Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:12, реферат
Предназначены для использования специалистами центров гигиены и эпидемиологии в Практике текущего госсаннадзора; медицинскими работниками школ (врачи и средний
медицинский персонал), администрацией и педагогами школ при организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
1. Область применения.................................................................................................. 4
2.Нормативные ссылки............................................................................................................... 4
3.Общие положения.................................................................................................................... 5
4. Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой...................................................................... ............................ 6
5.Гигиенические требования к организации урока физкультуры ............................................7
6. Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы........................................ ......................................... 9
7.Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы......................................... 11
3.Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием........................................ 12
9. Контроль санитарно-эпидемиологической службы за организацией двигательного режима школьников ................................................................ ........ 13
СОГЛАСОВАНО
Зам. начальника
по науке Главного управления кадровой
политики, учебных заведений и науки ________Н.И.Доста
2000г.
УТВЕРЖДАЮ
Зам. министра здравоохранения Республики Беларусь, Главный государственный санитарный врач ___________В.П.Филонов
13 ноября 2000r.
№122-0010
ГИГИЕНИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ШКОЛЬНИКОВ
Минск - 2000
1. Область
применения....................
2.Нормативные
ссылки........................
3.Общие
положения.....................
4.
Распределение школьников на медицинские
группы для занятий
физической культурой.....................
5.Гигиенические
требования к организации
6. Гигиенические
требования к организации занятий учащихся
специальной медицинской группы........................
7.Оценка
эффективности физкультурно-
3.Медико-педагогический
контроль за физическим воспитанием...................
9. Контроль
санитарно-эпидемиологической
I
Приложение
1.............................
Приложение
2.............................
Приложение
3.............................
Приложение
4.............................
Приложение.5..................
Основное учреждение разработчик - Научно-исследовательский институт санитарии и гигиены (директор доктор мед. наук, профессор Соколов С.М.).
Учреждения-соисполнители:
- Белорусский ордена трудового Красного Знамени государственный институт усовершенствования врачей;
- Республиканский центр физического воспитания и спорта учащихся и студентов Министерства образования Республики Беларусь; Республиканский диспансер спортивной медицины.
Составители
документа, телефоны:
Н.Ф. Фарино, Т.В.Крамарекко, Н.А.Грекова (БелНИСГИ, т. 232-82-49);
Л.И.Матуш (БелГИУВ, т. 240-70-14);
В.С.Овчаров, (РЦФВиС, т. 223-71-10)
Н.Т.Лебедева (РДСМ, 223-52-10)
Рецензенты:
Доцент кафедры гигиены детей и подростков МГМИ, к.м.н. Лабодаева Ж.П.;
Зав. лабораторией комплексных исследований в гигиене труда НИИ санитарии и
гигиены, к.м.н. Клебанов Р.Д.;
Зав. отделом гигиены детей и подростков Минского городского ЦГЭ Жихарь В.И.
Ответственный
за издание: заместитель директора НИИ
санитарии и гигиены по научной работе
И. А.3астенская
АННОТАЦИЯ
Настоящий документ устанавливает общие принципы и унифицирует методические подходы к гигиеническому контролю за организацией двигательного режима школьников в целях сохранения и формирования здоровья.
Методические
указания утверждены Министерством
здравоохранения Республики Беларусь
в качестве официального документа.
1. Область применения
Методические указания определяют систему организации государственного Санитарного надзора за двигательным режимом школьников с разным уровнем здоровья в различных типах учебных заведений (общеобразовательные школы, гимназии, лицеи), оценку эффективности физкультурно-оздоровительной работы.
Предназначены
для использования специалистами центров
гигиены и эпидемиологии в Практике текущего
госсаннадзора; медицинскими работниками
школ (врачи и средний
медицинский персонал), администрацией
и педагогами школ при организации и проведении
учебно-воспитательного процесса.
2. Нормативные ссылки
2.1. Закон Республики Беларусь о физической культуре и спорте, принятый Верховным Советом РБ 18.06.93 г.
2.2. Санитарные
правила и нормы устройства, содержания
и организации учебно-
воспитательного процесса общеобразовательных
учреждений. СанПиН №14-46-96.
2.3.
Санитарные правила и нормы
организации обучения детей
СанПиН №12-79-98. 2.4 Методические рекомендации «Физическое воспитание детей и подростков, имеющих отклонения в состоянии здоровья» (издание второе, переработанное и дополненное).-Минск, 1998. 2.5. Методические рекомендации «Гигиеническая норма двигательной активности детей и подростков 5-18 лет», - М, 1984.
2.6. Методические рекомендации «Повышение оздоровительной направленности физического воспитания младших школьников (6-10 лет)». - Минск, 1992.
2.7.
Методические рекомендации «
2.8.
Методические рекомендации «
2.9. Методические рекомендации «Использование физической культуры и спорта для подростков в оздоровительных целях». - М, 1986.
2.10. Образовательный стандарт РД РБ 02100.2.025-98 «ОБЩЕЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА».
2.11. Программа по физической культуре для учащихся начальных классов общеобразовательных школ (Минск, 1999).
2.12.
Программа по физической
2.13. Программы 12-летней общеобразовательной школы (подготовительный. 1-3 классы, Минск, 2000).
3. Общие положения
3.1.
Двигательная нагрузка - наиболее
управляемый фактор внешней
3.2.
Биологическая потребность в движениях
(гигиеническая норма) реализуется
посредством ежедневной двигательной
активности учащихся. Объем ежедневной
и недельной двигательной активности
должен обеспечиваться комплексом мероприятий
в соответствии с возрастными особенностями
учащихся (Приложения 1, 2).
3.3.
Двигательный режим
школьников должен
обеспечиваться системой
взаимосвязанных, направленных на удовлетворение
биологической потребности в движениях
организационных форм физического воспитания,
которая включает в себя:
уроки физической
культуры;
физкультурно-оздоровительные
внеклассные формы занятий физической
культурой и спортом;
внешкольную спортивно-массовую работу;
самостоятельные
занятия физическими
3.4.
Уроки физической культуры
3.5.
Гимнастика до уроков
организма (сердечно-сосудистой, дыхательной,
нервной систем), обеспечивает быстрое
включение школьников в активную работу,
облегчает удержание правильной позы
за партой, воспитывает привычку к регулярным
занятиям физическими упражнениями. Она
не заменяет, а дополняет утреннюю
гигиеническую гимнастику.
3.6.
Физкультурные минутки или физкультпаузы
на уроках обеспечивают активный
отдых учащихся, переключают внимание
с одного вида деятельности на другой,
помогают ликвидировать застойные явления
в органах и системах, улучшают обменные
процессы, способствуют повышению внимания
и активности детей на последующем отрезке
урока.
3.7.
Подвижные перемены, ежедневный
двигательный отдых на
3.8. Внеклассные формы физического воспитания: кружки физической культуры,
и спортивные секции, группы общей физической подготовки и др. способствуют привлечению школьников к регулярным занятиям физической культурой и спортом с учетом их интересов и желаний, повышению двигательной активности и уровня физической подготовленности учащихся, содействуют совершенствованию приобретенных на уроках умений и навыков.
3.9.
Общешкольные физкультурно-
3.10.
Дни (праздники) здоровья
3.11. Эффективность
двигательного режима
уроков физической культуры с физкультурно-оздоровительными
мероприятиями в режиме учебного и продленного
дня; широким вовлечением учащихся в различные
формы внеклассной и внешкольной работы
по физической культуре, спорту и туризму;
внедрением физических упражнений в повседневную
жизнь школьников; медико-педагогическим
контролем за организацией физического
воспитания с оценкой эффективности физкультурно-оздоровительной
работы; проведением необходимых коррекционных
мероприятий.
Информация о работе Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников