Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 23:24, реферат
Греческие мифы (от греч. mythos - предсказание, сказание) - это повествование о богах и героях, пришедшие к нам из глубины веков. В мифах переплетены ранние элементы религии, философии, науки и искусства. В греческих мифах можно провести много параллелей с легендами других народов. Впечатляют знания древних греков о происхождении Вселенной и человека. Сказания передавались устно из поколение в поколение, поэтому существуют различные варианты. В преданиях часто отражены реальные исторические события. Троя, известная по поэмам Гомера, считалась выдуманной, но когда Шлиман открыл этот легендарный город, пораженное человечество получило доказательство правдивости древних сказаний.
Греческие мифы (от
греч. mythos - предсказание, сказание) - это
повествование о богах и героях, пришедшие
к нам из глубины веков. В мифах переплетены
ранние элементы религии, философии, науки
и искусства. В греческих мифах можно провести
много параллелей с легендами других народов.
Впечатляют знания древних греков о происхождении
Вселенной и человека. Сказания передавались
устно из поколение в поколение, поэтому
существуют различные варианты. В преданиях
часто отражены реальные исторические
события. Троя, известная по поэмам Гомера,
считалась выдуманной, но когда Шлиман
открыл этот легендарный город, пораженное
человечество получило доказательство
правдивости древних сказаний. Мы не будем
здесь останавливаться на вопросе, кто
были эти боги и были ли они вообще. Для
кого-то греческая мифология - это красивая
сказка, для кого-то история. Людей искусства
она вдохновляет на величайшие произведения.
Людям философского склада открывается
суть вещей. Каждый находит что-то свое,
понятное и дорогое ему одному.
Целостных законченных сказаний о древних богах не сохранилось. Остались только упоминания у античных авторов. Самой почитаемой в древности была Гея-Земля, богиня плодородия, источник всего живого. Объединившись с Ураном-Небом она родила Сторуких. У каждого было по сто рук и пятьдесят голов. Они были огромных размеров и чудовищной силы. Содрогнулся Уран, увидев столь ужасных существ, и вверг их обратно в утробу матери-Земли. Затем родила Гея - Циклопов одноглазых. От движений этих исполинов, земля сотрясалась. И их отправил Уран в Тартар (область преисподней, находящаяся в земном чреве), так как боялся он быть низвергнутым одним из своих сыновей. Так предсказала ему Гея. Наконец родила Гея Титанов. И были они бессмертны. Вид имели человекоподобный, были могущественны и ведали различными стихиями. Самыми старшими были Океан и Фетида. Они господствовали на водных просторах. Титаны породили множество детей, например Гелиос-Солнце, Селену-Луну, Атланта, Прометея и т.д. От титанов произошли на земле титанические народы, такие как Кентавры, Амазонки и др.
Младшим из детей Гея и Урана был Крон. Он помог матери освободиться от Урана, который стольких детей своих низверг обратно в ее чрево. Крон получил от матери адамантовый (прочный металл тверже алмаза, стали) серп и изувечил отца своего, лишив его детородных органов. И взял власть в свои руки. Затем выпустил он из Тартара братьев своих: Сторуких и Циклопов. Но и Крон ужаснулся их силе и виду и вновь низверг их в Тартар.
Женой Крона стала сестра его Рея. Родила она ему детей: Гестею, Деметру, Геру, Аида и Посейдона. Но предсказано было Крону, что постигнет его участь отца и свергнут он будет одним из своих детей. И каждый раз, как рождалось дитя, Крон безжалостно проглатывал его. И вот решила Рея обмануть мужа и сохранить ребенка. Укрылась она на о. Крите и в тайне родила там Зевса. (На о. Крит сохранилась пещера, в которой, по преданию, родился Зевс.) А Крону дала проглотить камень в пеленках.
Когда вырос и возмужал Зевс задумал он завладеть миром. Опоил он отца своего Крона зельем волшебным и извергнул тот из уст всех детей своих, проглоченных ранее. Затем освободил Зевс из Тартара Циклопов и Сторуких и объявил войну отцу Крону и его братьям - Титанам.
И разразилась страшная и великая Титаномахия, битва Богов и Титанов (Кронидов и Уранидов). Титаны обосновались на горе Отрис, Зевс с союзниками - на Олимпе. На сторон Олимпийцев встала часть Титанов. Циклопы выковали Зевсу гром и молнию. Сторукие закидали врагов огромными глыбами. Низвергнуты были перворожденные Титаны в Тартар, Сторукие были представлены, сторожить их. И воцарился над миром всемогущий Зевс. Таким образом, появился Олимпийский пантеон.
Мы сталкиваемся
с богами Олимпа, образы которых
разительно отличаются от всего того,
что входит в наше понятие "бог".
Богам Олимпа не чуждо ничто человеческое.
Они никого и ничему не учат и не наставляют,
ибо у них нет твердых нравственных понятий,
подобных тем, которые выражены в священных
книгах современных религий. Напротив,
их поведение - яркий пример "семи смертных
грехов". И не случайно само понятие
"грех" отсутствует в их языке. Боги
лишены авторитета, без которого немыслима
ни одна религиозная система. Они бессмертны,
но не всемогущи, ибо над ними, как и над
людьми, стоит судьба.
Местом вечного обитания богов греки считали
высокую гору Олимп на границе между Фекассией
и Македонией. Но это же название относилось
еще к шестнадцати горам в Малой Азии,
на островах Эгеиды и в южной части Балканского
полуострова. Имеются основания думать,
что резиденция богов перемещалась от
одного Олимпа к другому по мере того,
как Балканская Греция начинала играть
большую роль в судьбах эллинов. Помимо
того, Олимпы как бы пунктиром обозначают
путь эллинского этноса из Малой Азии
на Балканы.
Помимо Олимпа каждый из небожителей имел,
согласно мифам, свой удел, свою малую
родину, вполне конкретную местность,
остров, гору. Впоследствии, когда местом
почитания богов становились не пещеры
и священные рощи, а искусственные сооружения
- храмы, именно они считались земными
дворцами богов и богинь, наряду с особым,
принадлежащим каждому богу, помещением
в небесных чертогах.
Родиной Зевса мыслилась гора Ида на
острове Крит, местом рождения Апполона
и Артемиды считался каменистый островок
Делос. Гефест, родившийся на Олимпе, получил
вторую родину на острове Лемнос, куда
он был сброшен матерью Герой. Нетрудно
понять, что стоит за этими представлениями:
место первоначального почитания бесчисленных
божков до их превращения в великих богов
и богинь и переселения на Олимп.
С богами были соединены определенные
растения, птицы, пресмыкающиеся, млекопитающие.
Орел считался вестником Зевса. Священными
животными Афины были змея и сова, у
многих народов рассматривавшиеся как
носители мудрости. Трагически окончившеесе
ухаживание Аполлона за прекрасной Дафной
- свидетельство той роли, которую играло
лавровое дерево в культе Аполлона. Равным
образом с Зевсом был связан патриарх
лесов дуб, с Дионисом - виноградная
лоза и плющ, с Персефоной - тополь, с
Аполлоном - мышь, разносчица моровой язвы,
отсюда его прозвище - "мышиный". Все
это информация о том времени, когда сверхъестественные
силы еще не мыслились в человеческом
облике.
Выделение растительной или животной
основы в образе олимпийцев раскрывает
их сущность далеко не полностью. Каждый
бог или богиня - сложный комплекс представлений,
сложившихся в ходе многовековой истории
развития греческого народа и его столкновений
с другими народами на территории Балканского
полуострова и за его пределами. Греки
это прекрасно понимали, приписывая происхождение
образов и имен своих богов то первоначальному
населению Балканского полуострова, то
выходцам из Египта и Азии. Открытие в
19-20 вв. огромного количества памятников
древневосточной литературы и исскуства,
значительно более древних, чем древнейшие
греческие изложения мифов, позволило
просветить до самой глубины олимпийских
богов и обнаружить в них черты вавилонских,
хеттских, финикийских богов.
Особенно очевидны следы восточного происхождения
в такой богине, как Афродита. Не случайно
ее земным уделом стал остров Кипр, заселенный
финикийцами, географически близкий к
сирийско-палестинскому побережью. Такие
черты Афродиты, как страстность, изнеженность,
бесспорно восходят к ее восточным предшественницам.
Чуждым богом для греков-современников
Гомера был и Аполлон. Недаром, согласно
мифам, в конфликте между ахейцами и троянцами
он выступал на стороне последних. Восточное
происхождение Аполлона явствует из сходства
его культовых статуэток с изображением
бога-воителя в сирийско-палестинском
регионе. Но в образ этого пришельца с
Востока, бесспорно, вошли черты местного
племенного бога-волка. Гермес был первоначально
божеством догреческого населения Балканского
полуострова и западного побережья Малой
Азии - пеласгов.
Помимо влияния других, более древних,
религий на формировании образов олимпийских
богов сказались также особенности общественно-политической
истории Греции. Зависимость облика того
или иного бога от общественно-экономического
бытия наиболее очевидна на примере таких
богов, как Аполлон и Дионис. Аполлон в
гомеровской религии - страж созданного
богами порядка в природе и человеческом
коллективе, охранитель достигнутого
аристократией господствующего положения
в обществе, покровитель меры во всем,
в том числе и в искусстве. Напротив, Дионис
- бог вина, освобождающего от скованности
и общепринятых правил, бог буйного веселья,
дарующий радость тем, кто был ее лишен,
и прежде всего людям физического труда,
бог крестьянства гористой Греции, где
землями, пригодными для землепашества,
обладали одни аристократы, а на мелких
неудобных участках можно было разводить
оливы и виноград, бог-страдалец, рожденный
смертной женщиной и испытавший уже в
младенчестве муки, погибший в муках, чтобы
возродиться в человеке.
Родственные отношения между богами, обрисовываемые
мифом, могли объясняться не только их
общим происхождением и совместным вхождением
в греческий пантеон, но и близостью социальных
функций. Аполлон и Артемида, считавшиеся
единоутробными близнецами, объединены
присущей аристократии воинственностью.
Война и охота (в период утраты последней
хозяйственного значения) были привелегией
аристократов.
Об олимпийских богах мы узнаем от эпических
поэтов, авторов гимнов о богах, историков,
драматургов, систематизаторов мифов
(мифографов): образы богов и богинь переплавляются
в горниле творческих талантов и приобретают
черты господствовавшие в разные эпохи
древнего мира философских представлений.
Зевс Гомера - это далеко не то же самое,
что Зевс Гесиода, Пиндара, Геродота, не
говоря уже о Зевсе Платона, сознательно
стремившегося к философской модернизации
образов олимпийцев. Таким образом, неизменность
и разграниченность функций богов не более
чем фикция.
Образы олимпийских богов зыбки и неуловимы,
как Протей. Они живут вместе со своими
почитателями, обогащаясь их фантазией
и интеллектом. Живут и умирают, вопреки
вере в их бессмертие. Появившийся в 1 в.
н.э. миф о гибели великого Пана поразительным
образом донес до нас предчувствие скорого
крушения Олимпа. Олимпийские боги на
заре своей истории справились с титанами
и гигантами, упрятав их в земные недра;
они устояли в соперничестве с богами
восточного происхождения, потеснившись
и уступив им место на Олимпе. Но в век
зарождения христианства им угрожала
совершенно иная система отношений человека
и бога. Они привыкли властвовать над людьми,
вмешиваться в их жизнь и пользоваться
их дарами, приносимыми перед храмами
и домашними алтарями.
Христианство открыло новый Олимп: не
где-то в небесных сферах, а в глубине человеческой
души, преобразовав ее в огнедышащий вулкан
веры. Бога стали носить в себе. Это был
один Бог на всех, лишенный олимпийской
красоты и разнообразия, умерший на кресте
позорной рабской смертью, но возродившийся,
сильный человеческими страстями и слабостями.
И он, бросив вызов империи и ее бездушным
владыкам, объединил смертных в их ненависти
ко всему, что было связано с ней, в том
числе и к Олимпу, который был забросан
комьями грязи, злобы и презрения.
И покинули боги Олимп так тихо, что этого
никто не заметил. И даже место, где они
обитали, было забыто. Храмы обезобразили,
превратив в церкви, в ярости разбили великолепные
статуи, сбили резцом посвятительные надписи.
Если и вспоминали их имена, то только
для того, чтобы предать анафеме как демонов.
Гибли древние библиотеки - последние
прибежища муз. Горели рукописи, погружая
обитаемый мир во мрак невежества и нетерпимости,
предвещая, что пламя дойдет и до людей.
Но богиня памяти Мнемосина, мать муз,
бессмертна, потому что жила она не на
Олимпе, а среди людей, и не дала она забыть
Гомера, Гесиода, Эсхила, Пиндара. И настало
время, когда из их полуизъеденных мышами
творений открылась запретная красота
греческих преданий о богах. Ее восприняло
общество, официально провозглашенным
идеалом которого было страдание, воздержание
плоти во имя Духа Святого. Возрожденные
в сознании образованных европейцев, олимпийские
боги стали духами радости, красоты, полноты
чувств. Они были очищены от культа, не
имели храмов и жрецов, не требовали материальных
жертв, но им воздвигали невидимые храмы,
жертвовали лучшие порывы души. Яркостью
красок и совершенством форм на картинах
художников XV-XVI вв. олимпийские боги открывали
новый мир, оказавшийся хорошо забытым
античным миром. Так олимпийские боги
вошли в современный мир и продолжают
в нем жить, ни в чем не препятствуя людям
и обогащая их красотой, доблестью, душевной
широтой, любовью к жизни.