Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 22:21, реферат
Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной (т.е. греко-римской) цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Французский историк прошлого века Эрнест Ренан назвал цивилизацию древней Эллады “греческим чудом”. Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Но что породило мысль о “чуде”?
1.Мифология- духовная основа греческой цивилизации.
2.Древнегреческий театр.
3.Быт и нравы Римлян.
4.Олимпийские игры.
Оглавление:
1.Мифология- духовная основа греческой
цивилизации.
2.Древнегреческий театр.
3.Быт и нравы Римлян.
4.Олимпийские
игры.
Мифология-
духовная основа греческой
цивилизации.
Древняя
Греция и ее культура занимают особое
место в мировой истории. В
высокой оценке античной (т.е. греко-римской)
цивилизации сходятся мыслители
разных эпох и направлений. Французский
историк прошлого века Эрнест Ренан
назвал цивилизацию древней Эллады
“греческим чудом”. Самые высокие
оценки греческой цивилизации не
кажутся преувеличенными. Но что
породило мысль о “чуде”? Греческая
цивилизация — не единственная,
да и не самая древняя. Когда она
появилась, некоторые цивилизации
древнего Востока измеряли свою историю
уже тысячелетиями. Это относится,
например к Египту и Вавилону. Мысль о
чуде греческой цивилизации вызвана скорее
всего ее необычайно быстрым расцветов.
Общество и культура Древнего Египта уже
в начале третьего тысячелетия до нашей
эры находилась на той ступени развития,
которая позволяет говорить о переходе
от варварства к цивилизации. Создание
греческой цивилизации относится к эпохе
“культурного переворота” — VII - V вв.
До н. Э. В течение трех веков в Греции возникла
новая форма государства — первая в истории
демократии. В науке, философии, литературе
и изобразительном искусстве Греция превзошла
достижения древневосточных цивилизаций,
развивающихся уже более трех тысяч лет.
Разве не было это чудом? Конечно, никто
не имел в виду сверхъестественное происхождение
греческой цивилизации, но указать исторические
причины появления “греческого чуда”
оказалось совсем непросто. Возникновение
и расцвет греческой цивилизации, совершившиеся
фактически на протяжении жизни нескольких
поколений, составляли загадку уже и для
самих греков. Уже в V в. до н. э. появились
первые попытки объяснения этого феномена.
Прародителем многих достижений греческой
культуры был объявлен Египет. Одним из
первых был здесь “отец истории” Геродот,
чрезвычайно высоко ценивший культуру
Древнего Египта. Знаменитый Ритор и Сократ
утверждал, что Пифагор воспринял свою
философию в Египте, а Аристотель называет
эту страну родиной теоретической математики.
Родоначальник греческой философии Фалес
был финикийцем по происхождению. Приехав
в Египет, он учился у жрецов, заимствовал
у них представление о воде как первоначале
всего сущего, а также знания по геометрии
и астрономии.
Древнегреческий
театр.
Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории
Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.
Древнегреческий театр возник из сельских празднеств в честь бога
Диониса. Дионис считался богом виноделия, а потом стал богом поэзии и
театра. Почвой древнегреческого искусства считают мифологию.
В ходе развития греческой трагедии в круг ее сюжетов, помимо мифов о Дионисе, вошли рассказы о судьбах героев древности - Эдипа, Геракла, Феспида и других.
Мифология греков выросла из стремления объяснить окружающий мир и была тесно связана с религией.
Театр в Греции был государственным учреждением, и организацию театральных представлений брало на себя само государство, назначая для этих целей специальных людей.
Драматические представления проходили
как
состязания драматургов. В них участвовали
три трагических и три комических поэта.
Каждый из трагиков должен представить
по четыре пьесы: три трагедии и одну сатирическую
драму (это веселая пьеса на мифологический
сюжет с хором, состоящим из сатиров). Три
трагедии, связанные единством сюжета,
составляли трилогию, после нее и ставили
сатирическую драму. Трилогия и сатирическая
драма составляли тетралогию. Состязания
продолжались три дня. Под вечер исполняли
комедию одного из комических поэтов.
Благодаря тесной связи греческого театра
с культом Диониса актеры пользовались
в Греции большим почетом и занимали высокое
общественное положение. Актером мог быть
только свободнорожденный.
Победителями на драматических состязаниях
вначале признавались только хорег и драматург.
Но начиная со второй половины V в. до н.э.
в театральных состязаниях принимали
участие и протагонисты.
В греческой драме число актеров не превышало
трех человек, но одному и тому же актеру
в течение пьесы приходилось играть несколько
ролей. Если в пьесах присутствовали немые
роли, их играли статисты. Актеры носили
маски, так что мимика из игры была исключена.
Тем больше должны были греческие актеры
работать над искусством движения и жеста.
Маски проникли в греческий театр
из-за связи его с культом Диониса. Жрец,
изображавший божество, всегда выступал
в маске. Она отвечала задаче греческого
театра создавать крупные обобщенные
образы. Костюм трагических актеров был
некоторым видоизменением пышной одежды,
которую носили жрецы Диониса во время
исполнения религиозных церемоний. Театральный
хитон (одежда из льняной ткани) имел длинные
рукава и спускался до пят. Плащи употреблялись
в основном двух видов: гиматий (широкий
плащ, располагавшийся складками вокруг
тела) и хламида (короткий плащ с застежкой
на плече).
Цвет на одежде имел тоже определенное значение: роли счастливцев исполнялись в одеяниях с желтой или красной полосой, а синие или зеленые полосы отмечали неудачников
Обувь трагического актера называлась котурнами (башмаки с высокими голенищами). Сценические котурны имели толстые, состоящие из нескольких слоев подошвы, благодаря чему увеличивался рос актера.
Чтобы придать своей фигуре еще большую величественность, трагические актеры укрепляли под одеждой специальные подкладки или небольшие подушки, сохраняя при этом естественные пропорции тела.
В комедии
употребление подушек и подкладок, наоборот,
вызывалось стремлением нарушить нормальные
пропорции человеческого тела и тем вызвать
смех.
Быт
и нравы Римлян.
Упорная связь со своим далеким прошлым была вначале присуща только патрициям — она закрепляла их преимущественное положение. Затем и древние плебейские роды переняли эту приверженность заветам старины.
Спустя столетия в знатных римских семьях, в специальных комнатах или шкафах хранились восковые посмертные маски длинной череды предков. В похоронной процессии эти маски надевали провожающие. На людной площади они усаживались вокруг катафалка покойника и старший из сыновей "докладывал" предкам о жизни и деяниях отца, прося принять умершего благосклонно в их славную компанию. Конечно же, римское простонародье не очень гордилось своими пращурами, но, слушая на Форуме ораторов, постоянно ссылавшихся на примеры предков, все граждане Рима проникались сознанием причастности к сохранению славных традиций своего великого Города.
Теперь
о невоенных занятиях и быте первых
римлян. Главной добычей воинов-
Земледелием
занимались плебеи — жители окрестных
деревень. Сеяли ячмень, пшеницу
и полбу. Выращивали капусту, бобы, чечевицу;
на пологих склонах холмов разбивали
виноградники. Держали фруктовые, главным
образом, яблоневые сады. Разводили
пчел. Методы обработки земли были
еще примитивными — деревянный плуг
с металлическим лемехом и
деревянная борона. Новоприбывшим в
Рим гражданам приходилось
Ремесла были очень слабо развиты. Прядением и ткачеством занимались женщины в семье. Одежду не шили, а кроили в виде плаща, скрепленного пряжками. Знаменитая римская тога была поначалу просто прямоугольным куском шерстяной ткани, который оборачивали вокруг тела как мужчины, так и женщины.
Позже тогу стали кроить в виде сегмента круга, высотой в два с половиной и длиной (по его прямой стороне) в шесть с половиной метров. Завернуться в такую штуку по всем правилам тогдашней моды без посторонней помощи было невозможно. Под тогой носили лишь набедренную повязку, туника появилась позднее. Цвет тоги — светло-серый. В дни траура или иных несчастий облачались в темную тогу. Сенаторы и дети носили тогу-"претексту", с красной полосой вдоль ее прямой стороны.
Если ранняя, прямоугольная и небольшая тога была повседневной одеждой, то эта огромная стала одеянием декоративным и торжественным. Для работы и в дорогу, а уж тем более в сражение, надевали короткий плащ. Но на Форум, в собрание все римляне — бедные и богатые, знатные и незнатные — должны были являться в тоге. Этим подчеркивалось гражданское равенство, а заодно отличие от чужеземцев. Не исключено, что изобретатели такой моды хотели еще предотвратить возможность потасовки во время собраний — уж очень тога сковывала движения. А может быть, конструкторы тоги заботились, прежде всего, о величественности облика и поступи римлян — это производит впечатление на инородцев...
Теперь о жилищах. На смену деревенской круглой хижине из самана в городе появляются каменные дома прямоугольной формы без окон. Главную часть дома состоятельного римлянина представлял собой "атриум" — квадратный дворик с прямоугольным бассейном для сбора дождевой воды посередине. В крыше над двориком — отверстие такого же размера, как бассейн. К нему направлены скаты крыши. В атриуме — очаг для приготовления пищи, он же — семейный алтарь. Здесь ели и спали всей семьей. Позднее от атриума стали отгораживать крошечные спальни и другие помещения. Свет в них попадал из атриума через проемы дверей. Против входа, позади атриума — комната хозяина дома — "таблиниум". За ней нередко — садик, обнесенный стеной.
Мебели
очень мало: деревянные кровати с
сеткой из переплетенных ремней, простые
деревянные сиденья, стол и сундук.
Посуда глиняная. Скудная пища: густая
пшеничная или полбенная каша,
овощи, изредка мясо и рыба. Вина
пили мало и только мужчины. Для трапезы
всей семьей усаживались за стол перед
очагом, обычай возлежать у стола во время
еды пришел с Востока лишь во II веке до
Р. Х. Вообще весь стиль жизни римлян той
поры отличался суровым достоинством
и умеренностью, граничившей с аскетизмом.
Олимпийские
игры.
Олимпи́йские и́гры, Олимпиа́да — крупнейшие международные комплексные спортивные соревнования, которые проводятся каждые четыре года. Традиция, существовавшая в Древней Греции, была возрождена в конце XIX века французским общественным деятелем Пьером де Кубертеном. Олимпийские игры, известные также как Летние Олимпийские игры, проводились каждые четыре года, начиная с 1896, за исключением лет, пришедшихся на мировые войны. В 1924 году были учреждены Зимние Олимпийские игры, которые первоначально проводились в тот же год, что и летние. Однако начиная с 1994 года, время проведения зимних Олимпийских игр сдвинуто на два года относительно времени проведения летних игр.
Олимпийские игры Древней Греции представляли собой религиозный и спортивный праздник, проводившийся в Олимпии. Сведения о происхождении игр утеряны, но сохранилось несколько легенд, описывающих это событие. Первое документально подтверждённое празднование относится к 776 до н. э. они были учреждены Гераклом, хотя известно, что игры проводились и раньше. На время проведения игр объявлялось священное перемирие, в это время нельзя было вести войну, хотя это неоднократно нарушалось.
Олимпийские игры существенно потеряли своё значение с приходом римлян. После того, как христианство стало официальной религией, игры стали рассматриваться как проявление язычества и в 394 н. э. они были запрещены императором Феодосием I.
Информация о работе Мифология- духовная основа греческой цивилизации