Греческая мифология о врачевании и врачевателях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:11, реферат

Описание работы

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство» — так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая в основных своих чертах была создана еще до Гиппократа— самого знаменитого и легендарного врача Древней Греции. В течение ряда веков она существовала в виде устного предания, передаваемого от одного поколения врачей к другому. Медицина — спутница человека с первых его шагов, результат его наблюдательности и разума. Будучи величайшим достижением человечества, она возникла несравненно раньше религий и нашла яркое отражение в появившихся позднее мифологических сказаниях. Вершина греческой

Содержание

I Введение ………………………………………………………………………..3
II Основная часть …………………………………………………………………4
Общее понятие древнегреческой мифологии …………………………..4
Родоначальник древнегреческого мифологического врачевания……..5
Артемида………………………………………………………………..…6
Гермес и его кадуцей…………………………………………………..…8
Асклепий………………………………………………………………….11
Гигея………………………………………………………………………13
Панакея…………………………………………………………………....14
Махаон………………………………………………………….…………14
Падалирий………………………………………………………………...15
III Заключение…………………………………………………………………….15
IV Литература……………………………………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

ГОУ ВПО ВГМУ Минздравсоцразвития России.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

ГОУ ВПО  ВГМУ Минздравсоцразвития  России

Кафедра иностранных языков 
 
 
 
 
 
 
 
 

Реферат

(метод  проектов)

Тема: «Греческая мифология о врачевании и врачевателях» 
 
 

                  Выполнили 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Владивосток-2011

Содержание 

I   Введение ………………………………………………………………………..3

II Основная часть …………………………………………………………………4

  1. Общее понятие древнегреческой мифологии …………………………..4
  2. Родоначальник древнегреческого мифологического врачевания……..5
  3. Артемида………………………………………………………………..…6
  4. Гермес и его кадуцей…………………………………………………..…8
  5. Асклепий………………………………………………………………….11
  6. Гигея………………………………………………………………………13
  7. Панакея…………………………………………………………………....14
  8. Махаон………………………………………………………….…………14
  9. Падалирий………………………………………………………………...15

III Заключение…………………………………………………………………….15

IV Литература……………………………………………………………………..17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

«Клянусь  Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей  и Панакеей и всеми богами и  богинями, беря их в свидетели, исполнять  честно, соответственно моим силам  и моему разумению, следующую  присягу и письменное обязательство» — так начинается «Клятва» древнегреческих врачей, которая в основных своих чертах была создана еще до Гиппократа— самого знаменитого и легендарного врача Древней Греции. В течение ряда веков она существовала в виде устного предания, передаваемого от одного поколения врачей к другому. Медицина — спутница человека с первых его шагов, результат его наблюдательности и разума. Будучи величайшим достижением человечества, она возникла несравненно раньше религий и нашла яркое отражение в появившихся позднее мифологических сказаниях. Вершина греческой мифологии — произведения Гомера — дают нам богатый материал о развитии народной медицины в Древней Греции. Ф. Энгельс отмечал в этой связи: «Гомеровский эпос и вся мифология — вот главное наследство, которое греки перенесли из варварства в цивилизацию».

Цель  работы: -Изучить древнегреческую мифологию о врачевании и врачевателях.

    -Определить  первых богов-врачей  в древней Греции.

Задачи: - Проследить становление богов-врачевателей 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Основная  часть.

      1. Общее понятие древнегреческой мифологии.

      Мифология Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

        Греческая мифология или мифология Древней Греции возникла гораздо позже большинства античных представлений греческого народа о мире. Эллины, подобно другим народам древности, стремились каким-то образом разгадать грозные и часто непонятные природные явления, познать те таинственные неизвестные силы, которые управляют человеческой жизнью. Фантазия древних греков и породила древнегреческую мифологию, населила окружающий мир добрыми и злыми сказочными существами: в рощах и на деревьях поселились дриады, в реках – нимфы, в горах – ореады, в океанах и морях – океаниды. Облик природы, дикий и непокорный, олицетворяли кентавры и сатиры.

      При исследовании греческой мифологии  становится ясно, что миром в то время правили бессмертные боги, добрые и мудрые. Они обитали на вершине громадной горы Олимп  и представлялись как прекрасные и совершенные существа, подобные по внешнему облику на людей. Они представляли из себя единую семью, главой которой был Зевс-Громовержец.  Очеловечивание божественных существ является характерной особенностью греческой религии, что позволяло сделать греческую мифологию ближе обычным людям. В качестве высшей меры совершенства считалась внешняя красота. Итак, могучие силы природы, ранее неподвластные ни понимаю человеку, ни тем более его влиянию, становились понятными, становились более объяснимыми и понятными для воображения обычного человека.

        Греческий народ стал творцом  неповторимых в своей красочности  мифов и легенд о жизни людей,  богов и героев. В древнегреческой  мифологии воспоминания о далеком,  давно забытом прошлом и поэтический  вымысел сливались воедино. Отдельные легенды о греческих богах соединялись в комплексные космогонические сказания (о возникновении человека и мира).

        Греческая мифология представляет  из себя первобытную попытку  осмыслить действительность, придать  всей природной картине целесообразность и стройность, расширить жизненный опыт.

        Незабвенность мифов и легенд  Древней Греции объясняется чрезвычайно  просто: ни одно другое человеческое  творение не отличается таким  богатством и полнотой образов.  В дальнейшем к древнегреческой мифологии обращались философы и историки, поэты и художники, скульпторы и писатели, черпая в неисчерпаемом море легендарных сюжетов идеи собственных произведений, привнося в мифы новое мифологическое мировоззрение,  которое соответствовало тому историческому периоду. 

  1. Родоначальник древнегреческого мифологического  врачевания.

Значительное  место в греческой мифологии  уделялось врачеванию и богам-врачевателям. Первым среди них был один из важнейших  божеств олимпийского пантеона, сын  Зевса и богини Лето бог Аполлон. Аполлон — брат-близнец богини Артемиды и отец бога Асклепия.

Рождение  Аполлона.

« Бог света, златокудрый Аполлон, родился на острове Делос. Мать его Латона, гонимая гневом богини Геры, нигде не могла найти себе приюта. Преследуемая посланным Герой драконом Пифоном, она скиталась по всему свету и наконец укрылась на Делосе, носившемся в те времена по волнах бурного моря. Лишь только вступила Латона на Делос, как из морской пучины поднялись громадные столбы и остановили этот пустынный остров. Он стал незыблемо на том месте, где стоит и до сих пор. Кругом Делоса шумело море. Уныло подымались скалы Делоса, обнаженные без малейшей растительности. Лишь чайки морские находили приют на этих скалах и оглашали их своим печальным криком. Но вот родился бог света Аполлон, и всюду разлились потоки яркого света. Как золотом, залили они скалы Делоса. Все кругом зацвело, засверкало: и прибрежные скалы, и гора Кинт, и долина, и море. Громко славили родившегося бога собравшиеся на Делос богини, поднося ему амврозию и нектар. Вся природа вокруг ликовала вместе с богинями.»

 Аполлона изображают высоким, стройным юношей с лирой и луком в руках. Он олицетворяет солнце и, подобно солнцу, которое своим благодатным теплом исцеляет болезни, он — бог-целитель и бог-прорицатель. В то же время Аполлон был богом карающим и мог вызывать своими стрелами эпидемические заболевания и другие бедствия. Так, в одном из мифов он ниспослал мировую (так называли в то время эпидемии чумы) язву на греков (ахейцев), воевавших под Троей, в наказание за то, что они оскорбили его жреца Хриса:

«Сын Лето и Зевса. Царем раздраженный, наслал он

          Злую болезнь на ахейскую рать. Погибали народы

          Из-за того, что Хриса-жреца Атрид  обесчестил.

          Тот к кораблям быстролетным  ахейцев пришел, чтоб из плена

          Вызволить дочь, за нее заплативши  бесчисленный выкуп.

          Шел, на жезле золотом повязку  неся Аполлона,

          И обратился с горячей мольбою  к собранью ахейцев,

          Больше всего же — к обоим  Атридам, строителям ратей:

          «Дети Атрея и пышнопоножные  мужи ахейцы!

          Дай вам бессмертные боги, живущие  в домах Олимпа,

          Город Приамов разрушить и  всем воротиться в отчизну!...».

Аполлон — не только врач богов и бог  врачей, он бог мудрости, поэзии, музыки и красоты. Одним из самых замечательных художественных произведений античного мира является статуя Аполлона Бельведерского, найденная в конце XV века и находящаяся ныне в Риме. 

3. Артемида.

Артемида - одна из древнейших богинь Греции. Как  можно предполагать, Артемида - богиня-охотница - первоначально была покровительницей животных, как домашних, так и диких. Сама Артемида в древнейшее время изображалась иногда в виде животного, например, медведицы. Так изображалась Артемида брауронская в Аттике, недалеко от Афин. Затем Артемида становится богиней охранительницей матери во время рождения ребенка, дающей благополучные роды, Как сестра Аполлона, бога света, она считалась также богиней луны и отождествлялась с богиней Селеной. Культ Артемиды - один из распространенных в Греции. Знаменит был ее храм в городе Эфесе (Артемида эфесская).

 Вечно  юная, прекрасная богиня родилась  на Делосе в одно время с  братом своим, златокудрым Аполлоном.  Они близнецы. Самая искренняя  любовь, самая тесная дружба соединяют  брата и сестру. Глубоко любят они и мать свою Латону.

 Всем  дает жизнь Артемида. Она заботится  обо всем, что живет на земле  и растет в лесу и в поле  Заботится она о диких зверях, о стадах домашнего скота и  о людях. Она вызывает рост  трав, цветов и деревьев, она благословляет рождение, свадьбу и брак. Богатые жертвы приносят греческие женщины славной дочери Зевса Артемиде, благославляющей и дающей счастье в браке, исцеляющей и насылающей болезни.

 Вечно  юная, прекрасная, как ясный день, богиня Артемида, с луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях. Шумная толпа нимф сопровождает ее, а она, величественная, в короткой одежде охотницы, доходящей лишь до колен, быстро несется по лесистым склонам гор. Не спастись от ее не знающих промаха стрел ни пугливому оленю, ни робкой лани, ни разъяренному кабану, скрывающемуся в зарослях камыша. За Артемидой спешат ее спутницы-нимфы. Веселый смех, крики, лай своры собак далеко раздаются в горах, и отвечает им громко горное эхо. Когда же утомится богиня на охоте, то спешит она с нимфами в священные Дельфы, к любимому брату, стреловержцу Аполлону. Там отдыхает она. Под божественные звуки золотой кифары Аполлона водит она хороводы с музами и нимфами. Впереди всех идет в хороводе Артемида, стройная, прекрасная; она прекраснее всех нимф и муз и выше их на целую голову. Любит отдыхать Артемида и в дышащих прохладой, увитых зеленью гротах, вдали от взоров смертных. Горе тому, кто нарушает покой ее. Так погиб и юный Актеон, сын Автонои, дочери фиванского царя Кадма. 

4. Гермес и его  кадуцей

Гермес - один из древнейших богов Греции; был  первоначально богом - покровителем стад, его изображали иногда с бараном  на руках. В гомеровском эпосе  Гермес прежде всего посланник богов и проводник душ умерших в подземное царства Аида. Гермес - покровитель путешественников; с развитием торговли Гермес становится богом - покровителем торговли, а следовательно, изворотливости, обмана и даже воровства. Кроме того, Гермес - покровитель юношества, атлетов, бог гимнастики; его статуи ставились в палестрах и гимнасиях - учреждениях, в которых обучали борьбе, кулачному бою, бросанью диска, бегу, прыганью и т. д.

 В  гроте горы Киллены в Аркадии  родился сын Зевса и Майи, бог  Гермес, посланник богов. С быстротой мысли переносится он с Олимпа на самый дальний край света в своих крылатых сандалиях, с жезлом-кадуцеем в руках. Гермес охраняет пути, и посвященные ему гермы можно видеть поставленными при дорогах, на перекрестках и у входов в дома всюду в древней Греции. Он покровительствует путникам в путешествии при жизни, он же ведет души умерших в их последний путь - в печальное царство Аида. Своим волшебным жезлом смыкает он глаза людей и погружает их в сон. Гермес - бог покровитель путей и путников и бог торговых сношений и торговли. Он дает в торговле барыш и посылает людям богатство. Гермес изобрел и меры, и числа, и азбуку, он обучил всему этому людей. Он же и бог красноречия, вместе с тем - изворотливости и обмана. Никто не может превзойти его в ловкости, хитрости и даже в воровстве, так как он необычайно ловкий вор. Это он украл однажды в шутку у Зевса его скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, а у Ареса - меч. 

Информация о работе Греческая мифология о врачевании и врачевателях