Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:12, реферат
Предназначены для использования специалистами центров гигиены и эпидемиологии в Практике текущего госсаннадзора; медицинскими работниками школ (врачи и средний
медицинский персонал), администрацией и педагогами школ при организации и проведении учебно-воспитательного процесса.
1. Область применения.................................................................................................. 4
2.Нормативные ссылки............................................................................................................... 4
3.Общие положения.................................................................................................................... 5
4. Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой...................................................................... ............................ 6
5.Гигиенические требования к организации урока физкультуры ............................................7
6. Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы........................................ ......................................... 9
7.Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы......................................... 11
3.Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием........................................ 12
9. Контроль санитарно-эпидемиологической службы за организацией двигательного режима школьников ................................................................ ........ 13
9.
Контроль санитарно-
режима школьников
9.1. Госсаннадзор за организацией двигательного режима школьников осуществляется специалистами центров гигиены и эпидемиологии.
9.2. Гигиенический контроль должен проводиться по схеме:
контроль за медицинским обследованием с целью распределения учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой: своевременность прохождения медицинских осмотров; полнота охвата учащихся медицинскими осмотрами; использование скрининг-программ при обследовании; наличие в заключении по итогам обследования информации о группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой, рекомендаций по двигательному режиму; комплектование специальных медицинских групп (СМГ) и групп лечебной физкультуры (ЛФК); наличие информации о распределении школьников на медицинские группы у преподавателей физической культуры; допуск к занятиям по физической культуре учащихся, не прошедших медосмотр; причины освобождения от уроков физической культуры; допуск к урокам, тренировкам соревнованиям школьников после перенесенных заболеваний;
гигиеническая оценка уроков физической культуры (занятий СМГ) с характеристикой адекватности физических нагрузок для школьников разных медицинских групп: место урока физической культуры в расписании учебного дня и недели; число отсутствующих на уроке, причины отсутствия; тип урока; построение урока с выделением отдельных структурных частей; хронометраж с оценкой общей и моторной плотности; соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; дифференцированный подход к учащимся с учетом полового диморфизма; степень утомления у наблюдаемых школьников; наличие информации по гигиеническим вопросам на уроке; выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма; санитарно-гигиеническая оценка условий проведения урока; комплексная гигиеническая оценка урока (занятия СМГ);
контроль за условиями проведения физкультурно-оздоровительных и физкультурно-спортивных мероприятий: наличие помещений и специально оборудованных площадок для проведения различных форм обучения и оздоровительных мероприятий; соответствие площади и состава помещений (набора площадок) требованиям нормативных документов; наличие раздевалок, их благоустройство; наличие необходимого оборудования и инвентаря, их состояние, исправность; гигиеническая оценка освещения, вентиляции, отопительных устройств с использованием лабораторных и инструментальных методов исследования; соблюдение правил внутреннего распорядка работы зала и дежурных на уроке (занятии); санитарное состояние основных и вспомогательных помещений, спортивных сооружений, спортивных площадок на момент обследования;
контроль за фактическим выполнением двигательного режима в целом, за сочетанием уроков физической культуры с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня; вовлечением учащихся в различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму.
контроль наличия и ведения медицинской и педагогической документации: наличие и выполнение плана работы врача и среднего медицинского работника; наличие медицинских карт школьника (ф.26); оформление «Медицинских листков классов»; наличие приказа о занятиях специальной медицинской группы; расписание занятий СМГ; заверенные руководителем учебного заведения и медицинским работником списки детей и подростков, допущенных к соревнованиям, туристским походам, участию в др. физкультурных мероприятиях; учет результатов медико-педагогического контроля за организацией физкулътурно-оздоровителъной работы в учебном заведении; материалы по оценке эффективности физкулътурно-оздоровительной работы; календарь спортивно-массовых физкулътурно-оздоровителъных мероприятий на учебный год, расписание занятий физкультурных кружков, групп ОФП, спортивных секций и т. п.; протоколы совещаний и советов, на которых рассматривались вопросы оценки эффективности физкулътурно-оздоровителъной работы в учебном заведении.
9.3. Материалы контроля обобщаются и выносятся на обсуждение административных, педагогических и родительских советов учебного заведения; советов РОНО; коллегий городских (областных) управлений образования; коллегий министерств образования и здравоохранения.
Приложение 1
Примерный
объем ежедневной двигательной активности
(ДА)
|
Приложение 2 Примерный объем недельной двигательной активности
|
Назначения
медицинские группы для занятий физической культурой (составители: проф. Н.Т.Лебедева, РДСМ; Е.В.Пилютик - гл.врач Минского ОДСМ)
Отклонения здоровья
Нарушение осанки
1. Жесткая постель;
2.
Мебель, соответствующая росту (
3.
Утренняя гимнастика с
4. Корригирующая гимнастика 2-3 раза в неделю, 15-20 минут;
5. Плавание 2-3 раза в неделю в течение года;
6. Физкультминутки на уроках и во время подготовки домашних заданий, постоянно, 1-2 минуты (физкультрецепт);
7. Осмотр педиатра 2 раза в год._______________________
Сколиоз
1. Жесткая постель;
2.
Приготовление домашних
3. Утренняя гимнастика с включением 3-5 упражнений для укрепления мышц спины, ежедневно, 10 минут (физкультрецепт);
4. Корригирующая гимнастика 2-3 раза в неделю, 15-20 минут (физкультрецепт);
5. Плавание 2-3 раза в неделю;
6. Массаж 2-3 курса за учебный год;
7. Консультация ортопеда, врача ЛФК 2 раза в год.____________
стоп
Уплощение (одностороннее, двустороннее), плоскостопие
1.
Утренняя гимнастика с
2.
Рациональная обувь (указать
3. Хождение босиком с вsполнением специальных упражнений перед вечерним мытьем ног, ежедневно 3-5 минут;
4. Теплые ванны с последующим массажем стоп в течение года, 2-3 раза в неделю;
5. Плантограмма с последующей консультацией родителей и школьников 2 раза в год. ________________________
Нарушение
зрения:
миопия средней
степени до 0,5D
1.
Мебель в соответствии с
2. Пересаживание в классе не реже 4 раз за учебный год;
3. Непрерывная зрительная работа не более 15-20 минут;
во время
4. Гимнастика для глаз на занятиях 2-3 минуты и приготовления домашних занятий (физкультрецепт);
5.
Хорошее (выше гигиенических
6. Физкультминутки на уроках 2-3 минуты (физкультрецепт);
7.
Тренировка глаз по Аветисову-
8. Подбор и ношение очков - постоянно;
9. Обследование офтальмолога 2 раза в год;
10. Питание богатое витамином А (растительные жиры, морковь, абрикосы, хурма);
11. Ограничение просмотра телепередач до 20-60 минут в день;
12.
Пребывание на открытом
Дисгармоничное физическое развитие
При избытке массы:
1.
Ограничение калорийности
Частые ОРВИ
Невроз (использована
группировка из
методических
рекомендаций
«Психогигиена
и
профилактика
психических
заболеваний в
детском возрасте»
2. Гимнастика утром и вечером ежедневно, 10 минут (физкультрецепт);
3. Уроки
физкультуры подготовительная
Информация о работе Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников