52. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
- процесс деятельности командования
и штабов по согласованию действий
объединений, соединений и частей
с целью достижения максимальной
эффективности решения задач
в операции (боевых действиях). Организация
взаимодействия проводится в
два этапа. Первый — при
принятии решения и планировании
операции (боевых действий). Второй
— при практической отработке
плана
взаимодействия с войсками
и силами на картах, макете местности,
а при наличии времени —
также на местности.
53. ОТРАСЛЬ — часть
экономики, область производственно-экономической
деятельности, в которую входят
объекты, обладающие единством
выполняемых функций, видов и
назначения выпускаемой продукции,
применяемых технологических процессов.
54. ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ
ПОМОЩЬ- вид медицинской помощи,
включающий комплекс простейших
медицинских мероприятий, выполняемых
непосредственно на месте поражения
или вблизи него в порядке
само— и взаимопомощи, а также
участниками аварийно-спасательных
работ (или медицинскими работниками)
с использованием табельных и
подручных средств.
55. ПЕРЕПОДГОТОВКА- усовершенствование
оперативной, тактической и специальной
подготовки или переучивание
на новую военную специальность
личного состава Вооруженных
Сил Российской Федерации и
граждан, пребывающих в запасе
с поступлениями в войска (силы)
новой техники, развертыванием
частей и соединений, утратой
знаний и навыков, изменениями
взглядов наведение боевых действий
и другими причинами.
56. ПОДГОТОВКА МОБИЛИЗАЦИОННАЯ
- комплекс мероприятий, проводимых
в мирное время, по заблаговременной
подготовке экономики Российской
Федерации, экономики субъектов
Российской Федерации и экономики
муниципальных образований, подготовке
органов государственной власти,
органов местного самоуправления
и организаций, подготовке Вооруженных
Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований, органов
и создаваемых на военное время
в соответствии с Федеральным
законом «Об обороне» специальных
формирований к обеспечению защиты
государства от вооруженного
нападения и удовлетворению потребностей
государства и нужд населения
в военное время.
57. ПОТЕРИ БЕЗВОЗВРАТНЫЕ
— часть боевых потерь. Включают:
убитых (пораженных), пропавших без
вести, попавших в плен, умерших
стран (отравлений, поражений) и
уволенных вследствие инвалидности
военнослужащих, а также вооружение,
военную технику и др. материальные
средства, которые нельзя привести
в готовность к применению
по предназначению.
58. ПОТЕРИ БОЕВЫЕ —
потери личного состава, вооружения,
техники и материальных средств,
возникающие от воздействия оружия
противника и сопутствующих поражающих
факторов. К боевым потерям относятся
также потери личного состава
в результате обморожения, ожогов,
отравлений, заболеваний и травм,
связанные с боевыми действиями
войск, а также пропавшие без
вести и попавшие в плен. Боевые
потери могут быть безвозвратными
и возвратными. Безвозвратные потери включают
убитых, пропавших без вести, попавших
в плен, умерших от ран, уволенных с военной
службы вследствие получения инвалидности
военнослужащих, а также вооружение, технику
и материальные средства, не подлежащие
восстановлении. И обращению на нужды
Вооруженных Сил. Возвратные потери включают
личный состав, возвращающийся в строй
после выздоровления, вооружение, технику
и материальные средства, которые после
восстановления становятся пригодными
к использованию. Возвратные потери личного
состава являются частью санитарных потерь.
59. ПОТЕРИ САНИТАРНЫЕ- раненые
и больные, утратившие боеспособность
не менее чем на 1 сутки и
поступившие в медицинские пункты
или лечебные учреждения. По исходам
оказания медицинской помощи (лечения)
делятся натри группы: лица, возвращенные
встрой; уволенные из вооруженных
сил; умершие. Организационно-мобилизационные
органы относят первую из этих
групп к возвратным потерям,
а последние две — к безвозвратным
(т. е. потерянным для вооруженных
сил дополнительно к убитым
на поле боя, пленным и пропавшим
без вести).
60. РАЗРАБОТЧИКИ МОБИЛИЗАЦИОННОГО
ПЛАНА ЭКОНОМИКИ -федеральные
органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, осуществляющие
планирование и координацию деятельности
мобилизационной подготовки предприятий,
учреждений и организаций (независимо
от формы собственности) —
поставщиков (производителей) продукции
(работ, услуг) в расчетном году.
61. РАСЧЕТНЫЙ ГОД —
период, равный календарному году,
но начинающийся с момента
ввода в действие мобилизационного
плана экономики государства
(плана на расчетный год). Ввод
в действие плана расчетного
года осуществляется при объявлении
мобилизации Указом Президента
Российской Федерации.
62. РЕСУРСЫ — совокупность
средств и источников их получения,
возможных и доступных для
использовании при решении определенных
и непредвиденных задач в обычных,
оптимальных и экстремальных
условиях безотносительно времени
использования. Ресурсы включают
запасы и резервы.
63. САНИТАРНАЯ ОБРАБОТКА-
1) механическая очистка и мытье
кожных покровов и слизистых
оболочек людей, подвергшихся
заражению опасными химическими,
биологическими веществами, а также
обеззараживание и очистка их
одежды и обуви при выходе
из зоны заражения. 2) — комплекс
мероприятий по обеззараживанию
личного состава, зараженного
отравляющими, радиоактивными или
биологическими средствами; подразделяется
на частичную и полную, является
составной частью специальной
обработки войск.
по обеспечению боевой
деятельности Вооруженных Сил Российской
Федерации и устойчивости функционирования
экономики Российской Федерации.
64. СКРЫТЫЙ СПОСОБ МОБИЛИЗАЦИИ
- это такой способ, когда мобилизация
проводится подвидом обычных
мероприятий оперативной и мобилизационной
подготовки войск без разглашения
действительных целей проводимых
мероприятий.
65. СОСТАВ ПРИПИСНОЙ —
военнообязанные, приписанные к
воинским частям и направляемые
для их укомплектования при
мобилизации.
66. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ-
организационные структуры, создаваемые
на военное время для выполнения
специальных задач
67. СТЕПЕНИ ГОТВНОСТИ ОРГАНОВ
ГОСУДРАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
—система режимов работы
органов государственной власти
по переводу управляемых структур на
работу в условиях военного времени;
каждой из повышенных степеней готовности
соответствует свой набор выполняемых
мероприятий; повышенные степени могут
вводиться как поэтапно, так и
минуя излишнее.
68. СУЖЕННОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ОРГАНА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ-
институт принятия распорядительных
документов по вопросам обороны
и мобилизационной подготовки
не полным составом руководства,
утвержденным главой администрации,
(как правило, руководитель и
часть его заместителей, имеющих
прямое отношение к вопросам
обороны, а также руководитель
мобилизационного органа); в территориальных
органах управления в со-став
суженного заседания вводятся
руководители силовых структур;
вместо «заседание» могут использоваться
термины «коллеги», «совещание»,
«совет» и другие.
69. СХЕМА ОПОВЕЩЕНИЯ —
приложение к оперативному плану,
документ, содержащий графическую
и текстовую информацию об
очередности и порядке вызова
в рабочее и не рабочее время
руководителей и других должностных
лиц аппарата органа управления;
в схеме указываются адреса, телефоны,
вид транспорта, срок прибытия
на рабочее место и другая
необходимая информация.
70. ТАБЕЛЬ СРОЧНЫХ ДОНЕСЕНИЙ
- документ, определяющий периодичность
докладов вышестоящим организациям
о выполнении мобилизационных
мероприятий; в табеле срочных
донесений используются кодовые
обозначения (например, №№ пунктов
формализованного плана перевода
органа управления на работу
в условиях военного времени).
71. ТЕАТР ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
- обширная территория части континента
с омывающими ее морями или
акваториями океана (моря) с островами
и прилегающим побережьем континентов,
а также воздушно-космическое
пространство над ними, в пределах
которых развертываются стратегические
группировки Вооруженных Сил
и могут вестись военные действия
стратегического масштаба.
72. УГРОЖАЕМЫЙ ПЕРИОД- отрезок
времени (различной продолжительности),
который обычно предшествует
началу войны. Характеризуется
крайним обострением международной
обстановки и противоречий между
вероятными противниками. Угрожаемый
период используется для повышения
боевой готовности Вооруженных
Сил, их стратегического развертывания
и перевода экономики на военное
положение.
73. УГРОЗА БЕЗОПАСНОСТИ- совокупность
условий и факторов, создающих
опасность жизненно важным интересам
личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза
объектам безопасности, исходящая
от внутренних и внешних источников
опасности, определяет.
содержание деятельности
по обеспечению внутренней и внешней
безопасности.
74. УЧЕТ ГРАЖДАН, ПРЕБЫВАЮЩИХ
В ЗАПАСЕ, В ОРГАНИЗАЦИЯХ— учет
граждан, пребывающих в запасе,
в организациях, осуществляемый
военно-учетными подразделениями (специально
назначенными работниками) организаций,
в целях своевременного бронирования
граждан, пребывающих в запасе, заблаговременной
подготовки необходимых кадров для замены
специалистов, подлежащих призыву в Вооруженные
Силы Российской Федерации и оказания
помощи военным комиссариатам в проведении
оборонных мероприятий и поддержании
ими воинского учета в актуальном состоянии.
75. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ
НУЖДЫ - потребности Российской
Федерации в продукции, необходимой
для решения жизнеобеспечения, обороны
и безопасности страны, реализации
федеральных целевых программ
и межгосударственных целевых
программ, в которых участвует
Российская Федерации. Поставки
продукции для федеральных государственных
нужд обеспечиваются за счет
средств федерального бюджета
и внебюджетных источников, привлекаемых
на эти цели.
76. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ - Администрации
Президента Российской Федерации,
Правительство Российской Федерации,
высшие судебные органы Российской
Федерации, федеральные министерства
и ведомства и приравненные
к ним иные органы власти
и управления. Федеральные органы
исполнительной власти обеспечивают
исполнение законодательства Российской
Федерации, решений И Президента
Российской Федерации и Правительства
Российской Федерации в области
национальной безопасности Российской
Федерации; в пределах своей
компетенции разрабатывают нормативные
правовые акты в этой области
и представляют их Президенту
Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации.
77. ЧАСТИЧНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ
ЭКОНОМИКИ - комплекс мероприятий
по переводу на работу по
планам расчетного года отдельных
отраслей (сфер) экономики, экономики
отдельных субъектов Российской
Федерации и муниципальных образований,
отдельных организаций и предприятий.
78.ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ-
обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии,
опасного природного явления,
катастрофы, стихийного или иного
бедствия, которая может повлечь
за собой человеческие жертвы,
ущерб здоровью людей или окружающей
природной среде, значительные
материальные потери и нарушение
условий жизнедеятельности. Классифицируют
ЧС по характеру источника
(природные, техногенные, биолого-социальные,
военные) и по масштабам потерь
и ущерба (глобальные, национальные,
региональные, местные, локальные,
частные).
79. ЭВАКУАЦИЯ — вывод
(вывоз) раненых и больных, населения,
военнопленных, поврежденного оружия
и техники, военного имущества,
народно-хозяйственных ценностей
из районов боевых действий
в тыл, а также из зон заражения,
разрушений, пожаров, затоплений
и др. экологических
бедствий в безопасные
районы. Может осуществляться эвакуация
войск из приморских районов, блокированных
с суши противником.
Федеральный Конституционный
Закон от 30 мая 2001г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном
положении».
80. ЭПИДЕМИЯ — массовое,
прогрессирующее во времени и
пространстве распространение инфекционного
заболевания людей в какой
либо местности, стране, значительно
превышающее обычный уровень
заболеваемости.
Глава 1 Национальная
безопасность
Россия находится на новом
этапе своего исторического развития.
Реформируются основы государственного
устройства и управления, осуществляется
процесс переоценки национальных ценностей
и согласования интересов личности,
общества и государства, дальнейшего
развития социально-экономических, политических,
правовых, этнических связей и отношений.
Изменились подходы к обеспечению
национальной безопасности, что в
свою очередь позволило по-новому
рассматривать место и роль России
в мире. В рамках данной парадигмы
отношения с США и другими
промышленно развитыми странами
рассматриваются как элементы системы
партнерства и инструмент решения
проблем безопасности Российской Федерации.
Современный этап мирового
развития характеризуется острейшими
социально-экономическими конфликтами
и политическими противоречиями.
Конец биполярной блоковой системы
привел к существенному изменению
принципов стратегической стабильности
в мире. Глобальная и региональная
безопасность смещаются от более
ясных вопросов войны и мира к
менее определенным и более сложным
политическим, финансово-экономическим,
этнонациональным, демографическим
и другим проблемам.