Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 14:12, реферат

Описание работы

Предназначены для использования специалистами центров гигиены и эпидемиологии в Практике текущего госсаннадзора; медицинскими работниками школ (врачи и средний
медицинский персонал), администрацией и педагогами школ при организации и проведении учебно-воспитательного процесса.

Содержание

1. Область применения.................................................................................................. 4

2.Нормативные ссылки............................................................................................................... 4

3.Общие положения.................................................................................................................... 5

4. Распределение школьников на медицинские группы для занятий физической культурой...................................................................... ............................ 6

5.Гигиенические требования к организации урока физкультуры ............................................7

6. Гигиенические требования к организации занятий учащихся специальной медицинской группы........................................ ......................................... 9

7.Оценка эффективности физкультурно-оздоровительной работы......................................... 11

3.Медико-педагогический контроль за физическим воспитанием........................................ 12

9. Контроль санитарно-эпидемиологической службы за организацией двигательного режима школьников ................................................................ ........ 13

Работа содержит 1 файл

gigiena.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

    9. Контроль санитарно-эпидемиологической службы за организацией двигательного

режима  школьников

        9.1.         Госсаннадзор     за     организацией     двигательного     режима     школьников осуществляется специалистами центров гигиены и эпидемиологии.

    9.2.    Гигиенический контроль должен проводиться по схеме:

    контроль  за медицинским обследованием  с целью распределения  учащихся на медицинские группы для занятий физической культурой: своевременность прохождения медицинских осмотров; полнота охвата учащихся медицинскими осмотрами; использование скрининг-программ при обследовании; наличие в заключении по итогам обследования информации о группе здоровья, медицинской группе для занятий физкультурой, рекомендаций по двигательному режиму; комплектование специальных медицинских групп (СМГ) и групп лечебной физкультуры (ЛФК); наличие информации о распределении школьников на медицинские группы у преподавателей физической культуры; допуск к занятиям по физической культуре учащихся, не прошедших медосмотр; причины освобождения от уроков физической культуры; допуск к урокам, тренировкам соревнованиям школьников после перенесенных заболеваний;

          гигиеническая оценка уроков физической культуры (занятий СМГ) с характеристикой адекватности физических нагрузок для школьников разных медицинских групп: место урока физической культуры в расписании учебного дня и недели; число отсутствующих на уроке, причины отсутствия; тип урока; построение урока с выделением отдельных структурных частей; хронометраж с оценкой общей и моторной плотности; соответствие содержания урока и величины нагрузки состоянию здоровья, физической подготовленности, возрасту и полу учащихся; дифференцированный подход к учащимся с учетом полового диморфизма; степень утомления у наблюдаемых школьников; наличие информации по гигиеническим вопросам на уроке; выполнение учащимися упражнений в спортивной одежде и обуви при температурных условиях, обеспечивающих закаливание организма; санитарно-гигиеническая оценка условий проведения урока; комплексная гигиеническая оценка урока (занятия СМГ);

        контроль    за    условиями     проведения    физкультурно-оздоровительных     и физкультурно-спортивных    мероприятий:    наличие    помещений    и    специально оборудованных площадок для проведения различных форм обучения и оздоровительных мероприятий;   соответствие  площади  и  состава  помещений   (набора  площадок) требованиям нормативных документов;  наличие раздевалок,  их благоустройство; наличие   необходимого   оборудования   и   инвентаря,   их   состояние,    исправность; гигиеническая    оценка    освещения,     вентиляции,     отопительных    устройств    с использованием    лабораторных    и     инструментальных    методов     исследования; соблюдение  правил  внутреннего распорядка работы зала  и  дежурных  на уроке (занятии);    санитарное    состояние    основных    и    вспомогательных    помещений, спортивных сооружений, спортивных площадок на момент обследования;

    контроль  за фактическим выполнением  двигательного режима в целом, за сочетанием   уроков   физической   культуры   с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в  режиме учебного дня;  вовлечением учащихся  в  различные формы внеклассной и внешкольной работы по физической культуре, спорту и туризму.

    контроль  наличия и ведения  медицинской и  педагогической документации: наличие и    выполнение плана работы врача и среднего медицинского работника; наличие медицинских карт  школьника (ф.26);  оформление  «Медицинских листков классов»; наличие приказа о занятиях специальной медицинской группы; расписание занятий   СМГ;   заверенные   руководителем   учебного   заведения   и   медицинским работником списки детей и подростков, допущенных к соревнованиям, туристским походам, участию в др. физкультурных мероприятиях; учет результатов медико-педагогического контроля за организацией физкулътурно-оздоровителъной работы в учебном     заведении;     материалы  по   оценке    эффективности     физкулътурно-оздоровительной работы; календарь спортивно-массовых физкулътурно-оздоровителъных   мероприятий на учебный год, расписание занятий физкультурных кружков, групп ОФП, спортивных секций и т. п.; протоколы совещаний и советов, на которых рассматривались вопросы оценки эффективности физкулътурно-оздоровителъной работы в учебном заведении.

    9.3. Материалы контроля обобщаются  и выносятся на обсуждение административных, педагогических и родительских советов учебного заведения; советов РОНО; коллегий городских (областных) управлений образования; коллегий министерств образования и здравоохранения.

 

Приложение 1

           
          Примерный объем ежедневной двигательной активности (ДА)

Классы Ежедневное  время для Д А на воздухе (часы) Физультурно-оздоровительные  мероприятия
Гимнастика  до уроков (мин) Физкультминутки на уроках (мин) Подвижные перемены (мин) Д А во вторую половину дня (часы)
I 3,5 5-6 5 30-35 1,5-2
II 3,5 5-6 5 30-35 1,5-2
III 3 5-7 5 25-30 1-1,5
IV 2,5 5-7 5 20-30 1-1,5
V 2 6-8 5 20-30 1
VI 2 6-8 5 20-30 1
VII 2 6-8 5 20-30 1
VIII 2 6-8 5 20-30 1
IX 2 6-8 5 15-20 1
X 2 6-8 5 15-20 1
XI 2 6-8 3-5 15-20 1
XII 2 6-8 3-5 15-20 1

         
         
                                                Приложение 2 Примерный объем недельной двигательной активности

Уроки физкультуры (количество в неделю) 
Внеклассные формы занятий (спортивные секции, кружки, группы ОФП) (часы) Общешкольные мероприятия Самостоятельные занятия физкультурой (часы)
Участие в соревнованиях (раз в учебном году) Дни здоровья и  спорта
3 1,5 3 Каждую  учебную четверть 3
3 1,5 3 Каждую учебную  четверть 3
3 2 3 Каждую учебную  четверть 3
3 2 3 Каждую учебную  четверть 3
3 2 4 Каждую учебyю четверть 3
3 2 4 Каждую учебную  четверть 3
3 2 4 Каждую учебную  четверть 3
3 2 4 Каждую учебную  четверть 3
3 2 4 Каждую учебную  четверть 3
3 2 4 Каждую учебную  четверть 3
3 2 4-5 Каждую учебную  четверть 3
3 2 4-5 Каждую учебную  четверть 3

 

                                                          Приложение 3. Примерная схема назначений врача на приеме детей с целью распределения их на

        

Назначения

            медицинские группы для занятий физической культурой  (составители: проф. Н.Т.Лебедева, РДСМ; Е.В.Пилютик - гл.врач Минского ОДСМ)

Отклонения  здоровья

Нарушение осанки

          1.   Жесткая постель;

          2.   Мебель, соответствующая росту (указать  конкретно);

          3.   Утренняя гимнастика с включением 3-4 упражнений  на осанку ежедневно, 10 минут (физкультрецепт);

          4.   Корригирующая гимнастика 2-3 раза  в неделю, 15-20 минут;

5.   Плавание 2-3 раза в неделю в  течение года;

          6.   Физкультминутки на уроках и   во  время  подготовки домашних  заданий, постоянно, 1-2 минуты (физкультрецепт);

7.   Осмотр педиатра 2 раза в год._______________________

Сколиоз

          1.   Жесткая постель;

          2.   Приготовление домашних заданий  лежа на животе - постоянно;

          3.   Утренняя    гимнастика    с    включением    3-5    упражнений    для укрепления мышц спины, ежедневно, 10 минут (физкультрецепт);

          4.   Корригирующая   гимнастика   2-3   раза   в   неделю,   15-20   минут (физкультрецепт);

          5.   Плавание 2-3 раза в неделю;

          6.   Массаж 2-3 курса за учебный год;

7.   Консультация ортопеда, врача ЛФК 2 раза  в год.____________

        стоп

Уплощение (одностороннее, двустороннее), плоскостопие

          1.   Утренняя гимнастика с включением 2-3 специальных упражнений, ежедневно 10 минут (физкультрецепт);

          2.   Рациональная обувь (указать конкретно);

          3.   Хождение босиком с вsполнением специальных упражнений перед вечерним мытьем ног, ежедневно 3-5 минут;

        4.   Теплые ванны с последующим  массажем стоп в течение года, 2-3 раза в неделю;

      5.   Плантограмма    с    последующей    консультацией    родителей    и школьников 2 раза в год.   ________________________

Нарушение зрения: 
миопия средней 
степени до 0,5D

          1.   Мебель в соответствии с ростом;

          2.   Пересаживание в классе не  реже 4 раз за учебный год;

          3.   Непрерывная зрительная работа  не более 15-20 минут;

во   время

        4.   Гимнастика   для   глаз   на   занятиях   2-3   минуты   и приготовления домашних занятий (физкультрецепт);

          5.   Хорошее (выше гигиенических норм) естественное и искусственное  освещение рабочего места в школе (1-2 парты в 1-2 ряду, дома у окна);

          6.   Физкультминутки на уроках 2-3 минуты  (физкультрецепт);

        7.   Тренировка глаз по Аветисову-Мац, 1-2 раза в день (физкультрецепт);

        8.   Подбор и ношение очков - постоянно;

        9.   Обследование офтальмолога 2 раза  в год;

        10. Питание богатое витамином А  (растительные жиры, морковь, абрикосы, хурма);

        11. Ограничение  просмотра телепередач до 20-60 минут  в день;

        12. Пребывание на открытом воздухе  (1 урок на воздухе, 1 час во внеучебное время.

Дисгармоничное  физическое развитие

        При избытке массы:

          1.   Ограничение калорийности суточного  пищевого рациона (за счет хлебобулочных изделий, сливочного масла);

 

Частые ОРВИ

Невроз (использована 
группировка  из 
методических 
рекомендаций 
«Психогигиена         и 
профилактика 
психических 
заболеваний в 
детском возрасте»

          2.   Гимнастика утром и вечером  ежедневно, 10 минут (физкультрецепт);

3.   Уроки  физкультуры подготовительная группа;

Информация о работе Гигиенический контроль за организацией двигательного режима школьников