Автор: Юля Федорина, 09 Декабря 2010 в 18:00, реферат
Программа обучения. Основные методы обучения. Управление развитием персонала. Развитие карьеры . Работа в удовольствие. Желание работать и мотивы.
ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕРСОНАЛА
1. Программа обучения
Обучение включает
в себя получение новыми и действующими
сотрудниками навыков, необходимых
для успешного выполнения работы.
В настоящее время все больше
и больше фирм используют обучение
для достижения двух целей, во-первых,
предоставлять сотрудникам
______________________________
ЗАДАНИЕ 4.А. Перечислите любые изменения в содержании работ, выполняемых вашими подсиненными, которые произошли в течение последних двух лет. Какова причина каждого изменения?
Изменение.....................
______________________________
Изменения могут
быть вызваны внедрением новых систем
или процедур, например новой системы
оценки деятельности, или брифинговых
групп. Изменения навыков, необходимых
сотруднику для выполнения работы,
могут быть связаны с расширение
сферы его деятельности по мере роста
квалификации. А также с перемещением
на новую должность. Иногда изменения
могут произойти из-за смены приоритетов
деятельности компании. Но в любом
случае, чтобы новая система
Любая программа обучения в идеале включает четыре этапа:
1. Предварительная
оценка. Целью этого этапа является
определение потребностей
2. Постановка
целей обучения. Целью этого этапа
является уточнение в
3. Обучение. Целью
этого этапа является выбор
методов и проведение
4. Оценка. Целью
этого этапа является
Первым шагом в обучении является определение того, какое обучение требуется и требуется ли оно вообще. Главное здесь - выяснить, какие процессы включает данная работа, разбить ее на подзадачи. Каждую из которых предложить новому сотруднику. Существует два основных метода определения потребностей в обучении - это анализ задач и анализ исполнения.
Анализ задач: оценка потребностей в обучении новых сотрудников. Общей практикой, особенно в отношении работников низшего звена. является найм необученного персонала с его последующим обучением. Целью предпринимателя в данном случае является развитие навыков и расширение знания персонала, необходимых для эффективной работы и обучение, обычно базирующееся на анализе задач - детализированном изучении выполняемой работы с целью определения требуемых специфических навыков.
Особенно полезны здесь описание работы и ее спецификация. Некоторые работодатели используют форму записи анализа задач, которая содержит шесть типов информации:
1. описываются основные операции и приемы выполнения работы;
2. указывается
частота, с которой
3. отмечаются стандарты выполнения операций и приемов;
4. указываются
условия, в которых
5. описываются
навыки и знания, необходимые
для выполнения каждой
6. описывается, где лучше выполнять работу - на рабочем месте или в отрыве от него.
Рис. 4.1. Возможные разрывы в навыках, необходимых для выполнения работ.
|
Анализ деятельности: определение потребностей обучения постоянных сотрудников. Суть анализа деятельности - в определении разницы между "не могу" и "не хочу" при решении проблемы. Во-первых, необходимо выяснить, существует ли проблема вообще. Если она существует, то каковы конкретные причины этого: сотрудники, не знающие, что делать; принятые нормы и стандарты; ограничения самой системы; недостаточность обучения. Весьма вероятно, что это - проблема нежелания. В этом случае стоит попытаться изменить порядок вознаграждений, установив систему стимулирования и мотивации.
______________________________
ЗАДАНИЕ 4.В. Вспомните Вашу прошедшую рабочую неделю. Запишите любые критические случаи и укажите причины их возникновения. Зафиксируйте также, каким образом они могут быть связаны с обучением.
Случаи.....................
______________________________
Определить возможности обучения труднее, чем обозначить проблемы. Всегда легче смириться с существующим положением, ограничившись лишь слабым ворчанием, а если Вы к тому же не уделяли в прошлом должного внимания обучению, то вряд ли такой способ улучшения ситуации придет Вам на ум.
Постановка целей обучения представляет собой основной момент, который должен определять потребности обучения. Цели определяют, какие функции сможет выполнять стажер, успешно закончивший программу обучения. Они, таким образом, обеспечивают концентрацию усилий как стажера, так и преподавателя и являются отправной точкой для оценки успешности программы обучения.
2. Основные методы обучения
А. Обучение на рабочем месте подразумевает обучение в процессе фактического выполнения определенной работы. В конечном итоге каждый сотрудник проходит в той или иной степени обучение на рабочем месте.
Существует несколько
видов обучения на рабочем месте.
Наиболее известный - метод инструктажа
или дублирования. В этом случае
работника обучает более
Этот метод
относительно недорог; стажеры обучаются
в процессе работы отпадает необходимость
в организации дорогостоящих
классов или использовании
Однако при организации программ обучения на рабочем месте необходимо учитывать несколько факторов, имеющих отношение к преподавателям. Они сами должны быть подготовлены и обеспечены необходимыми учебными пособиями. Опытные рабочие, отбираемые в качестве преподавателей, должны хорошо знать методы обучения, в особенности принципы обучения.
Б. Производственный инструктаж включает определение всех шагов, необходимых для выполнении той или иной работы в необходимой последовательности. Весте каждым шагом также отмечаются соответствующие "ключевые моменты" (если они встречаются). Эти шаги показывают, что должно быть сделано, тогда как ключевые моменты говорят о том, как это делается и почему.
В. Лекции. Чтение лекций имеет ряд преимуществ. Оно представляет собой быстрый и надежный способ передачи знания большим группам обучающихся. Проведение лекций в отличие от использования печатных материалов (книги и пособия), не вязано со значительными расходами и позволяет организовать дискуссию.
Д. Аудиовизуальные средства являются более дорогими, чем обычные лекции, но дают ряд преимуществ. Целесообразно их использование в следующих ситуациях: при необходимости проиллюстрировать некоторую последовательность действий во времени; при необходимости обучающимся процессы. Которые нельзя показать во время лекций; при проведении обучения в масштабах целой организации, когда перемещение стажеров с места на место слишком накладно.
Е. Программируемое обучение. Вне зависимости от того, что используется при обучении - учебник или компьютер - программируемое обучение выполняет три функции:
1. постановка вопросов, фактов или проблем ученику;
2. предоставление
возможности ответа
3. обеспечение обратной связи в отношении точности ответов.
Основным преимуществом
программируемого обучения является уменьшение
времени обучения примерно на одну
треть. В рамках принципов обучения,
программируемые инструкции могут
также облегчить процесс
Ж. Тренажеры или моделируемое обучение - это метод, при котором обучающиеся учатся на действующем или смоделированном оборудовании, используемом в их работе, но фактически вне рабочего места. Тренажеры незаменимы. Когда обучение на рабочем месте слишком дорого и опасно или замедляет производственный цикл. Тренажер может представлять собой отдельное помещение, оснащенное как реальное рабочее место. Однако чаще всего используется моделируемое оборудование.
Как измерить эффект от обучения
Существует четыре основные категории эффектов обучения, которые могут быть измерены:
4. Управление развитием персонала
Хорошее первоначальное
обучение позволит Вашей команде
достичь приемлемого уровня выполнения
работы. Однако, как уже подчеркивалось
в разделе по обучению, производственные
показатели начнут ухудшаться довольно
скоро после завершения первоначального
обучения. Вам как менеджеру принадлежит
определенная роль в обеспечении
подчиненных ресурсами, необходимыми
для выполнения работы. Во время
аттестационного интервью или при
других обстоятельствах, когда Вы осуществляете
обратную связь по результатам выполнения
работы, Вы сами ощущаете воздействие
обратной связи на эффективность
Вашей собственной деятельности
в обеспечении своих
В данном разделе
мы в очень сжатом виде рассмотрим
два других условия, необходимых
для эффективного развития человеческих
ресурсов. Эти условия очень простые:
мотивация и поручение