло 40 человек.

Задачи  опытно – экспериментательной работы заключались в следующем:

  1. Изучить особенности ситуации, в которой разворачивалась работа по организации полноценного сна школьников 5 – 6 классов как фактора успешного обучения.
  2. Выявить особенности  влияния полноценного сна на успешное обучение школьников.

Для достижения этих задач  нами использовались следующие  методы - анализ школьной документации, анкетирование, беседа.

В процессе решения первой задачи данного этапа, была охарактеризована образовательная ситуация, в которой разворачивалась опытно-экспериментальная работа.

      При анализе документации (классных журналов) дневников учащихся, и в результате беседы с классными руководителями и заместителем директора по УВР было выявлено, что ученики 5 и 6 классов  имеют качество обученности по предметам ниже среднего уровня. См Таблицу 2.1.

                          Уровень обученности учащихся 5,6 классов                             Таблица 2.1.

Класс Уровень обученности Норма
5 класс 43% 75%
6 класс 42% 75%
 

Также во время беседы с врачом – педиатров  выяснилось, что дети этих классов  чаще других болеют простудными заболеваниями, и больше других детей пропускают уроки.

Информация о работе Полноценный сон как фактор успешного обучения школьников МОУ «Общеобразовательная Сурская средняя школа №2»