Организация налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 22:12, контрольная работа

Описание работы

Значимость налогового контроля заключается в том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ…………………………………………………………………4
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ НЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ..……………..……….4
1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………9
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………...…12
2.1. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ………………………………………………………..12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

фин право.doc

— 80.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)    Северный (арктический) федеральный университет

     
     
    (наименование кафедры)

Грушанина Екатерина Анатольевна

    Факультет ИПиП        курс   __1____    группа          3    

 
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 
По дисциплине                Финансовое право

На тему         Организация налогового контроля в РФ______________________                                          

 
 
 
Работа допущена к защите 

    (подпись руководителя) 

(дата) 
 
 
 
 
 
 

Признать, что  работа

выполнена и защищена с оценкой ______________________________________

 
Руководитель 

    (должность) 

(подпись) 

(и., о., фамилия) 

          (дата) 
           
           
           

    Архангельск 2011 
     
     
     
     
     
     

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ…………………………………………………………………4 
1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ НЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ..……………..……….4

1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………9 
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ…………………………………...…12

2.1. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ………………………………………………………..12 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Конституцией  Российской Федерации закреплена обязанность  уплаты установленных налогов и  сборов. Налоги и сборы являются признаком любого государства и, вместе с тем, необходимым условием существования самого государства, они позволяют государству выполнять его функции, в том числе социально-значимые. Обязанность по уплате налогов является безусловной, т.е. каждый обязан платить установленные виды налогов и сборов. Данная обязанность адресована как гражданам, так и юридическим лицам. Для обеспечения обязанности по уплате налогов и сборов созданы специализированные государственные органы, уполномоченные по контролю и надзору в сфере налоговых правоотношений.

     Значимость  налогового контроля заключается в  том, что посредством его достигается упорядоченность налоговых правоотношений. При помощи механизма налогового контроля налоговые органы проверяют соблюдение налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах, в частности по уплате налогов, выявляют допущенные правонарушения, выставляют требования по уплате налогов, пени и штрафных санкций. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

    1. ОРГАНИЗАЦИЯ НЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ

     Налоговый контроль – представляет собой деятельность должностных лиц налоговых органов по контролю за правильностью и своевременностью уплаты законно установленных в Российской Федерации налогов и сборов, осуществляемую в пределах своей компетенции.

     Налоговый контроль реализуется посредством  процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

     В соответствии с п.1 ст.82 НК РФ: "Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом".

     Вышеуказанное определение позволяет нам определить сущность и основные характеристики налогового контроля.

     Прежде  всего, необходимо отметить, что налоговый  контроль является разновидностью государственного контроля (надзора), а точнее - это  специализированный вид государственного контроля (надзора). Вообще под контролем как таковым понимается наблюдение или проверка с целью надзора. Контроль, как неотъемлемая составляющая любого процесса управления, призван обеспечить надлежащее функционирование управляемого объекта. Контроль за соблюдением законодательства позволяет не только устранять недостатки в функционировании объектов управления, оценивать дисциплину исполнения законодательных актов, но и судить о том, насколько эффективно само правовое регулирование в той или иной сфере управления, о том, какие изменения следует внести в нормативные акты для повышения степени их исполнения, о том, насколько нормы правовых актов соответствуют сущности и закономерностям развития регулируемых общественных отношений. 1

     В сфере государственного правового  регулирования контроль используется, прежде всего, как механизм, посредством которого проверяется соответствие поведения и деятельности хозяйствующих субъектов правовым предписаниям.

     Государственный контроль осуществляется специально уполномоченными  органами государства в особых, установленных законом, формах и процедурах. При этом указанные органы наделяются достаточно мощными односторонне-властными полномочиями, имеющими властный характер, в частности:

     а) давать подконтрольным субъектам обязательные для исполнения указания об устранении вскрытых недостатков;

     б) ставить перед компетентными  инстанциями вопрос о привлечении  к ответственности лиц, виновных в обнаруженных нарушениях;

     в) непосредственно применять в  необходимых случаях меры государственного принуждения.

     Налоговый контроль осуществляется не только в отношении граждан и их объединений, но и в отношении государственных органов, а также органов местного самоуправления, которые также являются подконтрольными субъектами, выступая в отношениях по налоговому контролю в качестве юридических лиц. В этом смысле налоговый контроль может рассматриваться как своеобразный универсальный государственный контроль, который совмещает в себе черты внутрисистемного контроля и в то же время контроля "внешневластного".

     Также необходимо отметить, что налоговый контроль также является составной частью финансового контроля и представляет собой разновидность финансовой деятельности государства. Помимо налогового контроля, можно назвать такие виды финансового контроля, как бюджетный, банковский, валютный, таможенный и др.

     В процессе осуществления налогового контроля проверке подвергается реализация такого направления финансовой деятельности государства, как сбор доходов, идущих на формирование денежных фондов, входящих в состав финансовой системы государства. В связи с этим Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова считают, что "налоговый контроль относится к общегосударственному финансовому контролю". 2

     Основным  законодательным актом, регулирующим контроль и надзор в сфере предпринимательской  деятельности, является Федеральный закон от 08 августа 2001 года № 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)"3, согласно ст.2 которого государственный контроль (надзор) - это проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

     Однозначно  определен в Законе предмет контроля - выполнение обязательных требований к товарам (работам, услугам). Имеются  в виду, прежде всего потребительские  требования, устанавливаемые изготовителями (исполнителями) в их технической  документации или сторонами договоров на продажу товаров (работ, услуг).

     Налоговый контроль, обладая общими признаками государственного контроля, имеет также  специфические черты, которые отражают его сущность и отличают от иных видов государственного контроля. Данные специфические признаки и получили отражение в понятии налогового контроля, закрепленном в п.1 ст.82 НК РФ. Среди таких признаков необходимо назвать следующие.

     1. Налоговый контроль - это деятельность  государственный органов, т.е.  система организационных мероприятий, объединенных особыми целями, задачами и методами осуществления.

     Фактическая деятельность по осуществлению налогового контроля реально воплощается в  трех самостоятельных этапах (стадиях) его осуществления:

     а) сбор информации о проверяемом субъекте (осуществляется в формах, установленных ст.82 НК РФ);

     б) оценка собранной информации (главным  образом, в акте налоговой проверки);

     в) реагирование на оцененную информацию (путем вынесения соответствующего решения).

     2. Налоговый контроль осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами - налоговыми органами.

     3. Налоговый контроль представляет  собой контроль за деятельностью  налогоплательщиков, налоговых агентов,  плательщиков сборов, а также  иных субъектов, на которых  в соответствии с НК РФ возложены обязанности в сфере налоговых отношений. Положение п.1 ст.82 НК РФ ориентирует на то, что налоговый контроль осуществляется только за деятельностью налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов. Однако в действительности круг подконтрольных субъектов, деятельность которых проверяется в рамках налогового контроля, шире.

     Контрольная деятельность налоговых органов  в сфере налогообложения касается не только налогоплательщиков, обязанных  точно и своевременно исполнять налоговые обязательства, но и всех других лиц, участвующих в сложных и многообразных операциях по организации и осуществлению налогообложения (налоговых агентов, банков, приемщиков налоговых платежей и т.д.), а также собственных органов (прежде всего, налоговых). 4

     4. Налоговый контроль осуществляется  в порядке, установленном законом.  Как указывается в Определении  Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 № 267-О, в силу конституционного  требования о необходимости уплаты  только законно установленных налогов и сборов механизм налогообложения должен обеспечивать надлежащий правовой характер деятельности уполномоченных органов и должностных лиц, связанной с изъятием средств налогообложения.

     5. Налоговый контроль осуществляется  в целях обеспечения соблюдения законодательства о налогах и сборах. Контроль в сфере налогообложения не является самоцелью, он должен вести к достижению тех задач, которые отвечают интересам государства и общества. Основная цель осуществления налогового контроля заключается в обеспечении соблюдения тех требований, которые установлены законодательством о налогах и сборах. Для осуществления этой общей цели налоговые органы наделены соответствующими властно-принудительными полномочиями. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

     Важнейшим с теоретической точки зрения является вопрос о форме контроля. В науке налогового права мнения насчет этой категории, как уже отмечалось, существенно разнятся. В отдельных  работах фактически допускается  смешение или отождествление форм, методов и видов налогового контроля. Некоторые авторы под формами контроля понимают его виды – в зависимости от времени осуществления контрольных действий. В свое время в понятие форм включались методологические аспекты хозяйственного контроля, т.е. их предлагалось рассматривать как технику его проведения. В зависимости от признака, лежащего в основе того или иного методологического подхода, выделяют различные формы хозяйственного контроля. К таким признакам отнесены: время проведения контроля, источники контрольных данных и способы его осуществления.

     По  мнению А.С. Титова (к.ю.н.), следует признать правильным понимание формы налогового контроля как способа конкретного  выражения и организации контрольных  действий. Специалистами, придерживающимися  аналогичной точки зрения, выделяются такие основные формы налогового контроля, как:

     1. Ревизия охватывает все (или  почти все) стороны деятельности  объекта контроля.

     2. Проверка проводится по определенному  кругу вопросов или теме путем  ознакомления с определенными  сторонами деятельности.

Информация о работе Организация налогового контроля