Греческая мифология о врачевании: боги-покровители врачевания

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 17:47, реферат

Описание работы

Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и Рим.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………………………………………...3
2. Медицина древней греции……………………………………………………………………….4
3. Эллинистический период. Вторая половина IV в. до н. э.— середина I в…5
4. Врачевание Крито-Микенского периода (III—II тысячелетия до н. э.)......6
5. Врачевание предполисного периода (XI—IX вв. до н. э.)……...…………………..7
6. Врачевание полисного периода (VIII—VI вв. до н. э.)…………………………...…..7
7. Медицина классического периода (V—IV вв. до н. э.)………………………………9
8. Гиппократ………………………………………………………………………..………….………….12
9. Врачебная этика в древней Греции…………………………….………………….………13

Работа содержит 1 файл

ист.мед Греция.docx

— 49.60 Кб (Скачать)

 

ГОУ ВПО

«Сургутский государственный университет

Ханты-Мансийского  автономного округа – Югры»

Лечебный факультет

Очное отделение

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: История медицины

На тему: Греческая мифология о врачевании: боги-покровители врачевания

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент:

Абдурашидова.А.А

Проверил: Тюрина.И.А

 

 

 

 

 

 

 

 

Сургут 2012г.

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………………………...3

  1. Медицина древней греции……………………………………………………………………….4

  1. Эллинистический период. Вторая половина IV в. до н. э.— середина I в…5

  1. Врачевание Крито-Микенского периода (III—II тысячелетия до н. э.)......6

  1. Врачевание предполисного периода (XI—IX вв. до н. э.)……...…………………..7

  1. Врачевание полисного периода (VIII—VI вв. до н. э.)…………………………...…..7

  1. Медицина классического периода (V—IV вв. до н. э.)………………………………9
  2. Гиппократ………………………………………………………………………..………….………….12
  3. Врачебная этика в древней Греции…………………………….………………….………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Страны античного мира, располагавшиеся в бассейне Средиземного моря, оказали огромное влияние на весь ход последующего развития человечества. Главными среди них были Греция и  Рим.

Периодизация истории  и врачевания

История древней Греции представляет собой историю разложения родовых  и формирования рабовладельческих  отношений. Она делится на пять периодов: 1) крито-микенский, или эгейский (III—II тысячелетия до н.  э.),   2)   предполисный   (XI—IX  вв.до н. э.), 3) полисный (VIII—VI вв. до н. э.), 4) классический (V—IV вв. до н. э.), 5) эллинистический (вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э.). В каждый из этих периодов развитие врачевания и медицинских знаний имело свои отличительные черты (табл. 8).

Источники по истории и  врачеванию: письменные памятники («Илиада» и «Одиссея» Гомера, «История в  девяти книгах» Геродота, «Гиппократов сборник», труды философов и историков), данные археологии, этнографии и др.

Мифология и врачевание

Начало греческой мифологии  таится в тысячелетней истории народов  бассейна Эгейского моря.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

Медицина Древней  Греции

 

 

О наиболее древних формах врачебного искусства Греции можно  судить по поэмам Гомера «Илиада» и  «Одиссея», созданным примерно за тысячу лет до нашей эры. Их герои нуждались  более всего в «лечебных напитках»  и хирургической помощи при различных  ранениях. «Врач, — пишет Гомер, —  это человек, который стоит многих других».

Обучение медицине включало в себя знакомство с лекарственными растениями, приготовление целебных напитков, мазей и пластырей, изучение малых хирургических операций и  кровопускания. Затем следовало  преподавание у постели больного. Люди, которые желали совершенствоваться в хирургии, шли обычно с войском  в поход. Кроме того, медициной  занимались «ризотомы» — собиратели и продавцы лекарственных растений,   а также «фармакополы», которые торговали не только растениями, но и редкостями всякого рода, например, зажигательными стеклами и противоядиями, изготовленными из минералов и веществ животного происхождения. Врачебное искусство греков развивалось под влиянием вавилонян, персов и египтян. Греческие врачи часто посещали страны Востока. Однако в большой степени медицина Греции развивалась самостоятельно, занимая особое место в системе греческой натурфилософии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эллинистический период. Вторая половина IV в. до н. э.— середина I в. н. э.

 

 «Гиппократов сборник» — древнейший памятник медицинской литературы древней Греции (составлен в III в. до н. э. в Александрийском хранилище рукописей)

Труды Авла Корнелия Цельса о врачевании в эпоху эллинизма (труды Герофила и Эразистрата в подлинниках до наших дней не сохранились) Отдельные сведения в сочинениях историков и поэтов

Боги в древней Греции мыслились антропоморфными: их представляли в образе людей и наделяли всеми  человеческими качествами и страстями, как хорошими, так и плохими. Почитание  богов в древней Элладе выражалось не скорбью, а удовольствием, не самобичеванием и самоотречением, а шумным общественным весельем: театральные представления, гимнастические празднества и олимпийские  игры считались религиозными церемониями  и первоначально были предназначены  для прославления богов.

Культ Асклепия как бога-целителя сложился в Элладе к VII в. до н. э. По всей вероятности, прообразом этого мифологического  героя был реально существовавший легендарный врачеватель времен Троянской войны (XII в. до н. э.)—царь Фессалии и глава семейной врачебной школы — Асклепий. Первое упоминание о нем и его сыновьях Махаоне и Подалирии — героях и военачальниках и искусных врачевателях («славные оба врачи, Асклепия мудрые дети») — встречается в «Илиаде».

В греческой мифологии  Асклепий — сын Аполлона, бога солнечного света, музыки и поэзии, который почитался  так же, как врачеватель богов  и бог врачевателей. Согласно легенде, Асклепий был рожден кесаревым сечением, которое произвел его отец Аполлон, вырвавший новорожденного младенца из чрева умирающей матери Корониды — дочери огненного титана Флегия. Искусству врачевания Асклепий обучался у мудрого кентавра Хирона, которому Аполлон поручил воспитание сына. Вскоре ученик превзошел своего учителя и научился не только исцелять больных, но и возвращать к жизни умерших, что вызывало гнев бога подземного мира и царства мертвых Аида.

По преданию бог Асклепий женился на Эпионе, дочери Меропса, правителя о. Кос, который впоследствии стал одним из центров медицинских знаний древней Греции. Здесь процветал род асклепиадов (потомков Асклепия), к которому причислял себя и Гиппократ, родившийся на Косе (ок. 460 г. до н. э.) и считавший себя потомком Асклепия. Наиболее известными детьми Асклепия считаются: Гигиея — богиня здоровья, всеисцеляющая Панакея — покровительница лекарственного врачевания, Махаон, ставший знаменитым военным хирургом, и Подалирии, прославившийся врачеванием внутренних болезней. Все они обучались искусству врачевания у своего отца. Среди богов олимпийского пантеона (согласно преданию, обитали они на горе  Олимп  в  Фессалии)   многие имели отношение к врачеванию,, сохранению здоровья и здорового образа жизни. Так, Гера, супруга верховного бога Зевса, считалась богиней брака и земного плодородия. Артемида — сестра-близнец. Аполлона, покровительница охоты и владычица зверей — почиталась также как покровительница рожениц, защитница детей и женского целомудрия. Гестия была богиней домашнего очага, охраняла дом от всего дурного и заботилась о согласии, любви, счастье и здоровье всех его обитателей. Крылатый Гйпнос олицетворял сон; ему подчинялись не только люди, но и боги (отсюда понятно происхождение слова «гипноз» от греч. Hypnos — сон). Греческая мифология глубоко отразилась в греческом искусстве и литературе — без знания мифологии трудно понимать многие классические произведения, сюжеты картин и скульптурных групп, медицинские термины и истоки традиционных приемов врачевания.

В античном искусстве неотъемлемым атрибутом Асклепия и его доче-ри"Гигиен была змея, которая почиталась в древнем мире как символ мудрости, обновления и могущества сил природы. Асклепий (в древнем Риме его называли Эскулапом) изображался с посохом (т. е. палкой для ходьбы), обвитым змеей (рис. 37), а Гигиея — в виде юной красивой женщины в тунике, с диадемой и змеей, которую она держала в руке и кормила из чаши. Впоследствии изображение посоха, обвитого змеей, чаши со змеей стали в некоторых странах основными эмблемами медицины, символизируя, по мнению одних авторов, мудрость и могущество исцеляющих сил природы, а по мнению других — страх перед ее неведомыми силами (змеиный яд был ядом и лекарством).

Змеи входили также  в символику бога Гермеса, который  олицетворял прибыль, обмен и  торговлю. В дорожной шляпе и крылатых сандалиях он сопровождал души умерших  в царство мертвых (Гермес—Psychopompos). В его руке всегда был кадуцей— жезл, вокруг которого обвивались две смотрящие друг на друга змеи (для сравнения см. эмблему вавилонского бога Нингишзиды, с. 44). Кадуцей Гермеса считался волшебным и служил ему для усыпления, поэтому Гермес почитался также как бог сновидений. Впоследствии кадуцей стал в одних случаях эмблемой торговли, в других — эмблемой   медицины.  

Самым, обширным и самым  ранним собранием греческих мифов  являются эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.

ВРАЧЕВАНИЕ КРИТО-МИКЕНСКОГО ПЕРИОДА (III—II тысячелетия до н. э.)

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних  культур Востока: египетской, вавилонской, индийской и других.

Центром древнейшей греческой цивилизации  был о. Крит. Наивысший расцвет  его царств (Кносс, Малия, Феста, Закро) приходится на конец Ш — начало II тысячелетия до н. э. и связан с развитием раннего рабовладельческого общества. Во II тысячелетии до н. э. могущественный Крит имел прекрасно развитые ремесла, искусство, поддерживал внешние связи с Троянским царством и материковой Грецией, Кипром, Сирией, Вавилонией и особенно с Египтом, что имело большое значение для обеих стран.

Расцвет Крита по времени совпадает  с расцветом хараппской цивилизации (на территории современного Пакистана). Согласно Г. М. Бонгар-ду-Левину, между Индостаном и Средиземноморьем в то время существовали культурные связи; цивилизации Крита и' Хараппы имели ряд общих черт.

 

 

ВРАЧЕВАНИЕ ПРЕДПОЛИСНОГО  ПЕРИОДА (XI—IX вв. до н. э.)

Предполисный период долгое время назывался «гомеровским», так как вплоть до XIX в. (когда на территории древней Греции начались археологические исследования) основные сведения о нем давали эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру. Созданные около IX в. до н. э., они в течение столетий передавались в устной традиции, в VI в. до н. э. впервые были записаны и, таким образом, стали первыми греческими (и европейскими) письменными литературными памятниками.

В поэмах Гомера описано 141 повреждение    туловища    и конечностей (поверхностные и проникающие ранения, ушибленные раны и нагноения, возникающие в результате укусов ядо-витых змей, и т. д.). Лечение ран состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязки. 

Несмотря на то что вскрытия умерших в древней Греции не производились (вплоть до эпохи эллинизма), медицинская номенклатура «Илиады» и «Одиссеи» составила основу терминологии греческих врачевателей и входит в состав современного анатомического языка. По мнению отечественного историка медицины прошлого столетия С. Г. Ковнера, она «немногим ниже анатомических понятий Гиппократа».

Врачеванием и перевязыванием ран  з древнегреческом войске занимались как сами воины (Патрокл лечил Еври-вила и Махаона; Ахилл перевязывал раны Патрокла)   (рис. 39), так и искусные врачеватели, которые знали свойства целебных трав, «какие земля ни рождает» (Илиада, XI, .740). Они пользовались глубоким уважением: 

 

Стоит многих людей один врачеватель  искусный:

Вырежет он и стрелу, и рану присыплет  лекарством. 

 

В поэмах Гомера упоминается также  об эпидемии чумы, сумасшествии друзей Улисса, меланхолии Беллеро-зона, о рождении жизнеспособного [ладенца в конце седьмого месяца беременности; говорится об употреблении серных окуриваний с целью предупреждения заболеваний и использо-: „нии серы как лекарственного сред-:тва, а также о заимствовании некоторых знаний о лечебных средствах у древних египтян.

Эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея»  свидетельствуют об эмпи-энческом характере истоков древнегреческого врачевания, о широком нзаимодействии древнегреческой медицины с достижениями других древних цивилизаций. 

ВРАЧЕВАНИЕ ПОЛИСНОГО  ПЕРИОДА (VIII—VI вв. до н. э.)

В VIII—VI вв. до н. э. на террито-рни Греции повсеместно формировались города-государства — полисы. Они объединяли свободных граждан, зладевших землей и рабами. В высокоразвитых полисах, таких как Афины и Коринф, рабство широко распространилось уже к концу VI в. до н. э. В других (Спарта, Аргос) в течение длительного времени наряду с рабством сохранялись пережитки родового строя.

Неплодородность земли материко-зой Греции, обострение борьбы народа (демоса)  и знати   привели к эмиграции греков в поисках новых плодородных земель. Так возникли греческие полисные поселения на побережье Малой Азии, вдоль берегов Средиземного, Эгейского, а позднее и Черного морей. Широкие торговые и культурные связи между многочисленными полисами способствовали экономическому и культурному развитию древней Греции. Полисный период истории древней Греции отмечен двумя важными для истории медицины явлениями: 1) формирование материалистической древнегреческой философии, которая сложилась в VII в. до н. э., главным образом в Ионии, и окончательно оформилась к IV в. до н. э. (см. с. 95), и 2) становление храмового врачевания, которое связано с укреплением рабовладельческого строя в древней Греции, усилением позиций религии и, как следствие, становлением храмов. Храмовое врачевание в древней Греции развивалось на фоне эмпирического врачевания (которое существовало издавна). Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сформировался в древней Греции к VII в. до н. э. Несколько позже (в VI—IV вв. до н. э.) в Трикке (Фессалия),' Эпидавре (Пелопоннес) и на острове Кос были воздвигнуты первые святилища в его честь — асклепейоны (греч. asclepieion). В целом античные авторы сообщают более чем о 300 асклепейонах на территории древней Греции.

Информация о работе Греческая мифология о врачевании: боги-покровители врачевания