Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа
Прежде чем изучать особенности мифологической формы мировоззрения, дадим определение мировоззрения как такового. Мировоззрение - система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающей действительности. Мировоззрение - сложное, разностороннее и многоплановое образование.
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы стр.3
2. Мифология стр.4
2.1. Мифология как форма общественного сознания стр.4
2.2. Мифология - исторический тип мировоззрения стр.6
2.3. Изучение и развитие мифологии стр.7
3. Миф и мифологичность стр.9
3.1.Сущность мифа стр.9
3.2. Основные категории мифа стр.15
4. Миф и религия стр.16
5. Миф XX века стр.17
ЛИТЕРАТУРА стр.18
Контрольная
работа
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы стр.3
2.
Мифология
2.1. Мифология как форма общественного сознания стр.4
2.2. Мифология - исторический тип мировоззрения стр.6
2.3.
Изучение и развитие
мифологии
3.
Миф и мифологичность
3.1.Сущность
мифа
3.2.
Основные категории
мифа
4.
Миф и религия
5.
Миф XX века
ЛИТЕРАТУРА
1. Введение. Мировоззрение и его исторические типы.
Прежде
чем изучать особенности мифологической
формы мировоззрения, дадим определение
мировоззрения как такового. Мировоззрение
- система общественных представлений
о мире в целом, о совершающихся в нем природных
и социальных процессах, об отношении
человека к окружающей действительности.
Мировоззрение - сложное, разностороннее
и многоплановое образование. Оно имеет
многослойную структуру. Мировоззрение,
его структура и содержание не являются
чем-то раз и навсегда данным статичным
неизменным. На ранних этапах исторического
развития изменялась роль отдельных компонентов
в системе мировоззрения, со временем
обновлялось и обогащалось его содержание.
В зависимости от того, какие взгляды преобладают
в той или иной совокупности представлений
о мире в целом, а также в зависимости от
способа включения соответствующих взглядов
и представлений в структуру мировоззрения,
способа их обоснования, можно говорить
о разных типах мировоззрения. В разных
обществах, у разных классов господствуют
разные типы мировоззрения.
2. Мифология.
2.1. Мифология как форма общественного сознания.
Мифология - форма общественного сознания; способ понимания природной и социальной действительности на разных стадиях общественного развития. В общественном сознании первобытного общества мифология несомненно доминировала. Мифология в основном ориентирована на преодоление фундаментальных антиполий человеческого существования, на гармонизацию личности, общества и природы. Предпосылкой мифологической "логики" служили неспособность человека выделить себя из окружающей среды и нерасчлененность мифологического мышления, на не отделившегося от эмоциональной аффективной среды. Следствием было метафорическое сопоставление природных и культурных объектов, очеловечивание окружающей природной среды, в том числе одушевление фрагментов космоса.
Мифологическому мышлению свойственно отчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений, происхождения и сущности, безразличия к противоречию и т.п. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов и т.п. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным генетизмом и этиологизмом: объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении. Мифологии свойственно резкое разграничение мифологического, раннего (сокрального) и текущего, последующего (профанного) времени. Все происходящее в мифическом времени приобретает значение парадигмы и прецедента, т.е. образца для воспроизведения. Моделирование оказывается специфической функцией мифа.
Если научное обобщение строится на основе логической иерархии от конкретного к абстрактному и от причин к следствиям, то мифологическое оперирует конкретным и персональным, использованным в качестве знака, так что иерархии причин и следствий соответствует гипостазирование, иерархия мифологических существ, имеющая систематически ценное значение. То, что в научном анализе выступает как сходство или иной вид отношения, в мифологии выглядит как тождество, а логическому разделению на признаки в мифологии соответствует разделение на части. Миф обычно совмещает в себе два аспекта:
диахронический (рассказ о прошлом)
синхронический (объяснение настоящего или будущего).
Содержание
мифа представлялось первобытному сознанию
реальным и даже в высшем смысле реальным,
т.к. воплощало коллективный "надежный"
опыт осмысления действительности множества
поколений, который служил предметом веры,
а не критики. Мифы утверждали принятую
в данном обществе систему ценностей,
поддерживали и санкционировали определенные
нормы поведения. Мифологическое мироощущение
выражалось не только в повествованиях,
но и в действах (обрядах, танцах). Миф и
обряд в древних культурах составляли
известное единство - мировоззренческое,
функциональное, структурное, являя собой
как бы два аспекта первобытной культуры
- словесный и действенный, "теоретический"
и "практический".
2.2. Мифология - исторический тип мировоззрения.
На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями. Эти представления являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.
Мировоззрение
всегда представляет собой интегральный
результат всего
2.3. Изучение и развитие мифологии.
Первые
попытки рационального
Во
второй половине XIX века друг другу противостояли
две основные магистральные школы изучения
мифа. Первая из них опиралась на достижения
научного сравнительно-исторического
языкознания и разрабатывала лингвистическую
концепцию мифа (А.Кун, В.Шварц, М.Мюллер
и др.) Согласно точке зрения Мюллера, первобытный
человек обозначал отвлеченные понятия
через конкретные признаки посредством
метафорических эпитетов, а когда первоначальный
смысл последних оказывался забыт или
затемнен, в силу семантических сдвигов
возникал миф. Впоследствии эта концепция
была признана несостоятельной, но сам
по себе первый опыт использования языка
для реконструкции мифа получил продуктивное
развитие. Вторая школа - антропологическая,
или эволюционистская, сложилась в Великобритании
в результате первых научных шагов сравнительной
этнографии. Мифология возводилась к анимизму,
к некоему представлению о душе, возникающему
у "дикаря" из размышлений о смерти,
снах, болезни. Мифология отождествлялась,
таким образом, со своеобразной первобытной
наукой, становящейся якобы не более чем
пережитком с развитием культуры и не
имеющей самостоятельных значений. Серьезные
коррективы в эту концепцию внес Дж.Фрайзер,
истолковавший миф по преимуществу не
как сознательную попытку объяснения
окружающего мира, а как слепок магического
ритуала. Ритуалистическая доктрина Фрайзера
была развита кембриджской школой классической
философии. Впоследствии интерес в изучении
мифологии сместился в область специфики
мифологического мышления. Леви-Брюль
считал первобытное мышление "дологическим",
которым коллективные представления служат
предметом веры и носят императивный характер.
К "механизмам" мифологического мышления
он относил: Несоблюдение логического
закона исключенного третьего (объекты
могут быть одновременно и самими собой
и чем-то другим); Закон партиципации; неоднородность
пространства; качественный характер
представлений о времени и др. Символическая
теория мифа, развитая Кассирером углубила
понимание интеллектуального своеобразия
мифа как автономной символической формы
культуры, особым образом моделирующей
мир. В современном мире изучение мифа
продолжается.
3. Миф и мифологичность
3.1. Сущность мифа
Миф - не выдумка и не фантастический вымысел. Миф - наиболее яркая и самая подлинная действительность. Это - совершенно необходимая категория мыслей и жизни. Так, например, Кант объективность науки связал с субъективностью пространства, времени и всех других категорий. Миф - необходимая категория мыслей и жизни. Это – подлинная и максимально конкретная реальность.Многие мифологи сводят мифологию к субъективизму. Тогда миф - выдумка, детская фантазия, он не реален, философски беспомощен наоборот, что он - предмет поколения, что он - божественен и свят. Если говорить о мифе как об определенной эпохе в развитии научного сознания, то он - не выдумка, а содержит в себе строжайшую и определенную структуру и является категорией сознания и бытия вообще. Миф - не идеальное бытие, но жизненно ощущаемая и творимая, вещественная реальность и телесная действительность. Миф - не научное построение. Многие ученые считают, что мифология - первобытная наука. Научное отношение к мифу предполагает изолированную интеллектуальную функцию. И мифология и первобытная наука - разные понятия. Миф всегда практичен, эмоционален, жизненен, но это - не начало науки. В данном случае нельзя утверждать, что мифология (та, иная, индийская, египетская, греческая) - это наука вообще, т.е. современная наука. Миф насыщен эмоциями и реальными жизненными переживаниями. Первобытная наука тоже эмоциональна, наивно-непосредственна и в этом смысле конечно, мифологична. Но это и показывает, что если бы мифологичность принадлежала к ее сущности, то наука не получила бы никакого самостоятельного исторического развития и история ее была бы историей мифологии. Мифическое сознание совершенно непосредственно и понятно; научное сознание обладает выводным логическим характером. Поэтому - уже на первобытной ступени своего развития наука не имеет ничего общего с мифологией.
а) нельзя считать, что мифология предшествует науке и что наука появляется из мифа. «Если брать реальную науку, т.е. науку, реально творимую живыми людьми в определенную историческую эпоху, то такая наука решительно всегда не только сопровождается мифологией, но и реально питается ею, почерпывая из нее свои исходные интуиции». Примеры существуют в работах различных философов. Например, Декарт - основатель новоевропейского рационализма и механицизма мифолог, т.к. начинает свою философию со всеобщего сомнения, даже относительно Бога. И это только потому, что такова его собственная мифология, такова вообще индивидуалистическая и субъективистическая мифология, лежащая в основе новоевропейской культуры и философии. Аналогичные примеры можно проследить и в работах Канта. Не менее мифологична и другая наука, не только "первобытная", но и всякая. Например, механика Ньютона, которая построена на гипотезе однородного и бесконечного пространства, т.е. по мнению А.Ф. Лосева построена на мифологии нигилизма. Сюда же относится учение о бесконечном прогрессе общества и социальном уравнении, теория бесконечной делимости материи. Вывод: наука не рождается из мифа, но наука не существует без мифа, она всегда мифологична. Но чистая мифология и чистая наука очень далеки друг от друга.
Миф - не научное построение, но "живое субъект -объектное взаимообщение, содержащее в себе свою собственную, вненаучную, чисто мифическую истинность, достоверность и принципиальную закономерность и структуру. Миф - не метафизическое построение. Метафизика говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем", и мифология говорит о чем-то необычном, высоком, "потустороннем" Но путать мифологию с метафизикой нельзя.
а) Миф - это сказка. Но для кого? Для того, кто сам живет этим мифом, т.е. для мифического создания. Миф - не сказочное бытие. Это - самое реальное и живое, самое непосредственное и даже чувственное бытие. Характеризуя миф как сказочную деятельность, мы выражаем свое выражение к нему, т.е. характеризуем самих себя,а не миф.
б) Метафизика - есть наука, или пытается быть наукой о "сверхчувственном" и об отношении его к "чувственному", а мифология - не наука, а жизненное отношение к окружающему. Миф не научен и не требует никакой специальной работы мыслей. Для метафизики же нужны доказанные положения, приведенные в систему выводы, продуманность языка, анализ понятий.
в) Для мифического сознания все ясно и чувственно ощутимо. Не только языческие мифы поражают своей постоянной телесностью и видимостью, осязаемостью. Таковы в полной мере и христианские мифы, несмотря на общепризнанную несравненную духовность этой религии. И индийские, и египетские мифы не содержат в себе специально философских или философско-метафизических интуиций или учений, хотя на их основании могли возникнуть соответствующие философские конструкции. Если взять исходные и центральные пункты христианской мифологии, то можно видеть, что они тоже суть нечто чувственно-явленное и физически осязаемое. Миф - не схема, не аллегория, а символ. Понятие символа относительно. Иногда одна и та же выразительная форма, смотря по способу соотношения с другими смысловыми выразительными или вещественными формами, может быть и символом, и схемой, и аллегорией одновременно. Анализ определенного мифа может вскрыть, что в нем символ, схема, или аллегория. Так, лев пусть аллегория гордой силы, а лиса - аллегория хитрости. Жизнь и смерть Пушкина можно сравнить с лесом, который долго сопротивлялся и отстаивал свое существование, но в конце концов не выдержал борьбы с осенью и погиб. У Кольцова - прекрасное изображение леса, имеющее значение совершенно самостоятельное и в своей буквальности весьма художественное и символичное. Миф, рассматриваемый с точки зрения своей символической природы, может оказаться сразу и символом, и аллегорией. Также он может оказаться двойным символом. Существуют примеры символического мифологизирования света, цветов и других зрительных явлений природы. Например, описание Луны, Солнца, неба у разных писателей и поэтов различно, однако подразумевают они одно и то же. Наиболее яркие описания в творчестве Пушкина, Тютчева, Баратынского. Отсюда вывод: миф - это не только схема или только аллегория, но всегда прежде всего символ, и, уже будучи символом, он может содержать в себе схематические, аллегорические и усложненно-символические слои. Миф - личностная форма. Исходя из предыдущих описаний мифа можно сказать, то «миф - бытие личностное или, точнее, образ бытия личностного, личностная форма, лик личности». Личность предполагает прежде всего самосознание. Личность тем и отличается от вещи. Поэтому отождествление ее - частичное с мифом оказывается совершенно несомненным. Всякая живая личность так или иначе миф, как бы миф в широком смысле. Личность - миф не потому, что она личность, а потому, что она осмысленна и оформлена с точки зрения мифического сознания. Неодушевленные предметы, например кровь, волосы, сердце и пр. - тоже могут быть мифичными, но не потому, что они - личности, а потому, что они поняты с точки зрения личностно-мифического сознания.