Федеральное
государственное образовательное
учреждение
высшего
профессионального образования
Тюменский
архитектурно-строительный университет
Кафедра
гуманитарных и социальных наук
Контрольная
работа по дисциплине «Философия»:
№ 13, Древнегреческая
мифология
Специальность
– ПСК
Выполнил:
Студентка 3 курса, 1 группы
Замякина Ксения Евгеньевна
Проверил:
Анисина С.С. доцент кафедры
гуманитарных и социальных наук,
кандидат философских наук, доцент
Тюмень
2011
Содержание
1. Введение………………………………………………………………………...3
2. Источники греческой
мифологии…………………………..…………………4
3 Периоды развития
древнегреческой мифологии…………...…………….…..7
4. Стадии развития
мифологии…………………………………………………..9
5.
Отличия мифа от простейших форм общественного сознания:
религии и философии……………………………………………………………19
6. Заключение…………………………………………………………………….22
7. Список литературы……………………………………………………………23
- Введение
Начнём
с того, что же вообще представляет
собой мифология.
Мифология
- (греч. mythos—повествование, сказание и
logos - учение, слово) - фантастическое отражение
действительности в первобытном сознании,
воплощенное в характерном для древности
устном народном творчестве. Миф - возникающее
на ранних этапах истории повествование,
фантастические образы которого (боги,
легендарные герои, события и т. п.) были
попыткой обобщить и объяснить различные
явления природы и общества.
“Всякая
мифология преодолевает, подчиняет
и преобразовывает силы природы
в воображении и при помощи
воображения; она исчезает, следовательно,
вместе с наступлением действительного
господства над этими силами природы”
1
Мифология
- это своеобразная форма проявления мировоззрения
древнего общества. Поскольку в ней имеются
представления о сверхъестественном,
она содержит элементы религии. В мифологии
отразились также и нравственные взгляды,
и эстетическое отношение человека к действительности.
По словам Маркса, мифология - “бессознательно-художественная
переработка природы (здесь под природой
понимается все предметное, следовательно,
включая и общество)” 2. Такое определение
имеет мифология в общих чертах.
В
свою очередь, Шеллинг считал мифологию
необходимой частью своей философской
системы, с одной стороны называя её обязательной
предпосылкой философии откровения, а
с другой – первой и основополагающей
частью философии истории. И мифология
становится в его системе самоценным и
необходимым этапом становления человечества,
чем отвергается сугубо негативное или
пренебрежительное к ней отношение.3
Теперь
скажем немного о греческой мифологии.
Греческая мифология существовала в далеких
тысячелетиях до нашей эры и закончила
свое развитие вместе с концом общинно-родового
общества. Однако да нас дошло множество
произведений античной письменной литературы,
из которой можно извлечь и образы, и сюжеты,
и факты, свидетельствующие о том, что
мифологическая традиция была устойчива,
закреплялась в памяти поколений, передавалась
от предков к потомкам и с развитием письменной
литературы стала фиксироваться и систематизироваться.
Мифология – это слепок, отражения человеком
освоенной территории в фактических образах.
Но,
что же такое «Миф»? Миф-это древнее
предание и повествование о божествах
и обладающих сверхчеловеческой силой
героях, в котором в конкретной форме выразились
верования и все вообще миросозерцание
древних народов. (Малый
энциклопедический словарь Брокгауза
и Ефрона).
«Миф»
по-гречески означает не что иное, как
«слово». Поэтому и древнегреческие мифы
можно назвать «словом» о богах и героях.
«Миф - эта не выдумка, но наиболее яркая
и самая подлинная действительность. Это
– совершенно необходимая категория мысли
и жизни, далекая от всякой случайности
и произвола. Мифология дает нечто живое,
одухотворенное и прекрасное. Мифического
образа нет самого по себе, как нет вещи.
Миф многосмыслен. Тайна грядущего явна.
Свершение же дело героев. Судьбу героев
и смертных, участь стран и городов, миф
предваряет.»4.
Во
второй части, будут рассмотрены
основные источники греческой мифологии,
Далее мы рассмотрим представление источники,
благодаря которым до нас дошли сведения,
известные на данный период времени. Немного
заострим внимание на такой личности,
как Гомер. В третьей части представлении
наиболее выраженные периоды развития
древнегреческой мифологии.
- Источники
греческой мифологии
Сведения
о греческой мифологии дошли
до нас в огромном количестве памятников
письменной литературы - художественной
и научной. Основными источниками изучения
греческой мифологии являются "Илиада"
и "Одиссея" Гомера. Миф у Гомера излагается
как объективные явления, сомнений, в реальности
которого у автора не возникает. Иное отношение
к мифологии у Гесиода, жившего в период
становления греческой полисной системы
и идеологии. Он собирает и сводит воедино
мифы и генеалогии богов, излагает космогоническую
систему в связи с историей происхождения
богов ("Теогония"), обнаруживая большую
склонность к хтонической мифологии. В
классической лирике (7-5 вв. до н.э.), где
мифология служит средством для передачи
самоощущений и излияний личности, миф
сам по себе в значительной мере блекнет,
но в нем выдвигаются неведомые Гомеру
и Гесиоду моменты. Греческая драма (V в.
до н.э. - Эсхил, Софокл, Еврипид) явилась
синтезом внеличного, созерцательного
эпоса и личного субъективного самоощущения
в лирике. В трагедии судьба, рок - вся эта
трудно усваиваемая бездна античного
пессимизма получила свою логику, историю,
свои образы. Из комедиографов к образам
греческой мифологии обращался Аристофан
(5 в. до н.э). Эллинистическая поэзия - Феокрит,
Бион, Мосх (4-3 вв. до н.э.) и другие авторы
- дает ряд мелких и изящных мифологических
образов. Немаловажный мифологический
материал, изобилующий экзотическими
именами, содержат гимны Каллимаха (3 в.
до н.э.). Из поэтов-александрийцев особенно
интересен Аполлоний Родосский (3 в. до
н.э.), изложивший в поэме "После Гомера"
события после смерти Гектора до взятия
Трои и Нонн Панополитанский (5 в), который
в поэме "Дионисовы песни" сообщает
много фактов в связи с рождением и жизнью
Диониса. Источниками для изучения греческой
мифологии являются также труды Филострата
Старшего и Филострата Младшего (3 в. н.э.).
Каллистрата (4 в) и эпиграмматистов (Мелеагр,
1 в. до н.э., и др.).
Из
собраний гимнов важны, так называемые,
Гомеровские гимны, пять из которых возникли
в классический период (но позже "Илиады"
и "Одиссее"), остальные - в эллинистическую
эпоху. В так называемых Орфических гимнах,
восходящих к 6 в. до н.э., но составленных
в целом в 3-2 вв. до н.э., содержатся эпитеты
богов, помогающие анализировать мифологические
образы. Третье собрание гимнов - гимны
Прокла (5 в. н.э.) резюмируют работу античной
мифологической мысли над рядом центральных
образов.
Сведения
по греческой мифологии содержатся
и в произведениях римских
авторов 1 в. до н.э. - 2 в. н.э. (Овидий, Вергилий,
Силий Италик). "Метаморфозы" Овидия
представляются собой по существу мифологическую
энциклопедию.
При
изучении греческой мифологии используются
сочинения историков: Геродота (5 в. до
н.э.), Полибия (3-2 вв. до н.э.), Диодора Сицилийского,
Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия
(1 в. до н.э.), географа Страбона (1 в. н.э.),
а также сохранившиеся во фрагментах сочинения
логографов и генеалогов Гекатея, Акусилая,
Асклепиада и других. Среди этих авторов
выделяются Ферекид и Гелланик, у которых
мы находим, целую космогонию.
Греческая
философия тесно связана с
греческой мифологией, философы разных
эпох стремились осмыслить мифологию
в целом и отдельные мифы. Одним
из стоиков, Луцием Аннеем Корнутом (1 в.
н.э.) составлено руководство по греческой
мифологии. Из сочинений эклектиков и
философов позднего эллинистического
периода особенный интерес представляют
сочинения Плутарха (1-2 вв. н.э.) и Атенея
(3 в. н.э.), а также Цицерона (1 в. до н.э.),
дающего классификацию богов. У неоплатоника
Плотина (3 в. н.э.) содержатся сведения
о ряде важных мифологических образов
и трактат об Эроте, у Порфирия (3 в. н.э.)
- ценные фрагменты из ранних авторов и
рассуждение "О пещере нимф". Обширные
комментарии Порфирия к "Илиаде"
и "Одиссее" послужили источником
для позднейших комментаторов Гомера
- Цеца и Евстафия, а его сочинение "О
статуях" - источником для Евсевия и
Макробия. Философия греческой мифологии
была систематизирована Проклом (5 в. н.э.),
большое количество известий о древнейших
теогониях и космогониях собрано Дамаскием
(5-6 вв.)
Мифографы
- собиратели и излагатели мифов - появились
в Греции не позднее 5 в. до н.э. К ним относятся
софист Гиппий, а также ряд ранних историков
и философов: Геродор Гераклейский, Анаксимен
Лампсакский, Асклепиад Трагильский, Дикеарх
Мессенский. Дионисий Самосский составил
генеалогические таблицы и изучал трагические
мифы. Ученику Аристотеля Палефату принадлежит
сборник мифологических рассказов под
названием "О невероятном".
Особенно
много для собирания и толкования
древних мифов сделали александрийцы
(4-2 вв. до н.э.): Каллимах, Афинский (ему
приписывают обширную мифологическую
"Библиотеку", дающую подробное изложение
теогонии и главнейших мифических родословных
Девкалиона, Инаха, Агенора, Пеласга, Атланта),
Аполлодор излагает мифы по Гомеру, Гесиоду
и особенно трагикам. Собранный материал
послужил источником для многих позднейших
схолий. Из собирателей более позднего
времени следует упомянуть Филодема (труд
"О благочестии"), Дидима (послужившего,
по-видимому, источником для схолий к Софоклу,
Еврипиду и Пиндару) и Феона (послужившего
источником для схолий к Каллимаху, Феокриту
и Аполлонию Родосскому).
Поздние
мифографы делятся на две группы:
Собиратели мифов "превращений" и
"звездных" мифов. К первой группе
относятся Никандр Колофонский, Антигон
Каристийский и Бой (их сочинения - прямые
источники "Метаморфоз" Овидия), а
также Антонин Либерал - автор 41 рассказа
о "превращениях" (вероятно, 1 в. до
н.э.). Ко второй группе мифографов относятся
Эратосфен (3 в. до н.э.), которому приписываются
"Катастеризмы" (букв "Превращения
в звезды"; Арат Солский (4-3 вв. до н.э.)
с его "Феноменами", где в стихотворной
форме излагаются мифы о звездах; анонимные
комментарии к Арату; "Астрономия",
приписываемая Гигину. Из христианских
апологетов для греческой мифологии важен
"Протрептик" Климента Александрийского
(3 в. н.э.).
На
рубеже 5 и 6 вв. появилась книга мифов
Фульгенция, подражавшего историку Птолемею
Хенну (1 в. н.э.), известному по "Библиотеке"
Фотия и некоторым цитатам из Евстафия
и Цеца; она отличалась часто некритическим
отношением к мифографическим источникам.
Иоанну Педиасиму принадлежит сочинение
о двенадцати подвигах Геракла, созданное
на основе "Библиотеки" Аполлодора.
Известны очень поздняя анонимная обработка
в прозе "Метаморфоз" Овидия и сочинение
некоего Гераклита, содержащее 39 мифов.
Большую
ценность представляются сочинения
трех мифографов 7 в., известных под
названием Ватиканских мифографов.
Эти авторы, заимствуя друг у друга, а также
из Сервия и поздней комментаторской литературы,
дают в систематическом виде обзор всей
античной мифологии. Изложение изобилует
множеством разного рода вариантов и отдельных
редкостных мелочей.
- Периоды
развития древнегреческой
мифологии.
Выделяют
два основных периода мифологии:
-
Доклассический - основа античной мифологии,
порожденная еще периодом матриархата
(все окружающее человек мыслит движимым
непонятными силами, земля - основа мифологии,
источник и кормилец всего мира - хтонизм,
фетишизм, анимизм). В развитом анимизме
трансформация демона или бога приводит
к антропоморфизму.
-
Классический - связанный с централизацией
мифологии вокруг горы Олимп и переходом
к строгому героизму (ранняя классика
и поздний героизм). Один главный бог -
Зевс. Появляются боги нового типа, женские
божества получили новые функции в связи
с эпохой патриархата. Остаются, правда,
фетишистские элементы - волоокая Гера
и т.д. Возрастает роль людей в мифах: Ахилл
ругает Аполлона за укрывательство Гектора.