Автор: Елена Коротких, 03 Сентября 2010 в 09:45, курсовая работа
Чем раньше ребенок включается в процесс творчества, тем легче уже в процессе обучения в детском саду развивать в нем умение мыслить нестандартно. Поэтому не случайно в системе обучения детей дошкольного возраста поставлена задача развитие творческих способностей детей.
Введение .......................................................................................................3
Глава I. Теоретические основы развития творчества детей …………..6
1.1. Основные направления развития воображения дошкольников .................6
1.2. Особенности развития речи старших дошкольников…………………….12
1.3. Лингвистические особенности сказки как жанра фольклора ……………17
Глава ІІ. Методика обучения дошкольников сочинению сказок ……….28
1. Методы работы со сказкой ………………………………………………...28
2. Констатирующий эксперимент и анализ его результатов ………………32
Заключение ……………………………………………………………………..40
Список литературы ……………………………………………………………41
Приложение
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
(заочная
форма обучения)
Специальность «Дошкольная педагогика и психология»
Старший преподаватель
кафедры МНО и ХК
ЛЕСОСИБИРСК
2009
Оглавление
Введение
….............................
Глава
I. Теоретические
основы развития творчества
детей ……………..6
1.1. Основные направления развития воображения дошкольников .................6
1.2. Особенности развития речи старших дошкольников…………………….12
1.3. Лингвистические особенности сказки как жанра фольклора ……………17
Глава ІІ. Методика обучения дошкольников сочинению сказок ……….28
Заключение
……………………………………………………………………..40
Список литературы ……………………………………………………………41
Приложение
Введение
Чем раньше ребенок включается в процесс творчества, тем легче уже в процессе обучения в детском саду развивать в нем умение мыслить нестандартно. Поэтому не случайно в системе обучения детей дошкольного возраста поставлена задача развитие творческих способностей детей.
Чтобы творчество стало потребностью ребенка, воспитатель должен суметь познать, почувствовать внутренний мир ребенка, раскрыть его духовные силы, дать им простор и направление. Неоценимую помощь в этом может оказать сказка.
Нужна ли сказка в наше бурное время торжества науки и техники?
Сухомлинский В.А. в своей замечательной книге "Сердце отдаю детям" писал: "Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем". Вот почему работа над сказкой, а точнее, приобщение к сотворению сказки, начинается с детьми дошкольного возраста. Это сложный, многоступенчатый процесс "восхождения к сказке" подобен восхождению альпиниста к прекрасной заветной вершине. Поэтому в нем нет второстепенных деталей, все продумано, логично и взаимосвязано.
Элементы литературного творчества могут и должны присутствовать на всех этапах развития ребенка.
Художественная литература и, в частности, сказка — важные средства формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Сказка влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств.
Сказки способствует развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.
Роль сказки и художественной литературы во всестороннем воспитании детей раскрывается в работах Е.А. Флериной, М.М. Кониной, Н.С. Карпинской. Особенности восприятия художественной литературы дошкольниками — в работах А. В. Запорожца, Е.А. Флериной, Т.А. Репиной, Л.Я. Панкратовой, Л.М. Гурович.
Проблема художественного чтения и рассказывания детям с достаточной полнотой раскрыта Е.А. Флериной. В разработке этого вопроса она опиралась на длительную исследовательскую работу в области детской книги.
Важным качеством речи является выразительность. Линии развития выразительной речи рассмотрены С.Л. Рубинштейном. Педагогический аспект этой проблемы освещен Н.С. Карпинской, которая отмечает, что уже в раннем возрасте дети способны улавливать и воспроизводить элементы выразительных средств. Она прослеживает этапы этой деятельности и условия ее формирования.
В связи с этим, цель курсовой работы – разработать методику формирования у детей речевых умений и навыков, необходимых для сочинения сказок, проследить влияние сказок на развитие словесного творчества.
Объект исследования: процесс обучения дошкольников сочинению сказок.
Предмет исследования: приемы обучения дошкольников сочинению сказок.
В соответствии с проблемой, целью, предметом и объектом исследования были определены основные задачи курсовой работы:
1. Дать характеристику сказки как средства развития словесного творчества детей, выявить знания детей о сказке как фольклорном жанре.
2. Подобрать приемы обучения детей сочинению сказок.
3. Изучить особенности творчества детей в сочинении сказок.
4. Осуществить констатирующий эксперимент и проанализировать полученные данные.
Для решения задач исследования использовались следующие методы:
Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что систематизирован материал по проблеме обучения дошкольников сочинению сказок. Получены экспериментальные данные об обучении дошкольников сочинению сказок, позволяющие организовать дальнейшую коррекционную работу с дошкольниками, участвовавшими в экспериментальной работе.
Структура
работы: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка
литературы (26 источников), приложений
(2). В курсовой работе представлена таблица.
Объем курсовой работы составляет 43
страницы.
Глава
1. Психолого – педагогические
проблемы развития творчества
детей
1.1.
Основные направления
развития воображения
дошкольников
В настоящее время перед нашим обществом как никогда остро стоит задача воспитания творческой личности. Объективные преобразования, происходящие во всех сферах жизнедеятельности нашего общества, вызывают потребность в исследованиях, раскрывающих разнообразные факторы влияния на творческие способности личности.
Многие исследователи утверждают, что основной целью дошкольного
учреждения является воспитание у детей самостоятельности и творческой инициативы. Учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на развитие творческих способностей детей. В педагогических исследованиях подчеркивается самоценность и значимость дошкольного возраста для развития творческих способностей.
Исследования И.Л. Лернера, Е.Е. Кравцова, З.Н. Новлянской, Л.К. Веретенниковой доказывают, что творчество невозможно без усвоения определенных знаний и овладения навыками и умениями.
Для развития творчества необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта. В становлении творческой личности большое значение имеет словесное творчество, так как язык - это база любого вида творчества (О.С. Ушакова). Исследования Л.С. Выготского, В.А. Крутецкого, А.Н. Матюшкина, Б.М. Теплова и других ученых показывают, что существуют широкие и малоиспользуемые возможности различных видов деятельности дошкольников в формировании их творческих способностей. Анализ программ по дошкольному образованию свидетельствует о том, что целостная система работы по развитию словесного творчества в них отсутствует.
Таким образом, возникло противоречие между необходимостью формирования словесного творчества детей как одного из базовых факторов развития личности ребенка и неразработанностью технологии обучения.
Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.
Исследования позволили выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта, 2) создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Поэтому особенно важно, какие средства используются педагогами для становления целостного процесса воображения на протяжении всего дошкольного возраста.
С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления [5, c.328].
Процесс воображения включает в себя два этапа:
1) порождение идеи;
2) составление плана ее реализации.
Возможность осуществлять планирование приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпичей и снега и т.п.).
В возрасте 6—7 лет ребенок уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.
Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном плане, развитие интериоризованного воображения. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он, молча в течение часа, лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают. Дети шести лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства речевыми умениями и навыками [13, c.102].